Земельный налог – один из местных налогов в РФ. В Налоговом кодексе прописаны основные положения, касающиеся этого налога. Местным властям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о целесообразности его введения на своей территории, устанавливать ставки, по которым будет производиться налогообложение (в рамках норм НК), вводить дополнительные льготы. Ввиду разноуровневого регулирования плательщикам бывает сложно разобраться, нужно ли им платить налог и по какой ставке.
Над статьей работали:
Автор: Тимошкина Юлия; редактор: Чапис Елена
Содержание
- Кто платит земельный налог
- Исчисление и уплата земельного налога: пример
- Порядок уплаты земельного налога
- Основания уплаты земельного налога
- Кто освобождается от уплаты земельного налога
- Льготы по уплате земельного налога
- Как определить налоговую ставку по земельному налогу
- Для кого налоговая ставка по земельному налогу составляет 0,3 процента
- Сроки уплаты земельного налога физическими лицами
- Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами
- Основание платежа при уплате земельного налога
- Уплата налога при продаже земельного участка
Кто платит земельный налог
Земельный налог взымается и с организаций, и с физических лиц. Причем в отличие от имущественного, земельный налог для обеих групп налогоплательщиков установлен главой 32 Налогового кодекса РФ.
Индивидуальные предприниматели платят земельный налог как физлица.
Чтобы принять решение об уплате земельного налога, компании или физическому лицу следует разобраться:
1. Действует ли в местности, где расположен участок, земельный налог.
1. Какими правами обладает лицо в отношении земельного участка.
2. Признается ли участок объектом налогообложения.
3. Зарегистрировано ли право на участок в ЕГРН.
4. Установлена ли кадастровая стоимость участка.
5. Есть ли основания для применения налоговых льгот в отношении указанного налога.
Земельный налог установлен на федеральным уровне Налоговым кодексом, в котором определены основные элементы налогообложения, прописаны пороговые значения ставок, основные льготы и так далее. При этом местным властям предоставлено право принимать решение о целесообразности ввода указанного налога на подведомственной им территории (ст. 12, п. 1 ст. 389 НК РФ). Это касается не только земельного, но и всех местных налогов, к которым также относится налог на имущество, уплачиваемый физлицами, и торговый сбор. Местные налоги в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) вводятся законами этих субъектов РФ, а на федеральной территории «Сириус» — нормативно-правовым актом представительного органа этой территории.
Указанными актами не только вводится налог на соответствующей территории, но и устанавливаются действующие ставки, обязанность уплачивать авансовые платежи, а также дополнительные льготы.
Такое разрозненное нормативное регулирование может вызывать у налогоплательщиков сложности в части определения собственных налоговых обязанностей. Чтобы максимально упростить доступ к получению необходимой информации, на официальном сайте ФНС РФ подготовлен раздел со справочной информацией (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/tax/). Здесь налогоплательщики могут найти НПА, вводящие налог на определенной территории, точные налоговые ставки, а также информацию о льготах.
Следующий шаг – проверить права на земельный участок. Плательщиками налога признаются не только собственники, но и лица, владеющие участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. А вот арендаторы, а также лица, получившие участок в безвозмездное пользование, не считаются налогоплательщиками (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения являются все участки земли, расположенные на территории муниципального образования, городов федерального значения, а также федеральной территории «Сириус», в которых введен налог, за исключением (п. 2 ст. 389 НК):
• изъятых из оборота участков;
• ограниченных в обороте участков, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объектов, входящих в список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия, музеи-заповедники;
• ограниченных в обороте участков, занятых находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
• участков из состава земель лесного фонда;
• локаций, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налогоплательщиком признается лицо, чье право на объект налогообложения (соответствующий земельный участок) зарегистрировано в ЕГРН. Налоговые органы неоднократно разъясняли, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (например, письмо Минфина РФ от 15.03.2021 № 03-05-06-02/18102). Исключениями являются случаи, указанные в пунктах 4 и 5 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54, а именно, когда:
• права на участок подтверждаются иным документом до введения в силу Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ;
• участок получен в порядке наследования;
• участок получен при реорганизации организации (кроме выделения).
В этих случаях платить налог придется, даже если права не зарегистрированы в ЕГРН.
Для возникновения у лица обязанности по уплате налога должна быть определена налоговая база, которая определяется как кадастровая стоимость земли (п. 1 ст. 390 НК РФ). Поэтому если она не определена, то база равна нулю, а обязанность заплатить налог отсутствует. Отметим, что до 01.03.2015 действовало правило, согласно которому в случае, если кадастровая стоимость земли не была определена, применялась нормативная стоимость (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Исчисление и уплата земельного налога: пример
По общему правилу сумма налога рассчитывается как произведение налоговой базы (кадастровой стоимости участка) на ставку. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который рассчитывается налог, но есть некоторые исключения (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налог считается отдельно по каждому объекту налогообложения.
