Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
Порядок подачи заявки и размещения извещения о закупке недавно изменился. Новый подход позволяет упросить процесс подачи и обработки заявки. Более того, структурированная заявка (СЗ) добавляет точности к требованиям поставляемых товаров (оказанных услуг, работ). Также она позволяет снизить риски возникновения спорных ситуаций. В данной статье мы рассмотрим понятие и элементы СЗ. Расскажем о том, в чем заключаются изменения и в чем их преимущество.
Конкретного определения данному термину действующее законодательство не дает. При этом есть общее представление о том, что такое СЗ в госзакупках. В частности, это предложение участника (поставщика), сформированное в виде цифрового документа. Подача заявок происходит в рамках электронной площадки. То есть данные о товаре (работах, услугах) указывают в предусмотренной форме.
При подаче участник пользуется значениями, указанными заказчиком в структурированном описании объекта закупки. То есть поставщик не сможет предложить тот товар, который не сопоставим запросу. Поэтому участник должен обратить пристальное внимание на каждый описанный параметр продукции.
Изменилось то, что теперь свойства продукции указывают в СЗ. Ранее параметры представлялись отдельным файлом.
Образец подачи структурированной заявки или методичку можно найти на официальных сайтах операторов электронной торговой площадки (ЭТП). Например:
РТС-тендер https://help.rts-tender.ru/manual/list?id=190
Фабрикант https://www.fabrikant.ru/rules/44fz?category-id=1182
В СЗ указывается:
— характеристики ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 закона № 44). В частности, прописывают наименование и код из каталога товаров, если в нем есть сведения об объекте. Код состоит из 17 цифр. Данные, соответствующие показателям, установленным в описании ОЗ. Сведения о товарном знаке, если они есть;
— страна происхождения товаров;
— ставка НДС;
— количество продукции;
— дополнительные характеристики в зависимости от вида объекта.
После этого заявку нужно подписать электронной подписью и подать.
Сложности могут возникнуть с указанием характеристик объектов. Следует внимательно ознакомиться с инструкциями, которые заказчики создают для участников. В случае непонимания каких-то моментов лучше уточнить их у заказчика. Самодеятельность в такой ситуации вряд ли сыграет на руку.
После того как СЗ подана, информация из нее попадет в цифровой контракт в таком же виде. Переход на СЗ нужен, чтобы оптимизировать процессы проведения госзакупок.
По общему правилу для подачи заявки участник должен:
— зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС);
— получить аккредитацию ЭТП.
После указанных действий он может принимать участие в процедуре.
СЗ подается следующим образом:
— сначала выбирается нужный тендер;
— после того, как он выбран, нужно зайти на страницу, на которой происходит ГЗ;
— далее нажатие на вкладку «Подать заявку»
— переход непосредственно в форму;
— проверка, какой тип ОЗ указан. Это может быть товар, услуги или работа. Данный пункт изменению не подлежит;
— проверка наименования. Туда попадают данные, которые заказчик добавил при формировании извещения. Они берутся, как правило, из каталога;
— какой указан код. Эта информация также формировалась при извещении с использованием каталога;
— сведения о количестве. Это тот объем, который необходимо сделать. Данный параметр также не подлежит изменению;
— следующий параметр — «страна происхождения». Здесь указано, где произведена продукция;
— товарный знак. Прописывается в том случае, если есть необходимость. Не является обязательным условием;
— характеристика продукции. В этом случае представлена инструкция по заполнению. Нарушить прописанные требования не получится. При расхождении сведений программа выдаст предупреждение;
— представление дополнительных документов. Это может быть, к примеру, документация о поставщике (товаре) или иные документы. Данные бумаги представляют вне зависимости от того, что вы заполняете СЗ.
В целом на всех ЭТП будет похожий порядок. Возможны некоторые изменения в функционале, но принцип будет один и тот же. Также могут быть особенности в зависимости от специфики продукции.
