Над статьей работали:
Автор: Бурцева Алла
Учет имущества за балансом ведется в случаях, когда оно не является собственностью организации. Отличительными особенностями забалансовых счетов являются:
- отсутствие применения метода двойной записи, то есть операции отражаются или только по дебету в случае прихода, или только по кредиту того же счета в случае выбытия имущества;
- то, что в конце года счета не закрываются, а конечное сальдо на 31 декабря переходит на начальное сальдо на 1 января следующего года.
План счетов содержит одиннадцать забалансовых счетов. Семь из них используются для учета имущества. О том, как правильно вести забалансовый учет некоторых видов имущества, читайте в нашей статье.
Порядок бухгалтерского учета взятого в лизинг имущества до конца 2021 года регламентируется:
- разделом III указаний по учету лизинга (далее — указания), утвержденных Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15;
- Планом счетов.
Лизинговые операции с 01.01.2022 будут регулироваться Приказом Минфина РФ от 25.04.2019 № 199.
Cогласно пункту 8 указаний для учета операций с лизинговым имуществом применяется счет 001 «Арендованные ОС».
Указания не содержат четких инструкций о том, в какой оценке вести учет. Поэтому целесообразно прописать этот момент в учетной политике предприятия. Например, по оценке, прописанной в договоре лизинга, без НДС.
Для организации учета арендатору рекомендуется завести на полученный в лизинг объект инвентарную карточку, например, по форме № ОС-6 (п. 14 указаний), либо разработать свой учетный регистр.
В бухучете лизингополучателя при поступлении объекта лизинга необходимо сделать проводку:
Операция |
Дебет счета | Кредит счета |
Первичный документ |
Получен предмет лизинга |
001 |
— |
Договор лизинга, акт приемки-передачи |
Амортизация по объекту лизинга у лизингополучателя не начисляется.
Учет товарно-материальных ценностей на забалансовых счетах ведется в случаях, если:
- они не принадлежат организации;
- находятся на ответственном хранении, в переработке или на комиссии.
Схема ведения бухучета такова: принятие имущества к учету увеличивает сумму на забалансовом счете, а выбытие — уменьшает ее.
План счетов не содержит специального забалансового счета для фиксации операций с малоценным имуществом. Для того чтобы не потерять МБП среди прочих материально-производственных запасов, можно включить в свой рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 «Малоценное имущество».
Малоценку нужно закрепить за работником, который будет отвечать за ее сохранность.
После списания стоимости имущества на расходы, производится проводка:
Операция |
Дебет счета | Кредит счета |
Первичный документ |
Стоимость малоценного имущества учтена за балансом |
012 |
— |
Требование-накладная |
Первичным документом, который подтверждает учет объектов за балансом, может стать журнал наличия ценностей. В нем целесообразно отразить информацию по каждому объекту малоценки, учтенному на счете 012:
- наименование объекта;
- инвентарный номер;
- стоимость;
- дата ввода в эксплуатацию;
- ответственное лицо;
- дата снятия с забалансового учета.
Первичными документами, подтверждающими учет малоценного имущества являются:
- требование-накладная;
- акт на списание МБП в случае, если объект приходит в негодность или организация решит продать имущество. Можно использовать акт по форме № МБ-8 или разработать свой вариант бланка.
Снятие малоценного имущества с учета сопровождается проводкой:
Операция | Дебет счета | Кредит счета | Первичный документ |
Выбытие объекта с забалансового учета | — | 012 | Акт на списание МБП |
Полученное в аренду имущество (помещение, оборудование) учитывается на забалансовом счете 001 (абз. 7 п. 32 ПБУ 6/01, п. 27 ПБУ 4/99).
Отсутствие учета такого имущества у арендатора квалифицируется как грубое нарушение и наказывается штрафами:
- по статье 15.11 КоАП РФ — в размере от 5 до 10 тыс. рублей, при повторных случаях — от 10 до 20 тыс. рублей;
- по статье 120 НК РФ — в размере 10 тыс. рублей, при повторных нарушениях в течение года — в размере 30 тыс. рублей.
При поступлении и возврате арендованных ОС осуществляются записи:
Операция |
Дебет счета | Кредит счета |
Первичный документ |
Поступление имущества | 001 | — | Акт приема-передачи имущества |
Возврат имущества арендодателю | — | 001 | Акт возврата имущества |
Операции производятся по стоимости, указанной в договоре аренды. В отношении каждого объекта имущества желательно оформить и вести инвентарные карточки (п. 14 методических указаний по бухучету ОС, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).
Аналитика по счету 001 настраивается:
- по арендодателям;
- по каждому объекту имущества (инструкция по применению плана счетов).
С отчетности за 2022 год вместо ПБУ 6/01 «Учет ОС» будут применяться ФСБУ 6/2020 «ОС» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Кроме того, с 2022 года вводится ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды». Согласно подпункту 2, 3 Приказа Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н, п. 48 ФСБУ 25/2018 начать использование этих стандартов можно и до указанного срока.
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) использует две категории имущества:
- общее имущество собственников помещений в МКД, управление которым и является целью создания ТСЖ (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ);
- собственное имущество ТСЖ.
За балансом ТСЖ учитывает именно первую категорию.
Специального забалансового счета для такого учета план счетов не содержит.
Товарищество вправе приобретать имущество, к примеру, различные приборы учета, снегоуборочную технику. Эти ОС будут являться общей долевой собственностью владельцев жилья в МКД. При этом отражать такие объекты на своем балансе ТСЖ не вправе. Поэтому в рабочем плане счетов для этих целей можно открыть забалансовый счет 013 «Объекты общего имущества» и ввести аналитику по каждому объекту.
Тогда ввод в эксплуатацию и выбытие имущества отразятся записями:
Операция |
Дебет счета | Кредит счета |
Первичный документ |
Стоимость имущества учтена на забалансовом счете | 013 | — | Акт приема-передачи |
Выбытие объекта с забалансового учета | — | 013 | Акт на списание |
Операции фиксируются в учете в условной оценке на дату подписания первичных документов.