Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
Зачастую к субсидиарной ответственности привлекают директора организации и учредителя. Однако большую роль в деятельности компании также играет и главный бухгалтер, чьи действия могут значительно влиять на функционирование общества. В связи с чем возникает вопрос о вероятности привлечения к ответственности и его. В каких случаях могут привлечь и какие обстоятельства на это влияют, мы отвечаем в данной статье.
Субсидиарной ответственностью по сути является ответственность так называемого дополнительного должника. При этом есть основной должник, который привлекается к ответственности в первую очередь. То есть требования изначально предъявляются ему. Если этот основной должник отказывается удовлетворить требование, игнорирует его или не может исполнить, то можно обратиться к дополнительному должнику. Субсидиарный должник в таком случае должен сообщить об этом основному должнику. Также условия привлечения дополнительного должника могут быть прописаны в договоре. Если переносить это на ситуацию с главным бухгалтером, то в таких отношениях основным должником является организация, а дополнительным — главбух.
Но не во всех случаях кредитор имеет право привлекать дополнительного должника. В частности, он не может его привлечь, если у него есть возможность зачета встречных требований с основным должником или если кредитор может взыскать средства с основного должника без спора.
Субсидиарную ответственность также следует отличать от солидарной. Разница заключается в том, что при солидарной ответственности кредитор имеет право выбора между должниками (или обращение ко всем сразу). А при субсидиарной есть последовательный порядок, где нужно сначала обратиться к основному и только потом к дополнительному должнику.
С недавних пор субсидиарную ответственность стали нести и главные
бухгалтеры. До этого своим имуществом отвечали в основном руководители организаций. Однако в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены изменения, которые дополнили список контролирующих должника лиц, в числе которых оказался главбух. То есть поправки коснулись субсидиарной ответственности при банкротстве организаций. Иными словами, главный бухгалтер стал считаться лицом, имеющим возможность оказывать влияние на должника.
Но просто так привлечь главбуха нельзя, нужно доказать, что его действия привели к тому, что организация оказалась неплатежеспособной перед кредиторами. И только после этого можно предъявить требования к нему как к дополнительному должнику.
Далее мы рассмотрим, в каких ситуациях подобные требования могут быть направлены главбуху и на чем они основаны. А также расскажем, какие действия можно предпринять в целях безопасности и в каких случаях привлечение к ответственности будет неправомерным.
Закон не устанавливает каких-либо специальных оснований привлечения главбуха к субсидиарной ответственности. Поэтому в данном случае применяются общие правила, в частности, основания указаны в ст. 61.11 закона о банкротстве. А именно: «Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника».
То есть основанием в нашем случае является действие (бездействие) главного бухгалтера. А для того чтобы главбух считался лицом, чьи действия повлекли невозможность погашения требований кредиторов, должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:
— причинение существенного вреда кредиторам в результате участия контролирующего лица в сделках должника;
— при введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании банкротом документы учета и (или) отчетности отсутствуют, не содержат необходимой информации или искажены;
— требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие при нарушении, повлекшем привлечение должника к ответственности, превышают 50 процентов общего размера требований;
— документы, хранение которых обязательно отсутствует, или искажены к моменту процедуры наблюдения или принятия решения о банкротстве;
— при возбуждении банкротства не внесены или внесены недостоверные сведения о юридическом лице. Сведения должны быть внесены в ЕГРЮЛ и единый федеральный реестр.
При этом даже при наличии указанных обстоятельств дополнительным должником (главбухом) может быть доказано иное. Вместе с тем главный бухгалтер (контролирующее лицо) может ссылаться на следующие факторы (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53):
— неблагоприятное рыночное положение;
— финансовый кризис;
— изменение условий ведения бизнеса;
— аварии;
— стихийные бедствия;
— другие события.
Однако, как правило, если речь идет о главбухе, то привлекают его за недостоверную бухгалтерскую или финансовую отчетность. Так, это может быть ее фальсификация, искажение или сокрытие данных. В основном бухгалтеры попадают при обстоятельствах, когда они являлись КДЛ и отвечали за отчетность или когда незаконно действовали вместе с директором (или по его указанию).
Размер субсидиарной ответственности может быть уменьшен, если имели место какие-либо внешние факторы, которые способствовали увеличению долга.
Помимо этого, в указанном выше постановлении пленума № 53 тоже перечислены основания для привлечения контролирующего лица к ответственности, как то:
— раздача указаний на совершение убыточных сделок;
— создание условий, намеренно извлекающих выгоду третьими лицами во вред организации (кредиторам);
— назначение лиц, не соответствующих интересам компании;
— участие в сделках на заведомо невыгодных условиях или с организациями, которые не в состоянии исполнить обязательство.
Нужно учесть, что главный бухгалтер необязательно должен быть контролирующим должника лицом. Хотя, как правило, привлекается именно контролирующее лицо. Однако к субсидиарке его могут привлечь и без этого статуса, если он намеренно сфабриковал документацию или уничтожил ее. По умолчанию КДЛ признаются те, кто оказывает влияние на управление организацией — это руководитель, учредитель или лицо, получающее незаконную выгоду.
