Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Любое новое направление в среде человеческих взаимоотношений неизбежно порождает необходимость правового регулирования таких отношений, создание механизма защиты интересов их участников. В противном случае социум ждет хаос. Вместе с развитием информационных технологий в нашу жизнь вошли цифровые права. Рассмотрим, что они из себя представляют.
Содержание
- Понятие цифрового права
- Цифровые права и цифровые активы
- Что относится к цифровым правам
- Управление цифровыми правами
- Передача цифровых прав
- Учет цифровых прав
- Нарушение цифровых прав
Понятие цифрового права
Цифровое право (ЦП) — это отрасль современной правовой науки. Она состоит из совокупности правил, регулирующих отношения в сфере использования IT-технологий и цифровых данных.
Нормы ЦП в настоящее время не имеют общего сборника — закона или кодекса. Информацию о них приходится извлекать из различных источников. Но несмотря на это, количество норм непрерывно растет, причем с той же скоростью, с какой развиваются и заполняют собой нашу жизнь IT-технологии.
Основных законов, в которых содержатся цифровые нормы, два:
1. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поскольку номера у них одинаковые, в дальнейшем для краткости будем упоминать их как закон 259-ФЗ от 02.08.2019 и закон 259-ФЗ от 31.07.2020.
Цифровые права и цифровые активы
Понятие ЦП дано в статье 141.1 ГК РФ: это обязательственные и иные права, названные цифровыми в законе. Содержание и условия их применения должны быть установлены по правилам информационной системы, обладающей определенными признаками. Какими именно – тоже устанавливает закон.
Цифровые права названы в статье 128 Гражданского кодекса РФ в качестве объектов гражданских прав. Это означает, что их владелец может производить с ними любые действия, предусмотренные законом, как то:
- пользоваться своими ЦП;
- распоряжаться ими;
- передавать третьим лицам;
- отдавать в залог;
- совершать иные, предусмотренные законом обременения ЦП;
- ограничивать их.
Все перечисленное осуществляется посредством информационной системы, без обращения к третьим лицам.
Цифровые права — разновидность имущественных прав.
Владельцем ЦП считается тот, кто по правилам информационной системы вправе распоряжаться этим правом. Однако в ряде случаев владеть им может и иное лицо, если это допускается законом.
Наличие цифрового права можно подтвердить соответствующей записью в одной из действующих информационных систем. Внести ее имеет право оператор информационной платформы. Чтобы компания получила статус оператора и смогла удостоверять ЦП, ее должны включить в специальный реестр, который ведет Банк России. В настоящее время в нем значатся 11 операторов.
Цифровая валюта тоже может рассматриваться как часть системы рассматриваемой отрасли.
Понятие цифровых финансовых активов (ЦФА) раскрыто в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ.
ЦФА — это разновидность цифровых прав. Среди таких активов выделяют:
1) денежные требования;
2) реализацию прав, обусловленных наличием эмиссионных ценных бумаг;
3) возможность вложения в капитал непубличного акционерного общества;
4) заявление требования о передаче эмиссионных ценных бумаг. Имеются в виду бумаги, которые пущены в обращение в соответствии с решением о выпуске цифровых финансовых активов. Порядок выпуска таких бумаг определяется Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ. Все изменения, связанные с этими бумагами, начиная от их выпуска, регистрируют посредством внесения записей в информационную систему с использованием технологии распределенного реестра (блокчейна). Именно эта технология позволяет избежать помощи посредников при операциях с ЦФА, полностью их автоматизировать и обеспечить безопасность.
Для выпуска цифрового актива необходимо внести в информационную систему запись о присвоении ЦФА их первому обладателю. Выпускать ЦФА в соответствии со статьей 2 закона № 259-ФЗ могут ИП и юрлица (причем как коммерческие, так и некоммерческие компании).
Право считается действительным с момента внесения записи. Получается, что цифровой финансовый актив — это как бы подтверждение существования права. Владелец такого актива (то есть лицо, за которым в соответствии с произведенной записью закреплено конкретное ЦП) может впоследствии потребовать отдать ему деньги или акции. Результатом требования станет воплощение цифровой записи в реальное владение имуществом или материальными средствами. Данная схема напоминает взаимоотношения, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, только в рассматриваемом случае все сделки перемещены в цифровое поле.
