Сервис электронного взаимодействия «Социальный электронный документооборот» служит для взаимодействия работодателей с СФР. С его помощью можно направить в фонд необходимые сведения и документы, получить информацию о статусе больничного, открытого на работника. В статье расскажем об основных типах сообщений, которыми обмениваются СФР и работодатели.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
Что представляет собой СЭДО
Сервис электронного взаимодействия «Социальный электронный документооборот» (СЭДО) разработан для взаимодействия посредством юридически значимых электронных документов между медицинскими организациями, СФР, работодателями (страхователями) и другими организациями.
С помощью СЭДО Социальный фонд получает информацию о выданных электронных больничных от медицинских организаций и автоматически оповещает работодателей об открытии электронных листов нетрудоспособности на их работников. При каждом изменении статуса электронного больничного (открыт, продлен, закрыт или аннулирован) работодатель также получает уведомление.
После закрытия электронного листа нетрудоспособности СФР формирует и направляет запрос работодателю с предзаполненными сведениями для назначения и выплаты пособия. Организация-работодатель при необходимости корректирует данные сведения, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в СФР. Все электронные больничные хранятся в базе СФР, организации-работодателю сберегать их не надо.
СЭДО используется также в случаях оформления сотруднице больничного листа по беременности и родам, для выплаты работникам пособия при рождении ребенка, назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Для электронного взаимодействия с СФР работодатели (страхователи) должны быть подключены к СЭДО. Такую возможность предусматривает ряд программ, с которыми работают организации: СБИС, «Контур», «1С» и так далее.
Типы исходящих сообщений
Полный перечень типов сообщений СЭДО при осуществлении информационного взаимодействия работодателя с СФР приведен в спецификации СЭДО (https://sedo.fss.ru/sedo.html). Ниже разберем наиболее распространенные типы сообщений.
При трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности сотрудник представляет работодателю сведения о себе, необходимые для выплаты страхового обеспечения в том числе (ч. 13 ст. 13 Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 6 правил взаимодействия с фондом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010):
• Ф.И.О.;
• дату рождения;
• СНИЛС;
• ИНН;
• сведения о документе, удостоверяющем личность;
• сведения о месте регистрации;
• выбранный способ получения страхового обеспечения от СФР (на банковский счет, почтовым переводом, через другую организацию).
Форма сведений утверждена Приказом СФР от 22.04.2024 № 643. Ее работодатель передает в территориальный орган Соцфонда по месту своей регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения сведений (ч. 15 ст. 13 закона № 255-ФЗ). Для этого используется тип сообщения 86 СЭДО. Об успешном принятии сведений о застрахованном лице отделение фонда направит ответ (тип сообщения — 87 СЭДО).
При наступлении страхового случая сотрудник представляет работодателю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия (в случае их отсутствия у работодателя) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).
Работодатель передает полученные им сведения и документы, в территориальный орган фонда не позднее трех рабочих дней со дня их получения (п.7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010), используя тип сообщения 109 СЭДО.
Отменена с 2023 года обязанность выдавать работникам (в том числе и бывшим) справку о сумме заработка за два календарных года (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 № 182н), данные из которой использовались при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком.
Сведения, необходимые для назначения пособий работодателем, должен предоставлять СФР (ч. 4 ст. 14.1 закона № 255-ФЗ).
Для получения требуемой информации необходимо направить через СЭДО сообщение 320 «Запрос страхователя о получении от Фонда сведений о заработной плате». В ответ из Фонда придет «ответ страховщика» (тип сообщения 321 СЭДО).
Типы входящих сообщений
Единовременное пособие при рождении ребенка застрахованному лицу назначает и выплачивает фонд на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых страховщиком в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 закона № 255-ФЗ (ч. 9 ст. 13 закона № 255-ФЗ, п. 26 № 2010).
Фонд имеет право запросить у работодателя сведения о районном коэффициенте, которые необходимо представить не позднее двух рабочих дней со дня получения запроса. Для этого нужно отправить 101 тип сообщения СЭДО в ответ на 100 тип сообщения СЭДО.
Работодатель в автоматическом режиме информируется с помощью системы электронного документооборота, в частности об открытии листка нетрудоспособности работнику, его продлении, закрытии, аннулировании (п. 19, пп. «а» п. 21 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010). Для этого используется тип сообщения 111 СЭДО.
Для назначения больничных и декретных одновременно с сообщением о закрытии электронного больничного СФР направляет работодателю запрос на представление сведений, необходимых для расчета. Для этого используется тип сообщения 100 СЭДО.
Структура этого запроса похожа на структуру реестра сведений, который представлялся прежде работодателем. В запросе уже указаны сведения, которые есть в распоряжении СФР. Задача работодателя — проверить полученные данные, при необходимости скорректировать их, дополнить недостающими и направить в качестве ответа на запрос в СФР. Прислать сведения в ответ на запрос следует не позднее трех рабочих дней с момента получения данных о закрытии больничного, сопровождаемых запросом (тип сообщения 101 СЭДО).
Если не удалось получить запрос, инициировать проактивный процесс назначения больничных может работодатель, направив по СЭДО сообщение 109 «Информация о жизненных событиях». Данным сообщением он информирует фонд о наступлении жизненных событий у застрахованного лица и направляет его в случае необходимости внесения изменений в уже назначенное и выплаченное пособие, а также для назначения и выплаты еще невыплаченного пособия.
Если работодатель не передаст нужные сведения в установленный срок, от фонда придет уведомление: ответ на запрос недостающих сведений от работодателя не поступил (тип сообщения 124).
В этом случае с организации могут взыскать штраф (ст. 15.2 закона № 255-ФЗ, ст. 26.31 закона № 125-ФЗ):
• 200 рублей за каждый непредставленный документ — если работодатель отказался подать или не подал в установленный срок в территориальный орган СФР документы (их заверенные копии), необходимые для контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты страхового обеспечения;
• 20 процентов от суммы излишние понесенных расходов, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей — если компания представила недостоверные сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, или скрыла информацию, что привело к переплате;
• 5 тыс. рублей — за нарушение установленного законом № 255-ФЗ срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Кроме того, должностному лицу организации могут назначить штраф в размере от 300 до 500 рублей (ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ).
Вы можете оставить первый комментарий