Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ТАБЛИЦА: «Роспотребнадзор ответил на 52 вопроса предприятий общепита и торговли»

Над статьей работали:

Вопрос Ответ
1 января 2017 года в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ введено понятие «контрольная закупка». Проводятся ли такие мероприятия Роспотребнадзором?

Нет, не проводятся. Проведеение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Между тем, ни Закон РФ «О защите прав потребителей», ни Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в настоящее время не допускают проведение контрольных закупок.

В то же время Роспотребнадзором подготовлен законопроект о внесении на этот счет соответствующих изменений в указанные нормативные документы. Проект находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

Вправе ли общественные организации проводить массовые проверки магазинов по санитарным нормам и требованиям?

Какими нормативными актами должны руководствоваться ОЗПП при проведении проверок?

 

Правовую основу деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определяет п. 1 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Никакими функциями по осуществлению госконтроля (надзора) и связанными с ними административными полномочиями объединения не наделены. Осуществление ими общественного контроля за соблюдением прав потребителей производится в порядке, определяемом самими этими объединениями на основе положений соответствующих уставов. Однако в любом случае должны быть исключены какие-либо противоправные действия с их стороны.

Оспорить правомерность и обоснованность общественного контроля можно в судебном порядке либо обратиться в правоохранительные органы.

Можно ли на ценнике указать цену за 100 гр, при фиксированном весе штучного товара в 200 гр? Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Исходя из этого, на ценнике штучного товара с фиксированным весом должна указываться (независимо от веса брутто или нетто) цена за единицу товара
Является ли нарушением несовпадение полного адреса изготовителя на этикетке товара и сопроводительной документации (в декларации есть указание района, на этикетке указания района нет)? Прежде всего, следует иметь в виду, что декларация о соответствии не является сопроводительной документацией. Информация же об адресе изготовителя наносится на маркировку с учетом требований к ее содержанию и порядку доведения, установленных соответствующим техническим регламентом, а не с учетом требований к форме и реквизитам декларации о соответствии
Вправе ли супермаркет продавать нефасованную (неупакованную) пищевую продукцию в отсутствие перечня разрешенной продукции? Ввиду отсутствия такого перечня правовые основания для реализации каких-либо видов пищевых продуктов в нерасфасованном и/или неупакованном виде отсутствуют
Как необходимо указывать срок годности в маркировке фасуемой в магазинах продукции в отсутствие потребителя? Должен ли он быть перенесен с этикетки изготовителя? Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения
Должны ли быть медкнижки у работников торговых предприятий, напрямую не контактирующих с пищевой продукцией (например, для бухгалтеров, экономистов, водителей и пр.)? Медкнижки должны быть у работников, которые осуществляют непосредственные контакты с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией
Является ли обязательным наличие знака ЕАС на расфасованной в отсутствие потребителя продукции в организациях розничной торговли (сыры, колбасы)? При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции
Запрещена ли реализация по типу самообслуживания замороженных продуктов в неупакованном виде, требующих дальнейшей тепловой обработки (пельмени, котлеты и т.д.) Нет, такого запрета нет, при соблюдении требований п. 6 ч. 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011
Вопрос по витринам для самообслуживания неупакованного хлеба — нужно ли его упаковывать или мы можем оставлять его закрытым на наших витринах? Хлебобулочные изделия в объектах мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки) должны продаваться только в упакованном виде. В остальных предприятиях торговли хлеб может реализоваться как в упаковке, так и без нее. При этом отпуск покупателям нефасованных продуктов осуществляется продавцом с использованием торгового инвентаря в виде щипцов
Нигде в документации не написано, и никто из надзорных органов не дает четкие разъяснения, насколько необходимо декларирование такой кулинарной продукции, если она относится к продукции общественного питания, соблюдены сроки годности, установленные в СанПиНе, и созданы условия для потребления на месте. Если это продукция общественного питания, необходима технико-технологическая карта согласно требованиям законодательства, тогда почему просят оформленные ТУ и декларации? Согласно требованиям п. 9.10 СП 2.3.6.1079-01 полуфабрикаты, готовые блюда и другие изделия, вырабатываемые организациями для реализации через торговую сеть, изготавливаются по технологическим инструкциям, нормативной и технической документации. Реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов, в т.ч. декларации о соответствии
Каковы допустимые уровни шумы и вибрации в продовольственном магазине?

Вентиляционное оборудование, холодильное оборудование, в некоторых случаях водопровод, канализация, электрооборудование (трансформаторные станции) при неисправности могут быть источником шумов и (или) вибраций. Также источником шума и (или) вибрации может быть подъемно-транспортное оборудование и автотранспорт, доставляющий продукцию в магазин (при погрузочно-разгрузочных работах). Кроме того, в продовольственных магазинах, имеющих цех (отдел кулинарии, мясной цех и т.п.) источником шума и (или) вибрации может быть технологическое оборудование. В ряде случаев источником шума может быть персонал и (или) техника для голосовой информации и воспроизведения музыки и т.п.

с 1 января 2017 года при проведении измерений шума и вибрации, необходимо руководствоваться СанПиН 2.2.4.3359-16 «Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах»

Основанием для проверки может служить обращение гражданина. С учетом повсеместного развития Интернета и его анонимности, каким образом добросовестные предприниматели защищены от необоснованных проверок по обращениям так называемых Ивановых Иванов Ивановичей?

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Более того, с 01.01.2017 электронные обращения станут поводом для проверки только если заявитель авторизовался.

Если контролеры установят анонимность или недостоверность обращения, то проверка прекращаются.

Кроме того, Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, компании и ИП расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших анонимных обращений указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения

На сегодняшний день, чтобы работать на предприятии общественного питания в Москве, работник должен сделать 4 прививки. Работники отказываются, некоторым работникам прививки противопоказаны. Означает ли это, что мы не можем допускать работника до работы? Также если работник первый раз устраивается на предприятие общественного питания и не ранее не прививался, учитывая необходимость временного промежутка между прививками, он сможет устроиться на работу не ранее чем через 4 — 6 месяцев.

Работникам предприятий общественного питания г. Москвы действительно рекомендовано иметь 4 профилактические прививки, сведения о которых заносятся в личные медицинские книжки: 2 из которых (против дифтерии и столбняка, кори) и 2 прививки (против гепатита A и дизентерии Зонне).

Главным государственным санитарным врачом г. Москвы 31.03.2015 принято постановление № 2, в соответствии с которым работники предприятий общественного питания г. Москвы должны быть привиты против гепатита A и дизентерии Зонне. Не привитые против этих инфекций работники вне зависимости от причин не должны допускаться до работы. Исполнение данного требования является обязательным для всех юридических и физических лиц.

В отношении прививок против дифтерии, столбняка и кори, работники предприятий общественного питания (постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825), вправе отказаться от данных прививок. При этом работодатель не вправе ограничивать допуск работника до работы. Работник, ранее не прививавшийся против какой-либо инфекции и получивший первую аппликацию вакцины, может быть допущен к работе по истечении 7 дней с момента вакцинации. Последующие прививки могут быть сделаны во время работы. Ждать завершения прививочного курса не обязательно. При этом работодатель несет ответственность за своевременность прохождения работником необходимого курса прививок

В каких случаях проводится предварительная проверка поступивших обращений и какой порядок ее проведения?

В ходе проведения предварительной проверки:

запрашиваются дополнительные сведений и материалы (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

рассматриваются документы юрлица, предпринимателя, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора. В рамках предварительной проверки могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению компании или ИП к ответственности не принимаются

«Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора»