Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Уполномоченный по правам человека

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Уполномоченный по правам человека – это должностное лицо, к которому гражданин может обратиться за защитой. Как и когда уполномоченный появился в нашей стране, какие полномочия осуществляет и чем может помочь людям, расскажем далее.
Содержание

  1. Должность уполномоченного по правам человека
  2. Федеральный уполномоченный по правам человека
  3. Уполномоченный по правам человека субъекта РФ
  4. Полномочия уполномоченного по правам человека
  5. Жалоба уполномоченному по правам человека
  6. Ответ уполномоченного по правам человека

Должность уполномоченного по правам человека

Основной закон страны — Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека как высшую ценность и закрепляет обязанность государства признавать их, соблюдать и защищать. В России функционирует большое количество государственных институтов, призванных защищать нарушенные права граждан. Прежде всего это правоохранительные органы и суд. В 90-х годах прошлого столетия в дополнение к названным государственным органам в России с учетом международного опыта создали специальную независимую должность, наделенную функциями контроля за соблюдением прав граждан. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, она именовалась как Парламентский уполномоченный по правам человека. Впоследствии указание на «парламентский» из названия исключили.

В 1997 году был принят ряд законов, регулирующих деятельность уполномоченного по правам человека. Основным является Закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ, актуальный и на сегодняшний день. Кроме того, внесены изменения в процессуальное законодательство в части наделения уполномоченного правом знакомиться с гражданскими и уголовными делами, а также материалами об отказе в возбуждении уголовного дела в целях оценки законности принятых решений.

Сегодня лицо, имеющее статус уполномоченного по правам человека, в официальных документах и СМИ именуют омбудсменом. Есть мнение, что указанное слово произошло от шведского ombud, означающего в средневековье силу и авторитет, а в современности обозначающее лицо, представляющее интересы других людей. Официальный сайт уполномоченного по правам человека в РФ также носит краткое именование ombudsmanrf.org.

Омбудсмен, помимо своих основных обязанностей, вправе заниматься преподавательской, творческой или научной деятельностью. Получение прибыли (оплаты) из иных источников законом запрещается. Омбудсмен должен соблюдать антикоррупционное законодательство и не допускать ситуаций, когда его личный интерес может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей.

При несоблюдении омбудсменом установленных запретов и ограничений его деятельность подлежит досрочному прекращению.

Омбудсмен работает не в одиночку. Во главе с ним трудится команда специалистов по правовым, организационным, научно-аналитическим, информационно-справочным и иным направлениям деятельности, это его рабочий аппарат.

Чтобы как можно больше граждан смогли получить квалифицированную помощь, в России действует не только омбудсмен федерального уровня, но и уполномоченные в регионах.

Федеральный уполномоченный по правам человека

Главный омбудсмен назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ по результатам тайного голосования. Стать уполномоченным по правам человека может гражданин России, не имеющий гражданства иного государства либо вида на жительство в нем, с безукоризненной репутацией. Лицо, выдвинувшее кандидатуру на замещение должности омбудсмена должно знать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт их защиты.

Вступая в должность, омбудсмен произносит официальное торжественное обещание добросовестно исполнять возложенные на него законом обязанности. Деятельность омбудсмена является настолько значимой, что не прекращается и не приостанавливается даже при введении в государстве чрезвычайного и военного положений. По аналогии с судьями и иными лицами, замещающими высокие государственные должности, федеральный омбудсмен обладает неприкосновенностью, что означает невозможность привлечения к ответственности, недопустимость его ареста, задержания, обыска и личного досмотра без согласия ГД РФ. Сегодня полномочия омбудсмена на уровне Российской Федерации осуществляет Москалькова Татьяна Николаевна.

Уполномоченный по правам человека субъекта РФ

Правовую основу деятельности омбудсменов регионального уровня заложил Федеральный закон 18.03.2020 № 48-ФЗ. Указанный закон следует принципам Закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ, раскрывая некоторые из его положений. Назначение регионального омбудсмена производится законодательным органом субъекта РФ. В регионе допускается замещение одним лицом должностей уполномоченных по правам человека, правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов.

Полномочия уполномоченного по правам человека

Сегодня омбудсмен наделен достаточно обширной компетенцией по охране законных интересов людей. Не подчиняясь никому из государственных органов, омбудсмен тем или иным способом взаимодействует с каждым из них. Властные структуры должны оказывать содействие уполномоченному, предоставлять необходимые документы по его запросам и не вправе отказать ему в личном приеме (ст. 17 Закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ).

