Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Стирка спецодежды

Чтобы обезопасить сотрудника от воздействия вредных и опасных производственных факторов, высоких либо низких температур, а также защитить от загрязнений, используют спецодежду. Это не аналог простой рабочей одежды, поскольку специальная одежда обладает особыми защитными свойствами. В нашем материале рассмотрим, какие требования установлены к стирке и ремонту таких вещей на предприятии. Поговорим о том, определена ли законом периодичность чистки специальной одежды. Разберем, допускается ли самостоятельная стирка работниками выданных им комплектов.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание:

  1. Стирка и ремонт спецодежды на предприятии
  2. Инструкция по стирке и ремонту спецодежды
  3. Периодичность стирки спецодежды
  4. Машинист по стирке и ремонту спецодежды
  5. Журнал стирки спецодежды

Стирка и ремонт спецодежды на предприятии

Компания должна бесплатно и своевременно обеспечивать спецодеждой своих сотрудников, которые работают с вредными, а также опасными условиями труда, в особых температурных условиях или с загрязнениями. Охрана труда, проводимая на предприятии, должна гарантировать, что выдаваемые комплекты прошли подтверждение соответствия в установленном отечественным законодательством порядке о техническом регулировании (ст. 214, 221 ТК РФ, Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

Специальная одежда относится к средствам индивидуальной защиты  (СИЗ). К хранению и стирке таких вещей в компании предъявляют общие требования к хранению, а также к уходу за СИЗ, установленные правилами, утвержденными Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н.

Работодатель обязан не только своевременно выдавать работникам такие средства, в том числе спецодежду, но также обеспечивать ее хранение, химчистку, стирку, сушку, ремонт и замену (ч. 5 ст. 221 ТК РФ, пп. 10, 67 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н).

В процессе эксплуатации СИЗ работникам запрещается выносить их по окончании рабочего дня за границы территории работодателя или территории выполнения работ. Однако в некоторых ситуациях, вытекающих из условий работы, такие средства могут оставаться в нерабочее время у работников. Перечень данных СИЗ с указанием профессий или должностей работников утверждается внутренним нормативным документом конкретной компании. В этих случаях ответственность за сохранность СИЗ несет сотрудник, за которым закреплены данные средства.

Работодатель обязан организовать хранение СИЗ, учитывая требования, предусмотренные в эксплуатационной документации изготовителя. При этом он должен создать необходимые условия для хранения таких средств, предоставить специально оборудованные помещения. В гардеробных или других специальных помещениях, которые применяются для данных целей, может иметься оборудование для сушки, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания, обеспыливания СИЗ, чтобы гарантировать надлежащие условия хранения и возможность последующей эксплуатации их работниками.

Также руководство предприятия должно обеспечить уход за СИЗ. Сюда относятся в том числе своевременная химчистка или стирка, сушка, а также ремонт либо замена спецодежды, утратившей необходимые защитные свойства. Для ухода за СИЗ работодатель также должен руководствоваться эксплуатационной документацией изготовителя. Чтобы избежать ситуации, когда сотрудник окажется не обеспечен СИЗ в период ухода за ними, работодатель может выдавать работникам два или большее число комплектов таких средств.

На предприятиях может предусматриваться централизованная стирка спецодежды и заключаться договор на выполнение соответствующей услуги со специализированной организацией. Передачу вещей специализированной организации на химчистку или стирку оформляют ведомостью, форму которой компания разрабатывает самостоятельно и утверждает в своей учетной политике. При этом она должна соответствовать обязательным требованиям к составу реквизитов (пп. 25, 26 Системы классификации и маркировки химических средств (СГС — англ. Global Harmonized System) «Концептуальные основы», утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н, пп. «г» п. 9 СГС «Учетная политика», утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н, п. 6 инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Стирка специальной одежды дома запрещена СанПиН 2.1.3684-21. Эти нормы были введены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Поэтому работодатель не вправе обязывать своих сотрудников стирать выданные им комплекты спецодежды в домашних условиях.

Инструкция по стирке и ремонту спецодежды

Работодатель обязан обеспечивать уход за СИЗ, к которым относится и спецодежда. Химчистка или стирка вещей, а также их ремонт должны производиться по мере необходимости. При этом нужно руководствоваться инструкциями, приведенными в эксплуатационной документации изготовителя.

Обычно стирка спецодежды рекомендуется для вещей, не теряющих своих свойств при проведении этой процедуры. Ее применяют для специальной одежды, сшитой из льняных, хлопко-лавсановых, шерстяных тканей с особыми пропитками. Ватные куртки и брюки можно подвергать только химчистке, поскольку после стирки они теряют свои защитные свойства.

Периодичность стирки спецодежды

Нормами отечественного законодательства не установлена периодичность, с которой работодатель должен производить химчистку или стирку СИЗ, в том числе специальной одежды. Однако указано, что химчистка или стирка такой одежды должны осуществляться своевременно, то есть по мере загрязнения вещей.

При этом руководство предприятия не вправе допускать своих сотрудников к выполнению работ в спецодежде с загрязнениями, которые способны уменьшить заявленный изготовителем уровень защитных свойств. Обычно в компаниях для организации химической чистки или стирки специальной одежды предусматривается график, утвержденный директором предприятия.

В свою очередь, рабочий предприятия или сотрудник компании должен проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности спецодежды. Если выданные СИЗ потеряли целостность, загрязнились, вышли из строя или пропали, об этом нужно незамедлительно проинформировать своего работодателя.

Машинист по стирке и ремонту спецодежды

Требования, предъявляемые к машинисту по стирке и ремонту спецодежды, установлены в квалификационном справочнике профессий рабочих, устанавливающем месячные оклады, который утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС № 58/3-102.

Согласно данному справочнику машинист по стирке и ремонту спецодежды должен знать:

  • технологию обработки спецодежды из различных материалов;
  • устройство, а также правила эксплуатации обслуживаемого оборудования;
  • виды, свойства применяемых моющих и отбеливающих средств и способы их применения и приготовления;
  • ведение установленной документации.

Такие же требования установлены в тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31.

При этом квалификационные требования к уровню образования, обучения и опыта работы машиниста по стирке и ремонту спецодежды не предъявляются.

Работодатель может самостоятельно установить квалификационные требования к машинисту по стирке и ремонту спецодежды, разработав и приняв соответствующий внутренний нормативный акт. Этим документом могут быть установлены требования к образованию и опыту работы сотрудника.

Журнал стирки спецодежды

При приемке спецодежды, которую сотрудники предприятия сдают на стирку или химчистку, ведется соответствующий журнал учета. Форма такого журнала на нормативном уровне не закреплена. Поэтому каждая компания может самостоятельно разработать ее и утвердить в своих внутренних документах.

В этом журнале обычно отражают:

  • дату приемки и дату выдачи вещей;
  • название, количество изделий, их номера и другие параметры учета;
  • дополнительные требования к уходу. Они могут заключаться в необходимости ремонта, выведении пятен, применении только химчистки;
  • Ф.И.О., должность и подпись ответственного лица.

Если спецодежда сдается в стороннюю специализированную организацию, тут же указывается стоимость услуги.

Журнал стирки и ремонта одежды – это основной документ, на основании которого можно проследить состояние выданной сотрудникам спецодежды. Кроме того, он может потребоваться при проведении проверок контролирующими органами.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь