Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Транспортный налог платят организации, имеющие автомобили, автобусы и другие транспортные средства. Как его правильно рассчитать и заплатить, для кого предусмотрены льготы, рассказывается в нашей статье. О других обязательных платежах, уплачиваемых компаниями, можно прочитать в нашей статье «Какие налоги платят юридические лица».
Юрлицо должно платить налог за каждое зарегистрированное транспортное средство (п. 1 ст. 358 НК РФ):
• автобус;
• автомобиль;
• мотоцикл;
• самолет;
• теплоход;
• яхту;
• снегоход;
• моторную лодку и так далее.
Он платится вне зависимости от того, использует компания транспортное средство (ТС) или нет (письмо Минфина РФ от 28.12.2018 № 03-05-05-04/95689).
Не подпадают под транспортный налог промысловые и речные суда, тракторы и комбайны, самолеты и вертолеты медслужбы и так далее (полный список можно найти в п. 2 ст. 358 НК РФ).
Его уплачивают организации – собственники автомобилей и других транспортных средств. При передаче авто в лизинг, если ТС зарегистрировано на лизингополучателя, то налог уплачивает именно он (письмо ФНС РФ от 25.02.2020 № БС-4-21/3129@).
Юрлица, работающие на УСН, рассчитывают и платят его на общих основаниях. Какое-либо освобождение для них не предусмотрено (пп. 1, 2 ст. 346.11 НК РФ).
Сроки, в которые нужно заплатить транспортный налог и авансовые платежи, установлены на федеральном уровне и одинаковы на всей территории РФ. Налог нужно заплатить до 1 марта следующего года за отчетным. Авансовые платежи – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Так:
• авансовый платеж за I квартал 2021 года следует перечислить не позднее 30.04.2021;
• авансовый платеж за II квартал – не позднее 02.08.2021 (31.07.2021 выпадает на субботу);
• авансовый платеж за III квартал – не позднее 01.11.2021 (31.10.2021 выпадает на воскресенье);
налог за 2021 год – не позднее 01.03.2022.
Налоговая ставка зависит от мощности двигателя: чем мощнее транспортное средство, тем выше будет сумма налога. В статье 361 НК РФ указаны ставки в рублях на одну лошадиную силу. Приведем основные в таблице.
Объект налогообложения | Ставка в рублях |
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. сил | 2,5 |
Легковые авто с мощностью двигателя 100–150 л. сил | 3,5 |
Легковые авто с мощностью двигателя 150–200 л. сил | 5 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя 200–250 л. сил | 7,5 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. сил | 15 |
Автобусы с мощностью двигателя до 200 л. сил | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя свыше 200 л. сил | 10 |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. сил | 2,5 |
Грузовые авто с мощностью двигателя 100–150 л. сил | 4 |
Грузовые авто с мощностью двигателя 150–200 л. сил | 5 |
Грузовые авто с мощностью двигателя 200 – 250 л. сил | 6,5 |
Грузовые авто с мощностью двигателя свыше 250 л. сил | 8,5 |
Регионы имеют право уменьшать или увеличивать указанные ставки, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 316 НК РФ). Это ограничение не действует в отношении легковых авто с мощностью двигателя до 150 л. сил, то есть для них разрешено понижать ставки вплоть до нуля. Например, в Оренбургской области Законом «О транспортном налоге» от 16.11.2002 № 322/66-III-ОЗ установлена нулевая ставка налога в отношении:
• одного легкового автомобиля мощностью до 100 л. сил;
• одного более мощного автомобиля, если у собственника несколько транспортных средств.
Регионы могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории также с учетом:
• количества лет, прошедших с момента выпуска;
• экологического класса авто.
Например, в Хабаровском крае ставка налога дифференцирована в зависимости от возраста автомобиля Законом «О региональных налогах и налоговых льготах» от 10.11.2005 № 308.
Объект налогообложения | Ставка в рублях |
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. сил, с момента выпуска которых прошло три года и меньше | 12 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. сил, с момента выпуска которых прошло от 3 до 10 лет | 10 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. сил, с момента выпуска которых прошло более 10 лет | 8 |
При определении количества лет, прошедших с момента выпуска, нужно учитывать все налоговые периоды, начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска авто, включая период, за который платится налог (письмо Минфина РФ от 30.01.2012 № 03-05-05-04/02).
В Москве ставки дифференцированы только в зависимости от мощности авто, однако здесь применяют более мелкую градацию 25 л. сил, а не 50, как в НК РФ (Закон «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33).
Объект налогообложения | Ставка в рублях |
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. сил | 12 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя 100–125 л. сил | 25 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя 125–150 л. сил | 35 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя 150–175 л. сил | 45 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя 175–200 л. сил | 50 |
Легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. сил | 150 |
Для расчета налога необходимо налоговую базу, то есть мощность автомобиля, измеряемую в лошадиных силах, умножить на налоговую ставку.
В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей и выше с учетом года выпуска установлены повышающие коэффициенты:
• 1,1 — в отношении легковых авто средней стоимостью от 3 до 5 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
• 2 — в отношении легковых авто средней стоимостью от 5 до 10 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
• 3 — в отношении легковых авто средней стоимостью от 10 до 15 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
• 3 — в отношении легковых авто средней стоимостью от 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном интернет-сайте Минпромторга РФ (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют (пп. 1, 2 ст. 360, п. 1 ст. 362 НК РФ):
• суммы авансовых платежей по истечении каждого квартала;
• сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам календарного года.
Авансовый платеж равен 1/4 х налоговая база х налоговая ставка х повышающий коэффициент (при наличии).
Итоговая сумма за год рассчитывается так: из произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента нужно вычесть сумму уплаченных авансовых платежей (пп. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ).
По окончании года из инспекции придет сообщение об исчисленной ею сумме налога. При несогласии с расчетом следует подать пояснения со своими данными (письмо Минфина РФ от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).
Не нужно исчислять транспортный налог в отношении автомобилей при их регистрации и снятии с учета за период менее одного месяца. Например, при регистрации и снятии с учета авто в период с 1-го по 15-е число, с 16-го по 30-е число, при регистрации после 15-го числа одного месяца и снятии с учета до 15-го числа следующего месяца (письмо Минфина РФ от 19.08.2020 № 03-05-06-04/72801).
С отчетности за 2020 год декларация по транспортному налогу не нужна. Организации самостоятельно рассчитывают сумму платежа по приведенному выше алгоритму и уплачивают ее месту нахождения авто или другого средства (п. 1 ст. 363 НК РФ). В большинстве случаев это местонахождение компании.
Если транспортное средство зарегистрировано на обособленное подразделение, то платежи нужно осуществлять в инспекцию по месту нахождения этого подразделения (ст. 363 НК РФ, письмо ФНС РФ от 30.03.2018 № БС-4-21/6096).
В реквизиты платежа нужно включить КБК:
• 182 1 06 04011 02 1000 110 – для уплаты транспортного налога и авансовых платежей;
• 182 1 06 04011 02 2100 110 – для уплаты пени;
• 182 1 06 04011 02 2200 110 – для уплаты процентов;
• 182 1 06 04011 02 3000 110 – для уплаты штрафов.
НК РФ не предусматривает федеральных льгот по транспортному налогу для организаций. Их устанавливают регионы (ст. 356 НК РФ). Льготы могут быть предоставлены в следующем виде (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@).
1. Освобождение от уплаты налога.
Например, в Тюменской области его не платят (п. 5 ст. 1 Закона «О транспортном налоге» от 19.11.2002 № 93):
• органы госвласти и муниципалитеты;
• автономные, бюджетные и казенные учреждения;
• образовательные организации;
• ветеринарно-санитарные утилизационные предприятия, занимающиеся сбором биологических отходов и их утилизацией путем переработки на мясокостную муку;
• общественные организации инвалидов, где инвалиды и их представители составляют не менее 80 процентов.
2. Снижение ставки. В Новосибирской области налог в размере 10 процентов от установленных ставок платят (пп. 4 п. 1 ст. 2.4 Закона «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков…» от 16.10.2003 № 142-ОЗ):
• компании, выполняющие регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения – в отношении автобусов, работающих на природном газе;
• все юрлица – в отношении грузовых автомобилей и других самоходных ТС, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, работающих на природном газе.
3. Уменьшение суммы платежа. В Свердловской области (п. 2 ст. 4 Закона «Об установлении и введении в действие транспортного налога…» от 29.11.2002 № 43-ОЗ):
• общественные организации инвалидов уплачивают налог в размере 35 процентов от исчисленного;
• организации за транспортные средства с газовым или электрическим типом двигателя – в размере 50 процентов от исчисленного.
Для применения льготы необходимо направить в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@, и подтверждающие документы. Срок подачи НК РФ не установлен, однако ФНС рекомендует сделать это до конца первого квартала года, следующего за годом использования льготы. То есть заявление о налоговой льготе за 2020 год нужно было предоставить до 31.03.2021. При отсутствии заявления в сообщение об исчисленной сумме транспортного налога будет включена сумма без учета льготы, что может привести к взысканию недоимки (информация ФНС РФ).