Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ТАБЛИЦА: «Дела по НДС, рассмотренные КС РФ в конце 2017 года»

Над статьей работали:

Вывод из дела

Фабула дела

Одни и те же операции могут облагаться НДС или не облагаться в зависимости от сложившейся в определенном периоде судебной практики

Поводом для обращения фирмы в КС РФ послужил пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данная норма освобождает от НДС услуги по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту.

Общество решило, что под эту норму подпадают оказываемые им услуги буксиров по установке и снятию боновых ограждений, которые препятствуют растеканию нефти и нефтепродуктов при их перегрузке в порту с борта судна.

КС РФ решил, что это так, но только применительно к периодам, когда имелась устойчивая подтверждающая это судебная практика ВАС РФ и арбитражных судов – до Определения ВС РФ от 30.03.2015, а после него услуги буксиров под указанную норму не подпадают

Компания имеет право принять к вычету всю сумму налога, фактически уплаченного в бюджет при ввозе в Россию товаров, исходя из примененной сторонами сделки импортной цены товара, даже если ИФНС считает эту цену завышенной по сравнению с рыночными ценами

Общество закупало коньячный спирт у иностранных поставщиков.

ИФНС, опираясь на ст. 40 НК РФ, пришла к выводу, что товар был приобретен по завышенным ценам относительно уровня рыночных цен. Следовательно, на таможне общество заплатило налог в завышенном размере. Значит, и к вычету приняла налог тоже в завышенном размере. Таким образом, неправомерным является применение обществом вычетов по НДС в части, приходящейся на разницу между импортной ценой товара и установленной инспекцией в порядке ст. 40 НК РФ. При этом общество имеет право обратиться в таможенные органы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога, не принятых инспекцией к вычету.

Это в корне неверная позиция, так как юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения вычетов по НДС, является не превышение суммы налога, предъявленной ему контрагентом, так как поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего возмещения налога покупателем. Поэтому общество в описанной ситуации имело право на получение суммы вычета в полном объеме

Если нет доказательств направленности действий компании на получение необоснованной налоговой выгоды, то приобретая у подрядчиков работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия и получив от них счета-фактуры с выделением НДС, она вправе применить налоговые вычеты, а подрядчики обязаны уплатить налог в бюджет

ИФНС отказала компании в возмещении НДС со ссылкой на то, что он был заявлен в отношении работ на объекте культурного наследия, которые освобождены от налогообложения.

Налогоплательщик ссылался на то, что он имеет право на получение вычетов в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, поскольку контрагенты выставили ему счета-фактуры с выделенным налогом. Действия контрагентов соответствовали законодательству, которое разрешает выставлять счета-фактуры в отношении спорных услуг, несмотря на то, что они освобождены от обложения НДС.

Позиция компании правомерна.

Одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками НДС, вступить в правоотношения по уплате и возмещению данного налога. Соответствующие нормы закреплены в Налоговом кодексе

 

Применение различных способов определения объема товара при его приобретении и последующей реализации в целях НДС противоречит принципу экономического основания данного налога как уплачиваемого с добавленной стоимости

Теплоснабжающая организация поставляла свой горячую воду управляющим компаниям, ТСЖ и иным потребителям по утвержденным уполномоченным органом тарифом с выставлением покупателей счетов-фактур.

В связи с изменением условий договоров, письмами потребителей и вступившими в силу судебным решениями общество составило корректировочные счета-фактуры, в которых уменьшило либо увеличило стоимость и объем реализованной тепловой энергии.

Основной причиной явилось применение различных методик (из двух разных нормативных актов) определения объема потребленного тепла.

ИФНС и суды решили, что применение вычетов и расчет налоговой базы производится исходя из единых требований к объекту налогообложения, в том числе, единой методики подсчета количества товара.

Учитывая, что в данном случае после корректировки налоговой базы и выставления теплоснабжающая организацией в одностороннем порядке корректировочных счетов-фактур не было произведено корректировки самих объемов коммунальных ресурсов и налоговых обязательств, право на вычет НДС организация потеряла

Доказательства получения компанией необоснованной налоговой выгоды и влекут восстановление правопреемником сумм НДС, принятых к вычету реорганизованной компанией в результате проведения ремонтных работ в нежилом здании, переданном правопреемнику для использования в необлагаемых операциях

Общество применяло общий режим налогообложения и владело зданием. Оплатив работы по капремонту это здания, общество приняло с них НДС к вычету. Затем оно прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к организации, применяющей УСН. При этом здание было передано правопреемнику для использования в операциях, не облагаемых НДС.

ИФНС решила, что организация должна восстановить и уплатить в бюджет сумму НДС, ранее принятую к вычету обществом. Ведь первая является правопреемником второго. Кроме того, они являются   взаимозависимыми лицами: руководящие должности занимают одни и те же лица, обе фирмы находятся по одному и тому же адресу и обслуживаются в одном и том же банке.

Суды поддержали эти выводы, указав на совершение учредителями и руководителями указанных организаций согласованных действий по реорганизации и дальнейшему переходу на упрощенную систему налогообложения

 

«ОБЗОР правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2017 года по вопросам налогообложения» (утв. ФНС России 23.01.2018)

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"