Важным направлением деятельности омбудсмена является адресная помощь обратившимся к нему гражданам. Люди, которые не способны самостоятельно использовать средства защиты (писать обращения, осознавать и понимать характер причиняемого вреда), также не остаются без внимания омбудсмена. В частности, для защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, омбудсмен вправе посещать медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, проводить в них проверки и принимать меры реагирования в рамках своей компетенции
(ст. 46 Закона от 02.07.1992 № 3185-1). Омбудсмен также обязан содействовать оказанию гражданам бесплатной юридической помощи (ст. 16 Закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ) и способствовать совершенствованию законодательства и просвещению граждан (ст. 1 Закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ).

Жалоба уполномоченному по правам человека

Отдельным направлением деятельности омбудсмена является восстановление прав граждан, нарушенных неправомерными действиями органов власти. Пострадав от произвола властных структур, граждане могут обратиться к омбудсмену восстановить справедливость. Порядок рассмотрения жалоб омбудсменом содержится в ст. 15—17 Закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ и ст. 9—11 Закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ.

По общему правилу до подачи жалобы гражданин должен использовать все возможные способы защиты его нарушенных органами власти прав в судебном и досудебном порядке. Если указанные меры ожидаемого для заявителя результата не принесли, гражданин вправе обратиться к уполномоченному с жалобой, которая должна быть подана уполномоченному по правам человека не позднее чем через год со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Обращаться к омбудсмену вправе граждане Российской Федерации (без ограничений по месту пребывания), иностранные граждане и лица без гражданства (если они находятся на территории России). Жалоба может быть представлена в письменном виде по почте, в ходе личного приема либо с помощью официальных сайтов уполномоченных в Интернете. Представление жалобы является бесплатным.

В обращении, содержащем просьбу о восстановлении или защите своих прав, заявителю необходимо указать сведения, позволяющее его идентифицировать, почтовый или электронный адрес (на который он желает получить ответ). Следует также отразить суть обжалуемого нарушения и указать сведения о лице, допустившем нарушение. К жалобе следует приложить копии документов, которые обоснуют доводы заявителя. При рассмотрении жалобы омбудсмен вправе контактировать с органами, действия которых обжалуются, посредством запроса у них информации (ее документального подтверждения) по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию по доводам, изложенным заявителем. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Если уполномоченному требуется проверить изложенные заявителем доводы, он вправе, в частности, нанести визит в орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются, получить объяснения по доводам жалобы, привлечь экспертов для подготовки заключений по вопросам, требующим наличия специальных познаний.

Ответ уполномоченного по правам человека

Если жалоба принята омбудсменом, он обязан обеспечить ее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение и в случае необходимости — с участием гражданина.

Если лицо не исчерпало доступные способы защиты своего права, омбудсмен рассматривает его доводы по существу и разъясняет средства, которые он вправе использовать. Также омбудсмен вправе передать жалобу
в орган, к компетенции которого относится разрешение доводов заявителя.

Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению, если заявителем не соблюдены условия ее подачи.

О принятом решении заявитель должен быть уведомлен в 10-дневный срок. Отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован. Заявитель не может обжаловать указанное решение омбудсмена (ст. 20 Закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ).

Если омбудсменом выявлены нарушения, он должен направить в государственный орган, муниципальный орган, организацию, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение, в письменной форме информацию о возможных или требуемых мерах по устранению нарушений прав и свобод, а также их восстановлению. Такие указания являются обязательными для рассмотрения допустившим нарушения органом.

Омбудсмен вправе инициировать возбуждение дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении допустившего нарушение должностного лица.

Омбудсмен вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав граждан. Такой иск может быть представлен также в интересах неограниченного круга лиц. При этом уполномоченный вправе участвовать в процессе по делу.

В качестве примера оказания уполномоченным помощи гражданам в восстановлении их нарушенных прав приведем следующий случай.

Гражданин организовал проведение публичного богослужения, не подав уведомление о его проведении в администрацию города. Прокурором города в отношении гражданина вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Судами трех инстанций гражданин признан виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Исчерпав все возможные способы обжалования в судебном порядке, гражданин обратился к федеральному омбудсмену с жалобой. Уполномоченный посчитал доводы жалобы обоснованными и в рамках предоставленных ему законом полномочий обратился в Верховный Суд РФ с ходатайством в интересах гражданина об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на отсутствие в действиях указанного лица состава административного правонарушения. Высший судебный орган встал на сторону гражданина, удовлетворил ходатайство омбудсмена и отменил незаконно принятые судами акты (Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2013 № 57-АД13-1).

В заключение стоит отметить, что вмешательство в деятельность уполномоченного по правам человека, неисполнение должностными лицами его законных требований либо иное другое воспрепятствование его деятельности влечет наложение административного штрафа, размеры которого установлены Кодексом об административных правонарушениях.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь