Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Количество платных дорог в России с каждым годом растет. Их пользователей привлекает отсутствие пробок, скоростной режим, качество покрытия, наличие развитой инфраструктуры. О том, как компаниям учитывать расходы на проезд по платным дорогам, и пойдет речь в нашей статье.
Пользование платной автодорогой осуществляется на основании публичного договора между пользователем и оператором, по которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда, а пользователь – оплатить проезд (п. 3 правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2022 № 995).
Способы заключения договора перечислены в п. 4 правил № 995. Один из них – приобретение в собственность или получение в аренду электронного средства регистрации проезда (транспондера). Это техническое устройство позволяет безостановочно проезжать пункты оплаты по специально выделенным полосам и производить оплату в автоматическом режиме. Оплата дороги с применением транспондера, как правило, дешевле. Его стоимость отличается в зависимости от компании, продающей устройство, и точки продажи.
Срок полезного использования транспондера составляет более 12 месяцев.
При этом, как правило, его первоначальная стоимость не превышает установленного организацией лимита, а наличие или отсутствие в отчетности информации об имеющихся у организации транспондерах не может повлиять на решения пользователей этой отчетности. Такие объекты называют малоценными основными средствами.
Вне зависимости от того, каким способом ведется бухгалтерский учет малоценных ОС, затраты на приобретение транспондера учитывают в качестве расходов текущего периода или их признают в стоимости НЗП.
Нужно обеспечить контроль за наличием и движением приобретенных транспондеров (п. 5 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»). Минфин РФ считает целесообразным учитывать малоценные ОС по правилам учета запасов (письма от 28.01.2022 № 07-01-09/5961, от 15.12.2021 № 07-01-09/102450). То есть можно отразить их на забалансовом счете, что предусмотрено п. 8 ФСБУ 5/2019 «Запасы». Другой способ – ограничиться складским учетом. В этом случае контроль осуществляется посредством документов, в которых фиксируется передача работникам транспондеров и их возврат (п. 10 рекомендации Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).
Покупку транспондера отражают следующими бухгалтерскими записями.
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена задолженность перед продавцом транспондера в сумме договорной стоимости (без НДС) | 26 (25, 23, 44) | 60 |
Отражен НДС, предъявленный продавцом | 19 | 60 |
НДС принят к вычету (при соблюдении общих условий для вычета) | 68 | 19 |
Перечислена оплата продавцу | 60 | 51 |
Стоимость транспондера учтена за балансом | 013 |
Затраты, связанные с приобретением транспондера, срок полезного использования которого составляет более 12 месяцев, а стоимость не превышает 100 тыс. рублей, относятся к материальным расходам и признаются в полной сумме на дату передачи транспондера в эксплуатацию или постепенно, в течение нескольких отчетных периодов, исходя из срока его использования (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Напомним, что включение затрат в состав расходов производится при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, то есть удовлетворяют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ № 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ № 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ № 366-О-П).
Исходя из приведенного подхода, расходы, связанные с приобретением транспондеров для оплаты проезда по платной дороге, направленные на получение дохода и подтвержденные первичными документами, по нашему мнению, удовлетворяют требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, и, следовательно, могут учитываться для целей налогообложения.
Однако в письме УФНС России по городу Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285 высказано мнение, что учесть расходы на проезд по платной дороге при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении можно в случае, если компания документально подтвердит факт экономической целесообразности использования платных дорог. По нашему мнению, этот подход противоречит приведенной выше позиции Конституционного Суда РФ. Однако во избежание попыток со стороны налоговых органов доказать необоснованность расходов на приобретение транспондеров для проезда по платным дорогам (в связи с наличием возможности бесплатного проезда) компании целесообразно принять локальный нормативный акт, регламентирующий использование платных автодорог. В нем следует предусмотреть в том числе приобретение транспондера. Кроме того, в документе нужно указать причины выбора платной дороги при наличии бесплатной альтернативы. Ими могут быть, например:
• сокращение времени в пути;
• сокращение расходов на ГСМ, так как платная дорога короче;
• снижение рисков потери, утраты груза;
• необходимость ускоренной доставки, например, при перевозке продуктов питания с коротким сроком годности;
• уменьшение износа шин из-за качественного покрытия дороги;
• обеспечение оптимальной, безопасной, щадящей эксплуатации автомобиля с целью продления срока службы и снижения расходов на техническое обслуживание;
• наличие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей безопасность водителя, соблюдение режима труда и отдыха, питание и так далее.
