Разберемся, есть ли особенности приема на работу сотрудников индивидуальным предпринимателем.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Может ли ИП сам себя принять на работу
- Может ли ИП нанять главного бухгалтера
- Как ИП принять на работу сотрудника
- Можно ли принять на работу самозанятого работника
Может ли ИП сам себя принять на работу
Трудовой договор является соглашением между работником и работодателем. Индивидуальный предприниматель не может являться и работодателем и работником по одному договору. Соответственно, принять сам себя на работу он не вправе (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ст. 56 ТК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, Письма Минтруда России от 20.06.2022 N 14-6/ООГ-4069, от 26.05.2021 N 14-6/ООГ-4834, Роструда от 27.02.2009 N 358-6-1).
Кроме того, деятельность в качестве предпринимателя не является трудовой по смыслу законодательства. Поэтому запись в трудовой книжке о работе в качестве ИП не делается (Письма Минтруда России от 20.06.2022 N 14-6/ООГ-4069, от 26.05.2021 N 14-6/ООГ-4834, Роструда от 27.02.2009 N 358-6-1). Ведомства обосновывают такую позицию тем, что предпринимательство — это самостоятельный вид деятельности, осуществляемый на свой страх и риск. Направлен он на систематическое получение прибыли. То есть ИП является самостоятельным участником гражданского оборота и выступает перед третьими лицами от своего имени и в своих интересах. При этом не важно, есть у него наемные сотрудники или нет.
Трудовое законодательство применяется в отношении индивидуальных предпринимателей только в части осуществления прав и возникновения обязанностей, которые они несут как работодатели.
Поэтому запись о своей деятельности в трудовую они не делают, а вот вести трудовые книжки своих сотрудников и делать в них соответствующие записи они обязаны.
Может ли ИП нанять главного бухгалтера
Закон прямо предусматривает, что руководитель экономического субъекта обязан возложить обязанности по ведению бухучета на главного бухгалтера или другое должностное лицо. Также он может, и заключить договор на оказание соответствующих услуг (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Если предприниматель вправе применять упрощенные способы ведения учета или является субъектом среднего предпринимательства, то вести бухгалтерский учет он может самостоятельно (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
То есть, ИП может принять на работу главного бухгалтера.
При этом нужно учитывать, что законодательство запрещает принимать на такую должность временно пребывающего иностранного гражданина (п.3 ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Иных требований к кандидату, в случае трудоустройства к предпринимателю, не установлено.
Кроме того, есть некоторые особенности заключения самого трудового договора. Так, испытательный срок для главного бухгалтера может быть не более 6 месяцев. Если трудовой договор является срочным и заключается на период от 2 до 6 месяцев, то срок испытания не может превышать 2 недель (ч. ч. 5, 6 ст. 70 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1).
Услуги главного бухгалтера могут быть оказаны и на основании гражданско-правового договора. Закон этого не запрещает. Но в этом случае, нужно избегать подмены трудового договора гражданско-правовым. При выявлении проверкой наличия фактических трудовых отношений, договор будет переквалифицирован. Это повлечет последствия в виде административной ответственности (ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, п. п. 10 — 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Также будут начислены страховые взносы за весь период трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ, п. 9 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Как ИП принять на работу сотрудника
Прием на работу к работодателю — индивидуальному предпринимателю не имеет особенностей. Процесс является стандартным.
При поступлении на работу ИП может запросить следующие документы (ч.1 ст. 65 ТК РФ):
• паспорт (может быть иной документ, удостоверяющий личность);
• трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности. Если сотрудник впервые поступает на работу, то этот документ не предоставляется;
• документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
• для военнообязанных лиц — документы воинского учета;
• документ об образовании и о квалификации;
• справку об отсутствии судимости и факта уголовного преследования. Такой документ нужен, если лицо будет привлечено к деятельности, осуществлять которую не могут судимые или подвергавшиеся уголовному преследованию граждане в соответствии с законодательством;
• справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, или иных запрещенных веществ. Она также потребуется, если установлен запрет законодательством на допуск к работе лица, которое было привлечено за такое деяние к ответственности.
Трудовой кодекс запрещает требовать у соискателя иные документы, кроме тех, что установлены законом или указом Президента, или постановлением Правительства в отдельных случаях (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
При использовании электронного документооборота, потенциальный сотрудник может направить документы в электронном виде (ч. 10 ст. 22.2 ТК РФ). Такой способ актуален при приеме на работу дистанционных работников. По требованию работодателя, могут быть предоставлены нотариально заверенные копии документов на бумажном носителе (ч. 3 ст. 312.2 ТК РФ).
При подписании договора, работника нужно ознакомить с локальными актами работодателя.
Но если ИП имеет статус субъекта малого предпринимательства или микропредприятия, то он может не оформлять такие внутренние документы. В этом случае, все положения, которые обычно установлены локальными актами, должны быть закреплены в трудовом договоре. Договор будет заключен на основе типовой формы (ст. ст. 309.1, 309.2 ТК РФ).