При некоторых обстоятельствах главбух может быть признан контролирующим должника лицом:
— если исполняет часть обязанностей генерального директора, что документально зафиксировано (это может быть, например, хранение документации). Такой факт может быть закреплен в должностной инструкции, трудовом договоре, а также в локальных актах (учредительных документах, приказах руководителя);
— имеет личную выгоду. Это возможно, если он имеет родственные связи с учредителями или директором. При этом в его полномочия может не входить принятие каких-либо решений, однако фактически он принимает в них участие, имея личный интерес;
— входит в круг руководящих должностей. Такое бывает в кредитных учреждениях и, как правило, связано с одобрением выдачи кредита.
Существуют рекомендации о том, как обезопасить контролирующее лицо. В этих целях можно применить следующие методы:
— заранее позаботьтесь о том, как вы будете подтверждать свою правоту в случае спора, а именно храните документы, из которых можно понять, кто принимал то или иное решение;
— подтвердите документально, почему спорная сделка была необходимой. Для этого можно подключить специалистов (экспертов) в данной области, которые могут выдать подтверждение правомерности и необходимости сделки;
— внимательно отнеситесь к своим обязанностям и изучите локальные акты, которые касаются вашей должности. Возможно, в них нужно внести изменения относительно принимаемых решений, чтобы снизить риск привлечения к субсидиарке;
— старайтесь максимально правильно вести отчетность, обращайте внимание на все возможные детали;
— объясняйте руководству, к чему может привести искажение отчетности, если директор не прав, поясните;
— проводите анализ всевозможных рисков и сообщайте о них руководству;
— вовремя информируйте начальство о финансовых изменениях;
— убедитесь, что у вас нет каких-либо обязанностей по выполнению функций директора, которые по закону должен нести он;
— при трудоустройстве зафиксируйте передачу вам документов по акту, чтобы избежать ответственности по утерянным документам, которые были до вас;
— организуйте правильное и безопасное хранение документов, если на вас возложена такая обязанность, чтобы избежать потери документов и доступа к ним неуполномоченных лиц;
— ведите отчетность и ее сдачу без привлечения других лиц, которые могут допустить те или иные ошибки;
— проводите проверку отчетности как можно чаще, чтобы избежать недостоверности сведений, тем более если отчетность по доверенности ведет другое лицо.
Несмотря на то что от субсидиарной ответственности в основном страдают руководители и участники, практика привлечения главных бухгалтеров тоже имеет место быть.
1. Начнем со случая, когда привлекали главбуха, не являющегося контролирующим лицом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.07.2022 № 308-ЭС16-6482(24, 25) по делу № А63-577/2015).
В данном деле отсутствие статуса контролирующего лица не помешало привлечь нарушителя к ответственности. Дело в том, что процедура проведения банкротства была затруднительной в связи с тем, что отчетность была недостоверной и местами вообще отсутствовала. Суд нашел в этом вину главбуха, которая действовала с нарушением законодательства вместе с директором как соучастница. Данный фактор, по мнению суда, является основанием для субсидиарки.
2. Следующее судебное дело вызвало большой резонанс (Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2019 N 305-ЭС19-21244 по делу N А40-161770/2014).
В этом деле главбуха признали контролирующим лицом. Его, а также директора привлекли к субсидиарке. Сумма взыскания оказалось очень серьезной, ее размер составил 97 млн рублей. Суть заключалась в том, что они на пару с директором намеренно искажали данные, последствия которых причиняло ущерб налоговой инспекции. Такие действия были расценены как достаточные для привлечения к субсидиарной ответственности.
3. В другом решении, наоборот, все закончилось для главбуха благополучно. При этом сумма, которую хотели ей вменить, была колоссальной: более 600 млн рублей (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2020 № Ф05-23820/2018 по делу № А40-151891/2014).
Ответчица обвинялась в сокрытии данных, которые не соответствовали закону, о которых она должна была доложить начальству. Однако суды не признали ее контролирующим лицом. Более того, они не нашли в ее действиях характера нарушений и извлечения выгоды для себя. А на операции по сделкам она не оказывала никакого влияния. Тем самым главбух не была вовлечена в принятие решений, связанных с заключением незаконных сделок. Поэтому ввиду отсутствия доказательств оснований для привлечения к субсидиарке не нашлось.
4. При данных обстоятельствах бухгалтер тоже не был привлечен к ответственности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 № 09АП-73948/2020 по делу № А40-197363/2017).
Обвинение заключалось в том, что, по мнению истца, главный бухгалтер исказил отчетность. Факт искажения сведений действительно нашел подтверждение в судебных разбирательствах. При этом в судах важный нюанс изначально не был учтен. А именно при передаче искаженной бухгалтерской отчетности главбух не был при исполнении своих должностных обязанностей. Также он не являлся материально ответственным лицом и не имел на хранении имущественных ценностей. Таким образом, в привлечении главбуха к субсидиарке было отказано.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что привлечение главного бухгалтера к субсидиарной ответственности — вполне обычная практика. Что неудивительно, ведь данная должность действительно является одной из ключевых.
Следовательно, чтобы бухгалтеру избежать такой участи, нужно принимать верные решения. В частности, не допускать фиктивного документооборота, не уничтожать целенаправленно документы, не скрывать активы и не препятствовать передаче документов при банкротстве. Также не следует допускать искажения отчетности, тем более умышленно.
Вы можете оставить первый комментарий