К преимуществам ЦФА можно отнести:
1) их дешевизну по сравнению с теми же ценными бумагами;
2) оперативность, с которой можно совершить сделку.
От ЦФА следует отличать утилитарные цифровые права (УЦП). Этот термин введен в обиход статьей 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ. В ней говорится, что утилитарные цифровые права — это права, которые могут реализовываться посредством специальной инвестиционной платформы. Признаки этой платформы даны в ч. 5 ст. 11 того же нормативно-правового акта. Такая платформа должна иметь;
1) собственные узлы, то есть технические средства, физически отделенные друг от друга и подключенные к информационно-телекоммуникационной сети;
2) базу данных;
3) информационные технологии, которые позволяли бы автоматически, без человеческого участия, обеспечивать актуальность и сохранность информации на всех узлах.
Такую платформу можно использовать и для реализации цифровых финансовых активов (п. 13 ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ). Одновременно утилитарные цифровые права могут осуществляться и через платформы, созданные для цифровых финансовых активов.
УЦП удостоверяют существование обычных прав. Так, утилитарное право может подтверждать:
1) право на передачу вещей от прежнего собственника к новому (кроме тех вещей, которые не могут быть переданы без госрегистрации или нотариального заверения);
2) передачу исключительных прав;
3) наличие права требования.
УЦП сравнивают с купонами, приобретая которые субъект правоотношений получает право требовать от того, кто создал этот купон, определенные предметы или услуги. Приобретатель УЦП тоже может рассчитывать на получение предметов или услуг. Отличие в том, что УЦП нельзя подержать в руках, как бумажный купон. Они представляют собой лишь совокупность цифровой информации.
Перечисленные виды прав признаются утилитарными и цифровыми, если изначально возникли как таковые на основании договора. Этим они отличаются от обычных прав требования на передачу вещей и результатов интеллектуальной деятельности.
Что из себя представляет конкретное УЦП, его суть и порядок использования, определяется тем лицом, которое занимается привлечением инвестиций посредством инвестиционной платформы.
Право создается единожды. После того, как о нем заявлено, изменить его уже нельзя. Прекращение УЦП оформляется внесением в инвестиционную платформу информации об этом.
Что относится к цифровым правам
В настоящее время выделяют три вида ЦП:
1) утилитарные цифровые права;
2) цифровые финансовые активы;
3) цифровые права, в которые входят активы с утилитарными элементами.
Про УЦП и ЦФА мы уже рассказали, поэтому теперь остановимся на смешанных цифровых (гибридных) правах. Результатом их приобретения становится получение в конце предусмотренного срока действия конкретной услуги, товара или денег.
Сфера применения гибридных ЦП законом не ограничена. Теоретически их можно применять в самых разных формах. Но чаще всего гибридные цифровые права создаются по следующим направлениям деятельности:
а) выступления артистов и спортсменов. Для выступающих интерес заключается в спонсировании их проектов за счет средств, вложенных в покупку цифровых прав приобретателями. А инвесторы видят выгоду в распределении прибыли, которую артист или спортсмен получит за свое выступление;
б) создание объектов искусства, например, кинофильмов. Здесь продажа цифровых прав тоже должна быть взаимовыгодна обеим сторонам: и тем, кто их изначально запускает в обращение, и приобретателям. Как и в случае с выступлениями артистов, получается, что приобретатели вкладываются на стадии создания объекты искусства, а потом, после его выходы в свет, вправе рассчитывать на свою долю прибыли.
Список возможных идей гибридной цифровизации прав на различные проекты может быть бесконечным.
Управление цифровыми правами
Управление ЦП можно рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, такое управление осуществляется на государственном уровне — создаются нормативно-правовые акты, определяющие основы взаимодействия в цифровом поле.