Предварительную оплату, внесенную на лицевой счет пользователя, расходом не признают. Ее учитывают как дебиторскую задолженность обособленно на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пп. 3, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Затраты на проезд по платным автодорогам признают в бухучете ежемесячно на основании акта об оказании услуг и отчета о совершенных поездках, составленных оператором автодороги (пп. 16, 18 ПБУ 10/99).
Стоимость проезда по платным дорогам, оплаченную с применением транспондера, в зависимости от цели поездки включают:
• в расходы по обычным видам деятельности, если поездка связана с доставкой проданных товаров или продукции (п. 5 ПБУ 10/99);
• в стоимость запасов или основных средств, если поездка связана с их приобретением (пп. «б» п. 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», пп. «з» п. 5 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»);
• прочие расходы, если поездка необходима для доставки реализованного основного средства по условиям договора с покупателем (п. 11 ПБУ 10/99).
Затраты на проезд по платным автодорогам отражают следующими проводками.
Операция | Дебет | Кредит |
Внесена предоплата на лицевой счет пользователя | 60-предоплата | 51 |
Отражен НДС с предоплаты | 19 | 60-НДС (76-НДС) |
Принят к вычету НДС с предоплаты | 68 | 19 |
Отражены затраты на проезд по платным автодорогам | 20 (26, 44, 08, 10, 91-2) | 60-расчеты за проезд |
Отражен НДС, предъявленный концессионером | 19 | 60-расчеты за проезд |
НДС, предъявленный концессионером, принят к вычету | 68 | 19 |
Предоплата зачтена в оплату оказанных услуг | 60-расчеты за проезд | 60-предоплата |
Восстановлен НДС с предоплаты | 60-НДС | 68 |
Обратите внимание: стоимость услуг по предоставлению права проезда по платным автодорогам, оказанных по договору доверительного управления, учредителем которого является РФ, НДС не облагается. Исключением является стоимость услуг, плата за которые остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением. В этом случае стоимость услуг облагается НДС в общем порядке (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Сумму, перечисленную на лицевой счет пользователя, в расходах не учитывают, поскольку она представляет собой предварительную оплату еще не оказанных услуг (п. 14 ст. 270 НК РФ).
Расходы на оплату проезда по платным дорогам признают ежемесячно на основании акта об оказании услуг и отчета о совершенных поездках, оформленных оператором автодороги, а также документов, подтверждающих маршрут автомобиля, например, путевых или маршрутных листов, отчетов о движении автомобиля, составленных на основе сведений системы спутниковой навигации (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина РФ от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64).
Плату за проезд в зависимости от цели поездки включают:
• в стоимость основных средств, сырья и материалов, если поездка связана с их приобретением (п. 1 ст. 257, п. 2 ст. 254 НК РФ);
• стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, или в издержки обращения, если поездка связана с приобретением товаров (ст. 320 НК РФ);
• прочие расходы, связанные с производством и реализацией, если поездка имела целью доставку покупателю реализуемых товаров или иных материальных ценностей (пп. 1 п. 1 ст. 253, пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ);
• расходы на содержание служебного автотранспорта, например, если поездка связана с управлением организацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС России по городу Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285);
• командировочные расходы, если речь идет о поездке командированного сотрудника (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС России по городу Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285);
• внереализационные расходы как судебные издержки, если поездка связана с участием в судебном заседании (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ);
• расходы на оплату труда, если проезд сотрудника на работу и обратно с использованием транспондера работодателя и за его счет является условием трудового или коллективного договора (п. 25 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.09.2020 № 03-03-06/1/82124).
Вы можете оставить первый комментарий