Если участок находится в долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле налогоплательщика. Если участок принадлежит физлицам на праве общей совместной собственности без выделения долей, то база распределяется на каждого собственника в равных долях (п. п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).
В некоторых случаях при расчете налога в отношении участков, приобретенных физлицом или предоставленных ему в собственность для жилищного строительства, применяется повышенный коэффициент (п. п. 15, 16 ст. 396 НК РФ).
Для организаций, уплачивающих по итогам отчетных периодов авансовые платежи, подлежащий уплате за год налог уменьшается на сумму перечисленных в бюджет авансов. Напомним, что налоговый период по земельному налогу – календарный год, а отчетные периоды – I, II и III кварталы.
Так, если компании принадлежит участок, кадастровая стоимость которого на начало года составила 50 млн рублей, то при ставке налога 1,5 процента она трижды в течение года заплатит авансовые платежи в размере 187,5 тыс. рублей. По итогам года компании также нужно будет заплатить 187,5 тыс. рублей (50 млн руб. х 1,5 % — (187,5 тыс. + 187,5 тыс. + 187,5 тыс.).
Порядок расчета налога изменится, если:
• у налогоплательщика есть льготы (объект облагается, но есть вычет, необлагаемая сумма и прочее);
• участок принадлежал налогоплательщику не целый год;
• изменились характеристики участка;
• участок предназначен для жилищного строительства;
• заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений и применяется налоговый вычет.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно.
Для физических лиц сумму налога рассчитывает ФНС, налоговое уведомление должно быть направлено физлицу не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 396 НК РФ).
Порядок уплаты земельного налога
И физические лица, и компании уплачивают земельный налог в составе единого налогового платежа (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ).
Источник уплаты земельного налога – это доходы физических или юридических лиц, владеющих земельными участками. Это может быть заработная плата, прибыль от предпринимательской деятельности, аренда недвижимости или другие доходы, которые обеспечат уплату налога.
Основания уплаты земельного налога
Основанием уплаты земельного налога для физлиц является полученное из фискального органа налоговое уведомление.
Для организаций уплате налога предшествует подача уведомления об уплате налога. Так налоговая получит информацию о том, какую часть единого платежа компания планирует направить на уплату земельного налога. Срок подачи уведомления – до 25-го числа месяца. Подача декларации по земельному налогу не предусмотрена (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
Кто освобождается от уплаты земельного налога
В пункте 1 статьи 395 НК РФ приводится перечень организаций и физлиц, которые освобождены от уплаты налога. Это федеральный перечень, который применяется на всей территории РФ, независимо от того, где находится земельный участок. В нем, в частности, поименованы организации – резиденты ОЭЗ, религиозные организации, общероссийские организации инвалидов, физлица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, отвечающих установленным требованиям.
Также в пункте 5 статьи 391 НК РФ говорится, что ряд физических лиц вправе уменьшить налоговую базу на 600 кв. метров. Это, в частности, инвалиды I и II группы, ветераны боевых действия, пенсионеры, многодетные родители. По сути, это тоже разновидность налоговых льгот.
Основания освобождения от уплаты налога, а также условия их применения могут устанавливать и местные органы власти (п. 2 ст. 387 НК РФ). Так, перечень освобождений, действующих в Москве, содержится в п. 1 ст. 3.1 Закона города Москвы от 24.11.2004 № 74. В него включены организации, использующие труд инвалидов (при выполнении определенных условий), органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, ТСЖ, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, Герои Советского Союза и Российской Федерации и ряд других лиц.
Льготы по уплате земельного налога
Помимо освобождения от уплаты налога, налоговое законодательство предусматривает и иные льготы.
Так, на федеральном уровне для отдельных категорий земель закреплена пониженная ставка в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). Также статьей 382.1 НК РФ зафиксировано право участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений уменьшать сумму налога (авансового платежа) на вычет по этому соглашению.
Местные органы власти также могут вводить льготы, действующие на территории их муниципального образования. Такие льготы могут быть в форме более низких по сравнению с НК ставок, уменьшения суммы налогового платежа, установления необлагаемой площади участка или не облагаемой налогом суммы.
Искать информацию о местных льготах нужно в НПА, вводящих земельный налог на территории муниципального образования. Также налогоплательщики могут воспользоваться сервисом налоговой, который мы упоминали ранее. Там, перейдя по ссылкам на НПА, можно получить справочную информацию о действующих в муниципальном образовании льготах.
К примеру, в Москве действует льгота в виде пониженной ставки в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, на которых расположены жилищный фонд, многоэтажные гаражи-стоянки и ряд других объектов (пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона города Москвы от 24.11.2004 № 74).
Как определить налоговую ставку по земельному налогу
Статьей 394 Налогового кодекса РФ установлены максимально возможные ставки земельного налога:
• 0,3 процента — для отдельных категорий земель;
• 1,5 процента — в отношении всех остальных.
При этом муниципальным властям предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые ставки. Единственное ограничение – они не должны превышать приведенные в статье 394 НК РФ значения.