Во-вторых, каждый из субъектов правоотношений, связанных с ЦП (их создатели и приобретатели), тоже принимают участие в управлении. Они могут распоряжаться теми правами, которые им принадлежат.
Передача цифровых прав
Любое цифровое право, как авторское произведение, имеет своего создателя, то есть первоначального владельца, который инициировал внесение права в информационную систему, дал ему жизнь. В дальнейшим оно может быть передано иным лицам.
Для того чтобы совершить сделку с ЦП, не нужно разрешение или согласия обязанного по этому праву лица (п. 3 ст. 141.1 ГК РФ). В этом особенность таких прав. Для сделки с ЦП, предмет которой – приобретение его каким-либо лицом, необходимо зафиксировать факт его передачи в информационной системе, причем чтобы это сделать, не нужно обращаться к третьим лицам (п. 1 ст. 141.1 ГК РФ).
Распоряжаться ЦП, как и в случае с обычными правами, может только его владелец.
Поскольку гражданское право рассматривает ЦП в качестве одного из объектов правоотношений, правила их передачи регулируется общими нормами данной отрасли. Но есть и особенности, характерные именно для этого вида прав, связанные с оформлением передачи (регистрация в информационной системе), а также с отражением ее в бухгалтерском и налоговом учете.
Учет цифровых прав
Появление цифровых сделок привело к необходимости разработки правил их бухгалтерского и налогового учета.
Как уже отмечалось выше, ЦП подтверждается наличие и принадлежность реальных прав. В связи с этим в качестве объектов бухгалтерского учета признаются не ЦП как таковые, а те права и обязанности, которые они удостоверяют.
Именно поэтому отражение в бухгалтерской документации операций с ЦП не имеет принципиальных отличий от бухучета традиционных гражданских прав. Такой вывод следует из рекомендации от 21.07.2021 № Р-129/2021-КпР “Цифровые инструменты”, данных фондом “НРБУ “БМЦ”.
Одно и то же ЦП отражается в бухгалтерской отчетности его создателя и приобретателя. При этом по документам бухучета создателя ЦП проходит как обязательство, а в документации приобретателя значится как актив.
Требования к налоговому учету разработаны в 2022 году. Впоследствии они неоднократно дополнялись, но до сих пор законодательство рассматривает в качестве объектов налогообложения только ЦФА и ГЦП.
В связи с использованием ЦП подлежат уплате следующие виды налогов:
1. НДФЛ (ст. 214.11 НК РФ). Размеры налога зависят от вида дохода, который получает владелец права.
Такие доходы могут быть выражены:
— в периодических выплатах, то есть они не связаны с выкупом права, поэтому не подлежат уменьшению на расходы, которые обычно способствуют сделкам купли-продажи;
— получении выкупной цены (эту выплату можно уменьшить на сумму расходов на покупку цифрового права).
2. Налог на прибыль организаций. Общая ставка по налогу на прибыль для всех субъектов отношений составляет 20 процентов.
Лицо, выпустившее цифровой финансовый актив или гибридное цифровое право, учитывает как доход сумму, полученную в счет его оплаты.
Для решения вопроса о том, на какую дату должен быть произведен учет, нужно понимать последующую судьбу этого права (пп. «а» п. 28 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
Так, если выкуп выпущенного ЦФА или ГЦП не планируется, доход учитывается на день его получения.
Если выкуп планируется через 10 лет и меньше, доход учитывают на дату выкупа. При выкупе в срок более 10 лет или в неопределенный срок доход отражается на дату свыше 10 лет после выпуска права.
Лицо, которое принимает ЦФА или ГЦП и, соответственно, производит оплату, засчитывает уплаченную сумму в расходы (пп. «а» п. 29 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
Расходы должны быть учтены равномерно в течение срока использования (если только реализация не произойдет раньше) при одновременном соблюдении двух условий:
— последующий выкуп не предполагается:
— срок прекращения права заранее определен.
Если срок прекращения не определен, расходы нужно признавать на дату реализации.
Если выкуп предусмотрен, учесть сумму оплаты в составе расходов можно либо на дату реализации, либо на дату выкупа.
