Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Стимулирующие мероприятия

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

В статье расскажем о том, что признается стимулирующим мероприятием и какие требования к его проведению установлены законодательством.

Содержание

  1. Что такое стимулирующее мероприятие
  2. Виды стимулирующих мероприятий
  3. Закон о рекламе стимулирующих мероприятий
  4. Проведение стимулирующих мероприятий

Что такое стимулирующее мероприятие

Законодательство не дает определения рассматриваемому понятию. Изучив нормативную базу, можно сделать вывод о том, что оно представляет из себя мероприятие, которое направлено на повышение интереса потребителя к определенному товару и спроса на него.

Смысл его заключается в том, что потребителю предлагают поучаствовать в розыгрыше призов, но условием участия в нем является покупка того или иного товара (ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Виды стимулирующих мероприятий

Законодательством о рекламе не установлено какого-либо перечня видов.

При этом указаны такие мероприятия в качестве стимулирующих (ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):

• конкурс;
• игра;
• и иные.

Поэтому организатор может самостоятельно определить, в каком виде будет проводиться стимуляция. Главное — соблюсти требования законодательства к ее осуществлению.

Нужно учитывать, что стимулирующим будет такое мероприятие, которое проходит на конкурсной основе и с обязательным розыгрышем призов или получением выигрышей. Непременным условием должно быть приобретение той или иной продукции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Если по итогам проведения акции все участники получают одинаковые подарки, она не будет стимулирующим мероприятием. Это обусловлено тем, что подарок в этом случае может расцениваться как часть стоимости товара, которая возвращена покупателю и поэтому не может являться подарком или выигрышем (п. 13 Приказа ФАС России от 28.12.2023 № 1079/23).

Закон о рекламе стимулирующих мероприятий

Положения о стимулирующих мероприятиях закреплены в Федеральном Законе «О рекламе». В частности, закреплено, что в рекламе о его проведении организаторы обязаны указать следующую информацию (ст. 9 закона о рекламе, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58):

• сроки проведения;
• источник информации об организаторе такого мероприятия (это может быть адрес официального сайта, контактный номер телефона и прочее);
• правила его проведения;
• количество призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения.

Не допускается проведение стимуляции, если условием участия будет обязательное приобретение алкогольной продукции. Исключение — специальные мероприятия, которые проводятся с целью реализовать указанную продукцию (ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). ФАС разъяснила положения данной нормы и указала, что допустимо условие о приобретении алкоголя, если предметом розыгрыша являются спиртные напитки (п. 13 Приказа ФАС России от 28.12.2023 № 1079/23).

Кроме того, установлен запрет на проведение стимулирования продажи табачной продукции (ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).

Нужно иметь в виду, что до 2014 года статья 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ разрешала проведение стимулирующей лотереи. Но Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ внес изменения в норму, и сведения о лотерее было исключены (ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ).

Проведение стимулирующих мероприятий

Не предусмотрен какой-либо специальный порядок проведения рассматриваемых мероприятий. Их определяют организаторы, руководствуясь при этом общими и специальными требованиями законодательства.

Так, реклама должна отвечать следующим требованиям (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):

• добросовестности;
• достоверности.

При этом она будет признана недобросовестной, если (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):

• содержит сравнения демонстрируемой продукции с товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемые иными продавцами и находящимися в обороте;
• порочит честь, достоинство или деловую репутацию любого лица, в том числе конкурента;
• демонстрирует товар, рекламировать который запрещено выбранным способом в данное время или в данном месте, а также если она осуществляется под видом рекламы другой продукции, которая имеет схожий до степени смешения товарный знак или знак обслуживания с продукцией, в отношении рекламы которой установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такой продукции;
• является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной же будет признана такая реклама, если она содержит следующую недостоверную информацию:
• о преимуществах демонстрируемой в рекламе продукции перед аналогичными товарами других производителей и продавцов, реализуемыми на рынке;
• о любых характеристиках объекта рекламы, в том числе:
— касательно его природы;
— состава;
— способа и даты изготовления;
— назначения;
— потребительских свойств;
— условий применения товара;
— места его происхождения, наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии;
— знаков соответствия и знаков обращения на рынке;
— сроков службы;
— сроков годности;
• ассортимента и комплектации;
• возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
• стоимости или цены продукции, порядка ее оплаты, размера скидок, тарифов и прочих условий приобретения;
• условий доставки, обмена, ремонта и обслуживания объекта рекламы;
• гарантийных обязательств изготовителя или продавца;
• исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции;
• прав на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
• официального или общественного признания, а также получения различных медалей, призов, дипломов или других наград;
• наличия рекомендаций от различных граждан или юридических лиц относительно демонстрируемого товара или же о его одобрении различными лицами;
• результатов исследований и испытаний рекламируемой продукции;
• предоставления дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого объекта;
• фактического спроса на рекламируемый или иной товар;
• объема производства или продажи демонстрируемой, или иной продукции;
• правил и сроков проведения конкурса, игры или иного аналогичного мероприятия. Это касается и сроков окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о нем (о контактных данных организатора);
• правил и сроков проведения игр, пари, которые основан на риске. Это относится и к количеству призов или выигрышей по результатам проведения указанных мероприятий, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам их проведения. А также  сведений об их организаторе и источнике информации;
• источника информации, которая должна быть раскрыта в соответствии с законодательством РФ;
• того, где можно ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена в соответствии с законодательством РФ лицам, планирующим заключить договор об оказании услуг;
• лица, взявшего на себя обязательства по ценной бумаге;
• производителя или продавца демонстрируемого товара.

Если в рекламе используются такие определения, как «лучший», «первый», необходимо объективное подтверждение превосходства демонстрируемого товара относительно иной аналогичной продукции, реализуемой на рынке (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).
Установлен ряд требований и к содержанию рекламы. Так, она не должна (ч. 4,5, 6, ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):

• провоцировать граждан на совершение противоправных действий;
• содержать призывов к осуществлению насильственных действий и проявлению жестокости;
• быть схожа внешне с дорожными знаками, так как это может угрожать безопасности движения различного транспорта;
• провоцировать формирование негативного отношения к тем гражданам, которые не пользуется демонстрируемым товаром. Также недопустимо осуждение по отношению к указанным лицам;
• содержать порнографическую информацию и изображения;
• пропагандировать или демонстрировать нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола, отказ от деторождения;
• содержать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;
• указывать на то, что демонстрируемая продукция одобрена какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
• демонстрировать процесс курения табака или иной продукции, которая содержит никотин. Это касается в том числе устройств, предназначенных для потребления никотина и алкогольной продукции;
• использовать образы работников медицинских учреждений и фармацевтов, если только это не демонстрация медицинских услуг, средств личной гигиены. Кроме этого, допустимо использование указанных образов при рекламировании товаров, потребителями которых являются сотрудники аптек и медучреждений. Также запрет не применяется, если информация распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также размещенной в печатных изданиях, целевой аудиторией который является указанная категория лиц;
• указывать на то, что при изготовлении демонтируемой продукции были использованы ткани человеческого эмбриона;
• указывать на то, что рекламируемый товар оказывает положительное влияние на течение болезни. Такой запрет не применяется, если объектом рекламы являются лекарства и медицинские услуги, а также методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медизделия;
• указывать на то, что демонстрируемая продукция может быть использована в целях искажения показаний приборов учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии;
• содержать бранные и нецензурные выражения. Кроме этого, недопустимо использование любых оскорбительных образов, сравнений или выражений.

Реклама обязательно должна содержать всю существенную информацию, как о продукции, так и об условиях ее приобретения или использования, чтобы потребитель не был введен в заблуждение (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Информация при рекламировании должна быть изложена таким образом, чтобы потребитель мог правильно воспринять ее содержание. То есть необходимо использовать такой шрифт, цветовую гамму и прочие элементы оформления, которые позволят правильно прочесть информацию и не введут в заблуждение потребителя. Если будет выявлено несоответствие такому требованию, реклама будет признана ненадлежащей (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Аудиореклама должна быть записана таким образом, чтобы граждане четко понимали проговариваемый текст. Слишком быстрая, тихая и обрывистая речь диктора будут делать рекламу невоспринимаемой. Поэтому она также будет признана ненадлежащей. Не допускаются рекламные аудиосообщения, которые с помощью технических средств были сокращены по времени, в результате чего голос диктора стал неестественным, и это будет причиной неправильного восприятия информации, которая в силу закона является обязательной или существенной (глава 10 п. 11 Приказа ФАС России от 28.12.2023 № 1079/23).

Музыкальное сопровождение в аудиорекламе не должно мешать нормальному прослушиванию озвучиваемой диктором информации.

Важно, что ускорение или иное изменение речи в аудиорекламе, которое не приведет к искажению восприятия обязательной информации, не будет считаться нарушением.

Также законодательством установлен перечень объектов, которые рекламировать запрещено (ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):

• взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий;
• органы и тканей человека;
• товары, которые должны быть зарегистрированы в соответствии с законодательством, но не имеют регистрации;
• продукция, на производство и (или) реализацию которой требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, но они отсутствуют;
• услуги по прерыванию беременности;
• прочие объекты.

Не допускается размещение рекламы на любой учебной литературе, предназначенной для обучения школьников, в том числе и на учебных тетрадях, а также на квитанциях на оплату услуг ЖКХ. При этом справочная или аналитическая информация (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний) не признается рекламой, так как не имеет в качестве основной цели продвижение товара на рынке, поэтому ее можно разместить на платежках за коммунальные услуги. Также не будет нарушением размещение на квитанции информации об акциях и скидках на их оплату услуг ЖКХ с целью стимулирования граждан оплачивать счета или погашать долги перед сбытовой компанией и не направленная на формирование интереса к какому-либо товару (ч. 10, 10.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, п. 12 Приказа ФАС России от 28.12.2023 № 1079/23).

Реклама должна быть составлена на русском языке. Использование иностранного языка допустимо при наличии в рекламе перевода. При этом он должен полностью отражать смысл текста, изложенного на иностранном языке, и должен быть выполнен в той же манере. Если перевод отсутствует, такая информация будет признана недостоверной. Переводить названия товарных знаков, фирменных наименований и знаков обслуживания не нужно (ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, п. 10 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ, п. 7 Приказа ФАС России от 28.12.2023 № 1079/23).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь