Не каждая организация и предприниматель знают, что кроме бухгалтерской и налоговой отчетности нужно также сдавать статистические формы в отделения Росстата. Причем их непредставление является основанием для привлечения к административной ответственности с существенными штрафами. В статье изложено, как узнать, какие отчеты нужно сдавать организации или индивидуальному предпринимателю, как подготовить и сдать отчет, а также чем грозит непредставление статистики.
Над статьей работали:
Автор: Тимошкина Юлия; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Виды статистической отчетности
- Формы статистической отчетности
- Статистическая отчетность: сроки сдачи
- Сдача статистической отчетности
- Заполнение форм статистической отчетности
- Статистическая отчетность: штрафы
Виды статистической отчетности
Для любого государства важно получать статистическую информацию, на основании которой оно может принимать управленческие решения. Это позволяет, в частности, спрогнозировать размер поступления доходов в виде налоговых платежей и оценить затраты при принятии решения об оказании господдержки какой-либо группе лиц (например, малым предприятиям или лицам, оказавшимся в сложной ситуации).
Органом, отвечающим за сбор первичной статистической информации и ее обработку, является Федеральная служба государственной статистики, или сокращенно Росстат.
Сбор первичной информации осуществляется путем получения от респондентов статистических отчетов.
В настоящее время утверждено несколько сотен форм статотчетов, но это не означает, что сдавать нужно каждую из них. Как правило, чем больше компания, тем больше отчетов ей приходится сдавать. В то же время субъекты малого бизнеса представляют информацию в органы статистики только по требованию госоргана или при проведении сплошного наблюдения.
Статистические отчеты можно разделить по видам респондентов (отчеты для индивидуальных предпринимателей, субъектов малого бизнеса, государственных учреждений и так далее), а также по их содержанию (отчеты с информаций по сотрудникам, основным средствам, финансовом состоянии респондента и другие).
По периодичности представления статформы делятся на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.
Также следует отметить, что статистическое наблюдение бывает двух видов: сплошное и выборочное (ст. 6 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ). При сплошном наблюдении информация собирается у всех респондентов, относящихся к исследуемой группе, а при выборочном — лишь у части группы, попавшей в выборку. В последнем случае организациям и предпринимателям приходит оповещение, в котором указывается, какую информацию и в какие сроки от них ожидают получить органы статистики.
В отношении субъектов малого и среднего бизнеса сплошные статистические наблюдения проводятся один раз в пять лет, выборочные – ежемесячно или ежеквартально, а для микропредприятий – ежегодно (ч. 2 и 3 ст. 5 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Последнее сплошное наблюдение в отношении малого бизнеса проводилось в 2021 году по итогам 2020 года. Соответственно, следующее можно ожидать в 2026 году.
Формы статистической отчетности
Формы статистического наблюдения утверждает Федеральная служба государственной статистики (п. 4 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620).
Все формы статистической отчетности включены в единый реестр форм статистического наблюдения и статистических показателей. Этот реестр размещен в государственной информационной системе «Цифровая аналитическая платформа представления статистических данных».
Рассмотрим, кто и какие формы отчетности должен представлять в органы статистики.
В части 2 статьи 6 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ говорится, что респондентами являются:
• созданные на территории РФ юридические лица,
• органы госвласти и органы местного самоуправления,
• филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций,
• граждане России,
• находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства,
• индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории России.
Все респонденты, за исключение физлиц и ИП, обязаны безвозмездно представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистики.
Индивидуальные предприниматели должны представлять данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 8 закона № 282-ФЗ).
А вот физлица представляют необходимые для формирования официальной статистической информации сведения на добровольной основе, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 8 закона № 282-ФЗ).
Состав перечня форм для конкретного респондента зависит:
• от осуществляемых им видов экономической деятельности;
• наличия статуса субъекта малого предпринимательства;
• иных критериев отбора, которые установлены указаниями по заполнению конкретных форм.