При выкупе в эту дату нужно отразить не только расходы, но и доходы (полученную сумму выкупа).
Если решением о выпуске ЦП предусмотрено обязательство выплачивать обладателю денежных средств, которые не связаны с выкупом, то эти средства надо учитывать как внереализационные доходы на дату возникновения такого обязательства (п. 24, пп. «б» п. 28 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
При реализации ЦФА и ГЦП доход должен быть учтен при исчислении налога на прибыль. При этом в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ его можно уменьшить на цену приобретения ЦФА или ГЦП, а также на сумму произведенных при этом расходов.
3. НДС облагаются операции с ГЦП. ЦФА от налогообложения НДС освобождены.
При выпуске ГЦП сумма, которую создатель ГЦП получает в качестве оплаты, на основании пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ должна быть приравнена:
• если ГЦП удостоверяет право получения товаров — к предоплате в счет ожидаемой поставки;
• ГЦП подтверждает право требования имущества — к предоплате за передачу имущественных прав;
• ГЦП гарантирует возможность требования производства работ или оказания услуг — к предоплате за них.
Исчисление налога производится при получении оплаты на тех же основаниях и правилах, что и при реализации нецифровых прав.
Если налогоплательщик оплачивает гибридное цифровое право, которое выпустило другое лицо, то предъявленный ему НДС принять к вычету он не может (абз. 4 пп. «б» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
При выкупе ГЦП НДС начисляется при сдаче товаров, работ, услуг или имущественных прав, если только перечисленные товары, работы, услуги и имущественные права не освобождены от НДС. Налог начисляет покупатель (пп. «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ). Налоговую базу составляет цена ЦП в соответствии с решением о выпуске (без НДС). При этом нельзя брать для расчета стоимость ниже рыночной. Если предметом цифрового права является подакцизный товар, стоимость акциза также нужно учитывать и включать в общую цену, а НДС — нет.
Когда происходит передача товаров, работ или услуг, налогоплательщик, создавший цифровое право, вправе рассчитывать на вычет по НДС ( пп. «а» п. 2, пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ). Расчет производится по правилам, действующим в отношении предоплаты.
При реализации ГЦП налог уплачивает налогоплательщик, который его передает. При предоплате начисляется авансовый НДС по ставке 20/120 (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
Получатель ГЦП, внесший предоплату, авансовый НДС к вычету принять не может (пп. «б» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
При непосредственной передаче ГЦП надо начислить НДС по ставке 20/120. Стоимость цены реализации определяется по состоянию на день внесения в информационную систему записи о переходе права (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
На этой стадии тот налогоплательщик, который передает ГЦП, может принять к вычету НДС, который был им уплачен при получении предоплаты (пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 324-ФЗ).
Нарушение цифровых прав
Цифровое право – отрасль молодая, поэтому институт ответственности за нарушения в этой сфере еще только развивается.
В 2022 году Госдума рассматривала законопроект № 149255-8, согласно которому предлагалось ввести в КоАП РФ дополнительную статью 14.56.1. Этой статьей планировали предусмотреть ответственность за нарушения в области ЦП:
1) для сторон соответствующих правоотношений;
2) операторов информационных систем за недобросовестное исполнение ими обязанностей по внесению данных в систему.
Срок давности по цифровым правонарушениям собирались установить продолжительностью один год с даты их совершения. Однако данный законопроект так и не был принят: инициаторы впоследствии отозвали его с рассмотрения.
Относительно иных видов ответственности нужно отметить следующее. Поскольку ЦП являются объектами гражданских прав, их защита может быть осуществлена любым из способов, перечисленных в ст. 12 ГК РФ. Так, лицо, которое полагает, что его цифровое право нарушено, вправе в зависимости от сопутствующих обстоятельств требовать взыскания неустойки или процентов по ст. 395 ГК РФ, возмещения убытков и иными способами защищать свои права.
Уголовная ответственность за нарушения в области цифровых прав пока не предусмотрена.
Ошибка в налоговом учете цифровых прав может привести к доначислению налогов и пени.
Вы можете оставить первый комментарий