На что обратить внимание:
— требования заказчика. При ошибке изменить СЗ не получится. Для этого ее нужно отзывать и подавать заново. И то это возможно не во всех случаях. Если изменения произошли, новые данные также должны соответствовать требованиям. Если итоги уже подведены, то изменить что-то вряд ли получится. Для этого должны быть существенные основания;
— диапазон значений. При наличии такого диапазона значение может быть установлено только в его пределах. Если установлено неизменное значение, то поменять его не получится;
— оценка рисков. Для этого существуют специальные сервисы, которые позволяют проверить участников и заказчиков. Также они помогут оперативно найти необходимый тендер. Как правило, они аккумулируют в одном месте всю информацию с разных площадок;
— внимательно ознакомьтесь с инструкциями вашей торговой площадки. Они есть на официальных сайтах таких операторов. Если есть непонятные нюансы, свяжитесь с поддержкой ЭТП;
— обратитесь за помощью к специалистам. Есть различные эксперты, которые могут оказать помощь в формировании заявки. Также они помогут собрать необходимые документы к ней;
— заполнение такой заявки станет обязательным требованием с 1 октября;
— правила подачи на любой государственной площадке являются едиными;
— при закрытом тендере изменить СЗ не получится, ее можно только отозвать и подать заново;
— цифровой формат контракта пока не является обязательным, но станет таким в следующем году;
— СЗ касается не только товаров. Требования одинаковы для всех, в том числе для работ и услуг. Условием является то, что заказ связан с доставкой продукции.
Закон в этом случае не содержит точного определения. Вместе с тем цифровому контракту присущи такие особенности:
— это контракт в электронном виде;
— он формируется с использованием единой системы;
— его основу составляют структурированные сведения, которые берутся из извещения и заявки.
Контракт связывает между собой разные элементы, в частности, это заявка, извещение, протокол, документы об исполнении, данные об оплате контракта. Если какая-либо информация не входит в структуру, ее нужно подкреплять отдельно.
У цифрового контракта есть несколько преимуществ:
— упрощается процедура. Существенные данные вносятся автоматически. Заказчик выполняет меньше работы. Главное, что ему нужно сделать, это все проверить и направить документ на подпись;
— уменьшается вероятность ошибки. Сведения переносятся автоматически, поэтому меньше человеческого фактора;
— увеличивается скорость заключения контракта. Теперь меньше времени уходит на оформление.
Что касается недостатков, то ключевым является невозможность вносить поправки после истечения срока подачи. Если будет допущена ошибка, ее исправить не получится. Заключить дополнительное соглашение при таком исправлении тоже нет возможности.
Есть несколько сроков, связанных с переходом на СЗ.
Первое октября 2023 года
Цифровой контракт является правом заказчиков. То есть они уже могут использовать ЕИС при заключении, но делать этого пока не обязаны. При этом у них уже есть обязанность делать описание объекта ЕИС с использованием системы. Для поставщиков же с этой даты стало обязательным заполнение заявки в структурированном виде. Для них это следствие того, что заказчики уже перешли на новую систему.
Первое апреля 2024 года
С этой даты структурированный контракт (СК) становится обязательным. Заказчики с этого момента будут обязаны использовать единую систему. До этой даты ее применение является лишь их правом.
Первое июля 2024 года
С указанного момента СК применяется при закупках у единственного поставщика, с учетом особенностей, в частности:
— его применение является правом при закупках без проведения торгов. Используют данное правило в случаях, предусмотренных законом. Не действует в отношении соглашений с физическими лицами;
— его применение является обязательным при закупках у единственного поставщика. Применяется с учетом пп. 2, 6, 11, 12, 28.1, 54, 55 ч. 1 ст. 93 закона № 44‑ФЗ.
С этой даты становится обязательным заключение дополнительных соглашений через систему. Расторжение контракта тоже должно будет осуществляться через ЕИС.
С указанной даты несколько этапов, связанных с ГЗ, теперь проходят в цифровом режиме. Поменялось следующее:
— формирование извещения. Теперь нужно использовать ЕИС при описании объекта закупки. Это касается товаров (работ, услуг) в отношении которых в КТРУ нет соответствующей позиции. КТРУ — это каталог товаров, работ услуг. В этой ситуации заказчик составляет описание с применением требований ст. 33 закона № 44-ФЗ;
— формирование заявки. Характеристики и наименование страны происхождения указывают с использованием электронной торговой площадки. Такие сведения будут перенесены оператором в ЕИС. Одновременно будет размещаться протокол подведения итогов;
— оформление проекта контракта через ЕИС. По общему правилу заказчики сейчас имеют право оформить проект в единой системе. При этом если извещение размещено в ЕИС с 1 октября 2023 года, они могут не использовать эту систему. Однако с 1 апреля 2024 года у них появится обязанность это делать.
Нормативные акты: постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946, от 08.02.2017 № 145, от 08.06.2018 № 656.
Теперь извещение формируется в ЕИС. Заказчики должны указывать в нем следующие характеристики:
— качественные;
— функциональные;
— технические;
— эксплуатационные.
Обязанность прописывать такие характеристики указана в пункте 1 части 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ.
Также дополнительно нужно приложить отдельный документ. Он представляет собой полное описание объекта закупки, которое должно быть сформировано без использования единой системы. Об этом сообщил Минфин РФ в своем письме от 25.09.2023 № 24-03-09/90944.
Поля, которые предусмотрены для заполнения заказчиком:
— наименование;
— значение;
— конкретное значение;
— вид;
— единица измерения;
— диапазон.
При заполнении этих полей нужно руководствоваться КТРУ. В частности, если каталог содержит информацию об объекте, она подгружается по умолчанию. Если есть дополнительные характеристики, то они также формируются в автоматическом порядке. Кроме того, нужно прикрепить обоснование отдельным файлом. Если же нужных позиций в каталоге не содержится, поля должны быть заполнены заказчиком самостоятельно.
Иногда каталогом товаров, работ и услуг следует руководствоваться при обеспечении государственных (муниципальных) нужд. Он применяется для того, чтобы отражать информацию о товарах (работах, услугах) в определенных документах. Такими документами являются:
— извещение;
— приглашение;
— документация о закупке;
— контракт;
— реестр контрактов.
При использовании каталога наименование ОЗ указывайте строго в соответствии с ним. Это следует из правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Учитывайте, что наименование объекта закупки не должно противоречить сведениям из плана-графика. Данные разъяснения указаны в письмах Минфина РФ от 03.03.2020 № 24-01-08/15573, от 04.03.2020 № 24-01-06/16154.
При указании наименования единицы измерения также учитывайте особенности. Такой информации в каталоге может не быть вовсе. В таком случае следует руководствоваться документами национальной системы стандартизации (письмо Минфина РФ от 07.02.2020 № 24-01-08/7999). Документы национальной системы — это (п. 2 ст. 2 федерального закона о стандартизации в РФ № 162):
— национальный стандарт РФ (основополагающий и предварительный);
— правила стандартизации;
— рекомендации по стандартизации;
— информационно-технические справочники;
— спецификации;
— стандарты.
Об этом говорил Минфин РФ в письме от 07.02.2020 № 24-01-08/7999.
При описании объекта ОЗ можно использовать товарный знак (письмо Минфина РФ от 18.09.2020 № 24-06-08/82228). Ведомство сообщило, что использование позиции каталога не исключает возможности указывать ТЗ. При этом позиция в каталоге может не иметь данных об описании продукции. В таком случае вы имеет право самостоятельно установить характеристики (письма Минфина РФ от 24.01.2022 № 24-03-08/4090, от 25.08.2020 № 24-06-05/74463.
Если продукции в КТРУ нет, нужно:
— применить положения пункта 3, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60;
— приложить полное описание ОЗ. Оно должно быть сделано в форме документа, который сформирован без использования ЕИС. При закрытой процедуре полное описание включается в документацию о ГЗ.
В КТРУ присутствует общая информация о позиции. Нужно учитывать, что там содержится справочная информация, которая не является описанием. Использование таких данных не является обязательным условием. Эти сведения не влияют на ваш допуск к участию или, наоборот, на отказ в допуске.
Также каждая позиция должна предусматривать дату, которая обязательна для всех. Если же такая дата для позиции еще не наступила, информация из каталога используется на свое усмотрение. Если извещение размещено до даты обязательного применения позиции, то до завершения закупки сведения можно не учитывать.
Код позиции отражается со дня включения в каталог новой позиции. (п. 18 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 145).
Каталог ведется в электронном виде. Посмотреть его может любой желающий без каких-либо ограничений. Для этого нужно зайти на официальный сайт ЕИС zakupki.gov.ru.
Чтобы найти нужную позицию в КТРУ, используйте следующие способы:
— по наименованию объекта ОЗ (его части);
— характеристике ОЗ;
— коду ОКПД2 (его части);
— рубрике каталога.
При наличии нескольких позиций используйте информацию по каждой из них. Если есть дополнительная информация и характеристики, как правило, их можно добавлять. При этом нужно составить обоснование. В некоторых случаях дополнительные характеристики добавлять нельзя. Пример таких особенностей — это радиоэлектронная продукция. Однако есть и другие отдельные виды ОЗ, которые не позволяют этого сделать.
Кроме перечисленных характеристик нужно указывать и другую, дополнительную информацию. Это может быть место, срок поставки, гарантии и так далее. Такие данные нужно прикладывать отдельно. Единая система при этом не используется.
После заполнения всех реквизитов описание ОЗ переходит в структурированную заявку, а затем в цифровой контракт.
Вы можете оставить первый комментарий