Поэтому чтобы понять, по какой ставке облагается земельный участок, налогоплательщику нужно обратиться к нормативно-правовому акту муниципального образования, в границах которого расположена земля. Если участок облагается налогом, но ставка для него не установлена, применяют одну из общих ставок, установленных ст. 394 НК РФ.
Так, в Москве действует четыре ставки:
• 0,025 процента — для участков под личное подсобное хозяйство, садоводчество и прочие аналогичные земли;
• 0,1 процента — для земель под жилым фондом, многоэтажными гаражами и так далее;
• 0,3 процента — для земель сельскохозяйственного использования;
• 1,5 процента -для прочих земель.
Для удобства поиска информации о действующих в муниципальном образовании ставок можно воспользоваться справочным сервисом ФНС.
Если требования к использованию и охране земельных участков нарушены, например, участок используется не по целевому назначению, применяется ставка 1,5 процента (п. 7.2 ст. 396 НК РФ).
Для кого налоговая ставка по земельному налогу составляет 0,3 процента
Как мы отмечали ранее, на федеральном уровне установлена пониженная налоговая ставка в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Это максимальный размер налоговой ставки, который местные власти могут установить для таких категорий земель, как:
• земли сельхозназначения или земли, входящие в состав зон сельхозиспользования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
• земли, на которых расположен жилищный фонд или объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за некоторым исключением);
• не используемые в предпринимательской деятельности земельные участки, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ;
• ограниченные в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Обратите внимание, что начиная с 2025 года вступают в силу изменения в НК, которые позволяют местным властям увеличивать указанную ставку до 1,5 процента для участков земли, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн рублей (Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
Исключение сделано только для земель сельхозназначения и земель, входящих в зоны сельскохозяйственного использования населенных пунктов, а также ограниченных в обороте участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Сроки уплаты земельного налога физическими лицами
Несмотря на то что земельный налог является местным, дата его уплаты для физических лиц на территории всей страны одинаковая. Граждане должны заплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, включительно. Если этот день выпадет на выходной, срок переносится на следующий за ним рабочий день.
Например, налог за 2023 год физическим лицам нужно заплатить до 1 декабря 2024 года включительно. Но в этом году последний день срока приходится на воскресенье, поэтому последний день, когда платеж может быть совершен без начисления пеней за просрочку – 2 декабря 2024 года (понедельник).
Отметим также, что Постановлением Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874 мобилизованным гражданам продлили срок уплаты налогов, в том числе и земельного, на период прохождения военной службы до 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы.
Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами
Для организаций также установлен единый срок уплаты – 28 февраля (п. 1 ст. 397 НК РФ). Не позднее этого дня включительно организации должны успеть заплатить налог за предыдущий год, то есть в 2024 году за 2023 год.
Если местным НПА предусмотрено перечисление компаниями авансовых платежей, то они уплачиваются до 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (отчетным периодом) включительно (п. 1 ст. 397 НК РФ):
• за I квартал – 28 апреля;
• II квартал – 28 июля;
• III квартал – 28 октября.
Если указанная дата пришлась на выходной, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.
Основание платежа при уплате земельного налога
Напомним, что земельный налог уплачивается налогоплательщиками в бюджет в составе единого налогового платежа. Это означает, что налогоплательщик формирует не отдельные платежные поручения на налог на прибыль, УСН, земельный налог и так далее, а на перечисление одного общего платежа, который впоследствии будет распределен налоговым органом в соответствии с поданными налогоплательщиком налоговыми уведомлениями об уплате налога.
При заполнении платежного поручения в поле «Основание платежа» (106) указывается «0» (пп. 4.6 приложения № 2 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н).
Если же, несмотря на прямое указание Минфина, налогоплательщик укажет в поле 106 иное значение, налоговые органы самостоятельно определят принадлежность платежка к ЕНП.
Уплата налога при продаже земельного участка
Рассмотрим, как рассчитать налог при покупке или продаже участка в середине года.
В этом случае налог считается пропорционально количеству месяцев, когда участок принадлежал лицу (п. 7 ст. 396 НК РФ). Для этого нужно рассчитать специальный коэффициент, на который будет скорректирована годовая сумма налога или авансовый платеж.
Он определяется как отношение количества полных месяцев владения земельным участком на количество месяцев в году (или в квартале, если определяется размер авансового платежа).
Если приобретение участка состоялось до 15-го числа месяца включительно, этот месяц считается за полный. При отчуждении земли месяц владения считается полным, если оно произошло начиная с 16-го числа.
Приведем пример расчета коэффициента для ситуации, когда земельный участок находился в собственности лица с 10 января до 15 ноября 2023 года. В этом случае январь мы считаем за полный месяц (участок приобретен до 15-го числа), а ноябрь – нет. Получается, что лицо владело участком в течение 10 полных месяцев в году. Соответственно, годовой коэффициент равен 10/12 или 5/6.
Вы можете оставить первый комментарий