Над статьей работали:
Автор: Чапис Елена
№ |
Позиция ВС РФ |
Обстоятельства дела |
Реквизиты акта |
1 | Нарушение прав потребителя причиняет покупателю моральный ущерб, подлежащий компенсации |
Покупатель заявил импортеру о возврате технически неисправного ноутбука в течение 15 дней со дня приобретения. По закону о защите прав потребителя деньги в этом случае должны были вернуть в обмен на технику. Однако принимать девайс обратно фирма- изготовитель отказалась и предложила обратиться с претензиями к продавцу. ВС РФ указал, что с учетом наличия дефекта производственного характера импортер должен был организовать приемку техники и выплатить ее стоимость. За отказ сделать это добровольно и своевременно его следует обязать выплатить неустойку, штраф и компенсацию моральных страданий покупателя |
Определение ВС РФ от 13.02.2018 № 81-КГ17-26
|
2 | Когда закрытие официального представительства производителя не мешает российским судьям восстановить права потребителя |
Новенький ноутбук Toshiba оказался бракованным. Недовольный покупатель через суд обязал представительство японской корпорации заменить устройство на аналогичное, но обмен так и не состоялся. При повторном обращении к арбитрам мужчине отказали во взыскании неустойки и штрафа, указав, что российской системе дело больше неподсудно, потому как у представительства компании закончилась аккредитация. ВС РФ обязал судей все-таки разобраться в споре: на момент первичного иска потребителя компания вела официальную деятельность в РФ. Кроме того, фирма-производитель единолично владеет двумя российскими компаниями, обслуживающими в том числе продукцию товарного знака. Суды должны были разобраться, не продолжает ли иностранная компания свою работу в РФ через неформальные представительства. В этом случае российская Фемида вправе рассматривать иски к такой организации |
Определение ВС РФ от 27.06.2017 № 93-КГ17-5 |
3 | Штраф – это санкция за уклонение от обязанности вернуть товар | Если покупателю было предложено вернуть товар для проведения экспертизы, неустойку и штраф взыскать с импортера нельзя | Определение ВС РФ от 31.07.2018 № 32-КГ18-16 |
4 |
Планшет относится к товарам, не подлежащим возврату при его надлежащем качестве. Предпринимателя потребительский закон не защищает |
Покупатель через 2 дня после сделки решил из 10 купленных планшетов поменять 7 черных на белые, а затем и вовсе решил вернуть их в магазин. Апелляция обязала продавца забрать технику, однако ВС РФ указал, что гаджет относится к товарам, не подлежащим возврату и обмену на аналогичный другой расцветки согласно установленному кабмином перечню. Кроме того, покупка 10 девайсов не похожа на удовлетворение личной потребности. Суды должны выяснить, не приобретались ли товары для перепродажи, в этом случае Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 на сделку не распространяется |
Определение ВС РФ от 27.03.2018 № 78-КГ17-102
|
5 | Авто с любыми неисправностями можно обменять и вернуть в течение 15 дней | Апелляция отказала покупателю авто с недостатками сборки обменять или вернуть транспортное средство в магазин на том основании, что автосалон сам устранил дефекты. ВС РФ признал такой вывод ошибочным: покупатель обратился в течение 15 дней, а значит, имеет право и на возврат, и на обмен |
Определение ВС РФ от 10.10.2017 № 4-КГ17-53
|
6 | Вернуть сложную технику спустя 15 дней после покупки возможно в одном из предусмотренных законом случаев, а не при их совокупности | В законе установлено, что технически сложный товар можно вернуть или обменять по истечении 15 дней, если:
ВС РФ указал, что для применения указанных норм закона достаточно одного из перечисленных оснований. Кроме того, подчеркивается, что в срок использования владельцем своего авто не входит срок доставки транспорта из ремонта и время его нахождения в иностранных сервисах при наличии международной гарантии |
Определение ВС РФ от 16.12.2014 № 34-КГ14-10
|
7 | Поломку авто устранят после гарантийного срока, если доказать, что дефект возник до его покупки и является существенным | Узнав о том, что авто, купленное новым, перекрашено после схождения с конвейера, владелец захотел вернуть транспорт после истечения гарантийного срока. Завод факт многослойности красочного покрытия не отрицал. Суды согласились удовлетворить требования покупателя, но ВС РФ направил дело на новое рассмотрение: коллегия судей сочла, что вопрос существенности спорного недостатка авто не получил должного внимания |
Определение ВС РФ от 29.08.2017 № 77-КГ17-20
|
8 | При возврате авто требуйте возместить стоимость дополнительного оборудования, кем бы оно ни было установлено | Суды исходили из того, что стоимость допоборудования авто в сумму возмещения средств за него не включается. ВС РФ не согласился: в случае возврата изготовителю некачественного автомобиля, на который установлено дополнительное оборудование, потребитель терпит убытки в размере затраченных на тюнинг средств, так как дальнейшая возможность эксплуатации техники невозможна. Возместить эти убытки должен производитель некачественного товара |
Определение ВС РФ от 20.02.2018 № 44-КГ17-34
|
9 | Управляющая компания должна исполнять закон о защите прав потребителя или выплачивать установленные им санкции | ВС РФ подтвердил, что на отношения собственника квартиры многоквартирного дома и управляющей компании распространяются положения закона. За автомобиль, помятый упавшей с крыши наледью, можно требовать компенсацию морального вреда и штраф размере 50 процентов от суммы, не выплаченной добровольно в порядке восстановления прав потребителя |
Определение ВС РФ от 25.07.2017 № 74-КГ17-10
|
10 | Исполнение ответчиком денежного обязательства после подачи иска в суд не освобождает его от уплаты штрафа |
Клиент банка потребовал выдать ему весь остаток денег по счету, но своевременно кредитная организация на заявление не отреагировала. В итоге несмотря на то, что часть средств была возвращена владельцу между рассмотрением дела в первой инстанции и апелляцией, штраф за «недобровольность» с банка был взыскан в размере половины первоначальных требований клиента |
Определение ВС РФ от 13.02.2018 № 81-КГ17-26
|
Утвержден Президиумом ВС РФ от 17.10.2018
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"