Над статьей работали:
Автор: Шкембри Евгения
Что изменилось |
С 1 января 2025 года |
До 1 января 2025 года |
Государственные закупки |
||
30 декабря 2024 прекращают действие нормы, по которым заказчик был вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 25.12.2023 № 625-ФЗ |
Эта норма прекращает свое действие, поэтому заказчику нужно устанавливать требование об обеспечении | В 2024 году и ранее действовали противоположные правила (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в редакции Федерального закона от от 27.12.2019 N 449-ФЗ) Примечание редакции: этим правом нельзя было воспользоваться, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты по нему не подлежат казначейскому сопровождению (ч. 64.1 ст. 112 Закона №44-ФЗ) |
В 2025 году казначейство будет сопровождать контракты стоимостью от 50 млн руб Федеральный закон от 30.11.2024 № 419-ФЗ |
Это касается федеральных бюджетных и автономных учреждений, финансируемых через субсидии, и учреждений субъектов РФ, получающих межбюджетные трансферты на капитальные вложения. Авансовые платежи и расчеты по контрактам также будут сопровождаться. | Сейчас ценовой порог составляет 100 млн руб (Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.07.2024 № 175-ФЗ |
С 1 января 2025 года вступают в силу нормы об ограничении закупок иностранных товаров (работ, услуг) и о предоставлении преимущества российским товарам (работам, услугам) Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ. |
Если установлены ограничения, используется механизм «второй лишний». Это значит, что при закупке товара нужно отклонить все заявки с предложением поставить иностранную продукцию (при закупке работ или услуг — отклонить заявки от иностранных лиц), если выполняются следующие условия: — подана хотя бы одна заявка с предложением поставить российский товар (при закупке работ или услуг — заявка от российского лица); — такая заявка соответствует требованиям извещения и документации о закупке (если это предусмотрено Законом № 44-ФЗ). Таким образом, при наличии заявки от российского поставщика, все иностранные предложения будут отклонены |
Действовали противоположные правила (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.11.2024 N 432-ФЗ)
|
С 2025 года предметом контракта не может быть одновременно подготовка проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 28.04.2023 № 154-ФЗ |
Теперь с подрядчиками будут заключаться отдельные контракты Примечание редакции: общие положения о строительстве «под ключ» сохраняются |
До 2022 года действовали противоположные правила (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в редакции от 26.03.2022 № 64-ФЗ) |
Страну происхождения, для ряда товаров нельзя подтвердить сертификатом формы СТ-1 для участия в госзакупках в странах ЕАЭС Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 Изменения внесены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 № 10
|
Речь идет о пунктах 1 — 278 Перечня, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105. Перечень утрачивает силу и страна происхождения этих товаров не подтверждаются СП-1. В контракте, чаще всего, указывают перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара | Перечень действовал и страну происхождения можно было подтвердить СП-1 (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105, в редакции от 18.10.2024) |
С 01.01.2025 сокращается число оснований для изменения существенных условий контракта Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2023 N 2304 |
Утрачивает силу правило о возможности изменения некоторых существенных условий контракта при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ в сфере строительства, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения | В 2024 году, действовало противоположное правило (Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680, в редакции Постановления Правительства от 13.01.2023 N 14) |
С 1 января не применяются особенности заключения контрактов Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 25.12.2023 № 625-ФЗ |
В частности, истекает срок заключения заказчиками контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в дополнительных случаях госзакупок у такого поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 339. Кроме того, истекает срок, на который были установлены дополнительные случаи применения отдельными юридическими лицами закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках государственных закупок.Примечание редакции: сейчас на рассмотрении находится Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/p/152770) продлевающий эти положения до 31.12.2025 |
Действовали противоположные правила (Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ в редакции Федерального закона от 19.12.2023 N 616-ФЗ) |
С 1 января 2025 года утрачивают силу нормы, по которым в отдельных случаях контракт с единственным поставщиком заключается без использования ЕИС, электронной площадки, специализированной электронной площадки Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ |
С 01.01.2025 по 30 июня 2025 г. включительно такой контракт можно заключать как с использованием, так и без использования названных ресурсов | Если в определенных случаях закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то контракт с участником закупки заключается без использования ЕИС, электронной площадки (Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) |
С 2025 года получатели средств бюджета больше не предусматривают в заключаемых ими госконтрактах авансовые платежи в размере от 30 до 50% суммы контракта Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 50 |
Получатели средств федерального бюджета больше не смогут предусматривать в заключаемых госконтрактах, средства на финобеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению, авансовые платежи в размере от 30 до 50% суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств | Действовало противоположное правило (Постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 348) |
С 1 января, при заключении и изменении отдельных контрактов проводится проверка соответствия информации об источнике Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2024 № 888 |
Теперь проверка проводится не будет | Должна была проводится проверка соответствия информации об источнике финансирования предмету контракта, наименованию объекта закупки (Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, в редакции Постановления Правительства от 16.08.2023 № 1342) |
Определено, как подписывать соглашение об изменении контракта с иностранными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) Федеральный закон от 25.12.2023 № 624-ФЗ Изменения внесены Федеральным законом от 25.12.2023 № 624-ФЗ |
Если иностранный поставщик, подрядчик или исполнитель не обладает квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи, выданным аккредитованным удостоверяющим центром, составление, подписание и направление соглашения об изменении условий контракта (включая срок его исполнения) регулируются положениями Закона № 44-ФЗ. Такой порядок сохраняется до момента, когда иностранная электронная подпись будет признана соответствующей требованиям к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) |
Не регламентировано |