Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Сейчас, как никогда, актуальна тема предотвращения терроризма, несущего насилие, направленного на устрашение и дестабилизацию общества. Противодействовать этому явлению должны не только государство и муниципальные власти. Обычным гражданам, коммерсантам, компаниям тоже необходимо быть причастными к охране собственных или арендуемых зданий и сооружений от терактов. Для этого важно обеспечить их безопасность от угрозы извне. Поговорим о том, для каких организаций выполнение требований к антитеррористической безопасности объектов является обязательным. Рассмотрим, что представляют собой эти требования и какие мероприятия надо безусловно выполнять для предотвращения терактов.
Говоря об антитеррористической защищенности объектов или территорий, имеют в виду защищенность зданий, строений, сооружений, мест массового пребывания населения, которая не позволит злоумышленникам совершить теракт. Это комплекс мероприятий, проведение которых помогает сберечь жизни, здоровье людей, сохранить имущество, окружающую среду, флору и фауну.
В свою очередь, местом массового пребывания граждан согласно п. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму от 06.03.2006 № 35-ФЗ считаются:
• территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
• отдельно отведенные территории за их границами;
• места общего пользования в здании, строении, сооружении или другом объекте, на которых при определенных условиях может единовременно находиться более 50 человек.
Учитывая словосочетание «при определенных условиях», отметим, что далеко не каждое общественное пространство, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может считаться местом массового пребывания людей. В то же время у одного юридического лица может быть несколько объектов защиты, если в каждом из его зданий или строений, подпадающим под эти условия, находится одновременно больше 50 человек.
Действия по антитеррористической безопасности потребуется выполнять в отношении зданий, строений, сооружений организаций образования, здравоохранения, культуры, спорта, банковской сферы, сельского хозяйства, связи, религиозного назначения, торговли, водоснабжения, промышленности. Такая деятельность также необходима для мест массового пребывания и размещения людей.
Утверждение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий относится к компетенции Кабмина РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных областей деятельности им разработаны отдельные нормативные акты.
Так, Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждает требования:
• к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее — требования к местам МПЛ);
• к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ (далее — требования к охраняемым объектам). Перечень таких зданий и сооружений содержится в Распоряжении Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р. Туда относятся здания Банка России, региональных избирательных комиссий в Крыму, Севастополе, Чечне, здания и хранилища федеральных государственных музеев и федеральных библиотек Минкультуры РФ, международные аэропорты, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе, международный аэропорт Симферополя и так далее.
Согласно пункту 2 требований к местам МПЛ российские регионы и муниципальные образования устанавливают перечень мест массового пребывания граждан.
На каждое такое место после его изучения комиссией, а также определения категории составляется паспорт безопасности. Данный документ обновляется не реже одного раза в три года, а также в предусмотренных требованиями к местам МПЛ ситуациях (пп. 14, 19, 20).
В соответствии с пунктом 13 (1) требований к местам МПЛ служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности места массового пребывания населения и о принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в документах или других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и защищается в соответствии с российскими законами.
На основании подпунктов 23, 24 требований к местам МПЛ все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оснащаются системами:
• видеонаблюдения;
• оповещения и управления эвакуацией;
• освещения.
В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания граждан организуют их физическую охрану, то есть непосредственное присутствие на этих территориях охранника.
Согласно подпунктам 5, 6 требований к охраняемым объектам для установления требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) необходимо разбить их по категориям. Этим занимается специальная комиссия, которая руководствуется оценкой состояния защищенности таких объектов (территорий). При этом учитывают их значимость для инфраструктуры или жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения теракта, а также возможных последствий их совершения.
По итогам работы этой комиссии объекту или территории устанавливают категорию и разрабатывают мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности (п. 11 требований к охраняемым объектам). Затем оформляется паспорт безопасности, обновляемый по общему правилу не реже одного раза в три года, за исключением обновлении при перемене ряда характеристик здания, строения или территории (пп. 13, 19 требований к охраняемым объектам).
В соответствии с абзацем 5 пункта 12 требований к охраняемым объектам служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в документах и других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с российскими законами.
Ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов или территорий установлена ст. 20.35 КоАП РФ. Для должностных лиц это штраф от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до трех лет. Для организаций – штраф от 100 до 500 тыс. рублей.
Чтобы обеспечить антитеррористическую защищенность объектов и территорий, компания должна провести целый комплекс мероприятий. Конкретный их перечень изложен в постановлении кабмина, регулирующем данную сферу деятельности, но во многом они между собой схожи.
Так, на основании пункта 21 требований к местам МПЛ защищенность мест массового пребывания населения обеспечивают:
• проведением организационных мероприятий, включая присвоение категорий этим территориям, с учетом степени потенциальной опасности или угрозы совершения на них теракта и его возможных последствий;
• определением, а также ликвидацией причин и условий, которые могут привести к совершению терактов;
• контролем складывающейся обстановки в районах расположения таких территорий. Данный контроль осуществляется в едином информационном пространстве в режиме реального времени;
• использованием современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности;
• оборудованием данных мест необходимыми инженерно-техническими средствами;
• контролем за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности;
• проведением мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, в том числе данных о принимаемых мерах. Это установление порядка работы с такой информацией, организация к ней доступа, определение обязанностей допущенных к ней, а также контроль за установленным порядком;
• проведением мероприятий по выявлению, предотвращению несанкционированного проноса и применения в местах массового пребывания населения токсичных химикатов, отравляющих веществ или патогенных биологических агентов. Сюда относятся периодический обход, осмотр зданий, строений и территорий, контролируемый допуск лиц, оповещение, а также эвакуация людей в случае химической или биологической угрозы;
• назначением лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и взаимодействию с территориальным органом безопасности, территориальными органами МВД РФ, МЧС РФ и Росгвардии.
Похожий перечень приведен и в пункте 21 требований к охраняемым объектам. Вместе с тем есть отличия. Согласно данной норме антитеррористическая защищенность объектов или территорий обеспечивается:
• проведением организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности;
• инженерно-технического оборудованием объектов (территорий), а также обеспечением контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств охраны, их технического обслуживания;
• обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов;
• мероприятиями, направленными на уменьшение возможных последствий совершения терактов и ликвидацию угрозы их совершения;
• мероприятиями по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в документах, в том числе о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности. К ним относится установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения, организация к ней допуска лиц, определение их обязанностей, а также организация и контроль за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения;
• мероприятиями по обнаружению и предотвращению несанкционированного проноса, а также применения на объектах или территориях токсичных химикатов, отравляющих веществ либо патогенных биологических агентов. Это мероприятия по организации контроля за допуском посетителей, транспорта (особенно строго проверка должна осуществляться за допуском к системе вентиляции помещений), за поступающей почтовой корреспонденцией, а также оповещение и эвакуация людей в случае химической или биологической угрозы.
Паспорт безопасности оформляется по итогам работы комиссии, приведенным в акте обследования и присвоения категории, а также в строгом соответствии с формой, утвержденной тем или иным постановлением кабмина. Паспорт безопасности в обязательном порядке согласуют с руководителями территориальных подразделений МЧС РФ, МВД РФ, Росгвардии, ФСБ России. Количество согласующих ведомств зависит от регламентирующего данную область постановления Правительства РФ. Также паспорт может утверждаться руководителем органа региональной исполнительной власти или главой органа местного самоуправления. Это требование также определяется в зависимости от применяемого нормативного правового акта. Результатом завершения данного этапа будет согласованный со всеми заинтересованными госорганами паспорт безопасности объекта или территории.
Так, в соответствии с подпунктами 14, 19, 20 требований к местам МПЛ на каждое место массового пребывания населения после его обследования комиссией и определения категории составляется паспорт безопасности. Такой паспорт обновляется не реже одного раза в три года, а также в установленных требованиями случаях.
Согласно подпунктам 13, 19 требований к охраняемым объектам (территорию) после обследования каждого объекта и присвоения ему категории разрабатывается паспорт безопасности, обычно обновляемый не реже одного раза в три года, за исключением актуализации при изменении ряда параметров здания, строения, сооружения или территории.
Вы можете оставить первый комментарий