Сам договор заключается в письменном виде и должен быть составлен в 2 экземплярах. В нем должны быть отражены условия, которые закреплены ст. 57 ТК РФ. Могут быть установлены и дополнительные условия, но они не должны ухудшать положение работника по сравнению с теми, что установлены законами и подзаконными актами. В том числе они не могут касаться дополнительных оснований для увольнения и срока уведомления о расторжении договора (ч. 2 ст. 22.1, ст. 22.3, ч. 4 ст. 57, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 307, ч. 1 ст. 312.2, ч. 1 ст. 312.3, ст. 312.8 ТК РФ).
После подписания договора можно издать приказ о приеме на работу. Содержание этого документа должно соответствовать условиям трудового соглашения (ч. 1 ст. 68 ТК РФ).
ИП вправе использовать самостоятельно разработанную и утвержденную форму приказа о приеме на работу (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Если лицо поступает на работу впервые, то необходимо предоставить в СФР сведения, которые необходимы для регистрации в системе индивидуального учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ст. 5, пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6, п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, ст. 1, ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Если договор был заключен посредством электронного документооборота, сотрудник самостоятельно получит документ, который подтвердит его регистрацию в системе индивидуального учета СФР (ч. 4 ст. 312.2 ТК РФ).
ИП должен вести трудовые книжки своих сотрудников (ч. 1 ст. 309 ТК РФ). Поэтому, если у сотрудника есть трудовая книжка, то необходимо сделать в ней запись о приеме на работу.
Если сотрудник до этого нигде не был трудоустроен и книжки у него нет, то нужно сформировать сведения о трудовой деятельности. Бумажную книжку в таком случае оформлять не нужно (ч. 4 ст. 65, ст. 283 ТК РФ, ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ).
Не нужно будет вести бумажный документ, если на прежнем месте работы соискатель отказался от ведения трудовой книжки (ст. 66.1 ТК РФ, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ).
В случае с дистанционным работником делать запись в трудовую также нужно, если она у него есть. Для этого работник должен направить документ по почте заказным письмом с уведомлением (ч. 6 ст. 312.2 ТК РФ).
Запись о приеме на работу делается в следующем порядке (п. 10 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н, Письма Минтруда России от 28.01.2022 N 14-2/ООГ-499, Роструда от 31.10.2007 N 4414-6):
• в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка (без номера) указывается полное наименование ИП, а также сокращенное наименование (при его наличии);
• под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи;
• в графе 2 указывается дата приема на работу;
• в графе 3 делается запись о принятии или назначении, указывается наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации;
• в графу 4 заносятся наименование, дата и номер документа, согласно которому работник принят на работу, — приказа или трудового договора.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о приеме на работу нужно предоставить сведения о трудовой деятельности работника. Подаются они по форме ЕФС-1 в орган СФР по месту регистрации в качестве ИП.
Можно ли принять на работу самозанятого работника
Запрета на совмещение деятельности в качестве самозанятого и работника ИП законодательством не установлено. Поэтому предприниматель может нанять самозанятого в качестве работника.
Порядок приема такой же, как и для обычных сотрудников.
При этом важно учитывать, что работодатель и заказчик по гражданско-правовому договору, заключенному при осуществлении деятельности в статусе самозанятого, совпадать не могут. Дело в том, что условием освобождения от уплаты НДФЛ и страховых взносов с доходов от деятельности самозанятого является отсутствие трудовых отношений с ним либо их прекращение не менее двух лет назад (ч. 8 ст. 2, п. 8 ч. 2 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 15 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). В противном случае, нужно будет уплачивать подоходный налог и отчислять взносы.
Доход, который такой работник получает в рамках трудовых отношений, не будет объектом обложения по НПД. НДФЛ и страховые взносы за него нужно платить в обычном порядке.
Нужно остерегаться ситуации, когда с самозанятым заключается гражданско-правовой договор (ГПД) на оказание услуг (выполнение работ), если фактически это трудовые отношения. В случае установления налоговыми органами при проверке факта подмены договора, ГПД будет переквалифицирован в трудовой. Это грозит такими последствиями (Письмо УФНС России по Московской области от 27.07.2020 N 10-17/051757@):
• привлечение к административной ответственности в виде штрафа. Для предпринимателя его размер составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Кроме этого может быть приостановлена деятельность на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12, ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
• будут доначислены НДФЛ и страховые взносы за весь период трудовых отношений. Также будет назначена выплата пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов с выплат физическим лицам и за неисполнение обязанностей налогового агента.
Налоговые органы указывают в качестве признаков подмены трудовых отношений организационную зависимость плательщика НПД от заказчика, а именно:
• по требованию заказчика физлицо обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НПД;
• заказчик распределяет плательщиков НПД по объектам или маршрутам исходя из производственной необходимости;
• заказчик устанавливает режим работы для плательщика НПД (продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха);
• со стороны заказчика осуществляется непосредственный контроль и руководство работой плательщика НПД на объекте.
Кроме того, ведомство выделяет такие признаки:
• плательщик НПД выполняет работу полностью из материалов, инструментами и на оборудовании заказчика;
• услуги плательщика НПД заказчик оплачивает и учитывает в порядке, аналогичном установленному Трудовым кодексом РФ.
Вы можете оставить первый комментарий