В шапке каждой формы отчета указано, какие именно респонденты должны ее сдавать. Поскольку самостоятельно просмотреть все формы и выбрать те, которые Росстат ожидает получить от конкретного респондента, трудозатратно, на органы статистического учета возложена обязанность бесплатно информировать респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам, обязательным для представления (абз. 4 п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 620).
Узнать, какую статистическую отчетность ожидает получить Федеральная служба государственной статистики, респондент может на сайте Росстата https://websbor.gks.ru/online/info. Для этого нужно заполнить один из следующих реквизитов:
• ИНН;
• ОГРН или ОГРНИП;
• ОКПО / Идентификационный номер ТОСП.
Кроме того, с 1 апреля 2025 года информацию о том, какую отчетность нужно сдать, респонденты смогут получить в личном кабинете на цифровой платформе и в госуслугах (пп. «б» п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2024 № 206-ФЗ).
Когда же лучше проверять информацию на сайте, чтобы не пропустить момент представления статотчетности?
Ранее Росстат писал, что действующие юридические лица получают информацию о перечне форм в конце года, предшествующего отчетному, а вот вновь созданным организациям в течение первого года их деятельности проверять информацию следует ежемесячно (письмо Росстата от 17.02.2017 № 04-04-4/29-СМИ).
Однако сейчас согласно информации, размещенной Росстатом на его официальном сайте, сведения о перечнях форм статотчетности актуализируются на сайте ежемесячно. Росстат называет следующие сроки размещения на сайте перечней актуальных форм отчетности, представляемой конкретным респондентом:
• ежемесячная – начиная с 30-го числа отчетного месяца;
• квартальная – с 30-го числа последнего месяца квартала, за который нужно отчитаться;
• полугодовая – с 30-го числа последнего месяца полугодия, за который нужно отчитаться;
• годовая – информация о большинстве отчетов появляется на сайте 29 декабря. Однако есть ряд форм, информация о которых появляется позже. Список таких отчетов можно найти на сайте Росстата.
Также исключениями являются месячные формы отчетов № С-1 и 4-запасы. Перечень респондентов отчета по форме № С-1 обновляется на сайте в первый рабочий день следующего за отчетным месяца. А в отношении отчета № 4-запасы – 27-го числа отчетного месяца.
Поэтому, чтобы ничего не пропустить, сверяться с информацией на сайте лучше ежемесячно.
Организации и предприниматели часто опасаются, что информация на сайте может не содержать сведений об обязанности представить ту или иную форму, тогда как представлять ее нужно. В результате есть вероятность, что они получат штраф за непредставление статистической отчетности.
Эти опасения напрасны. Росстат разместил на своем сайте информацию, согласно которой перечень форм, размещенный в системе на сайте, является полным. И если в отношении респондента нет сведений о необходимости представить отчет, то представлять его не нужно (https://rosstat.gov.ru/memo-for-respondents).
Еще в 2017 году Росстат занимал позицию, согласно которой при отсутствии респондента в перечне, размещенном на официальном сайте статистики, штрафные санкции, предусмотренные ст. 13.19 КоАП РФ, не применяются. Исключение составляли лишь случаи, когда респондент был проинформирован (в том числе письменно) о проведении в отношении него статистического наблюдения в порядке, предусмотренном п. 4 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (п. 5 письма Росстата от 17.02.2017 № 04-04-4/29-СМИ).
В спорных ситуациях подтвердить, что информации о необходимости представить отчетность не было, можно скриншотами с сайта. Главное, чтобы на них были видны такие данные, как дата и время получения информации с сайта, данные о лице, которое воспроизвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку, а также данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике, наименование сайта, принадлежность заявителю. Такие рекомендации дает Росстат в указанном выше письме.
Статистическая отчетность: сроки сдачи
Сроки представления первичных статистических данных в некоторых формах федерального статистического наблюдения установлены приложением к Приказу Росстата от 17.12.2021 № 925, а также в инструкциях по их заполнению.
Кроме того, сроки и периодичность представления отчетов указаны на титульном листе каждой из статистических форм (п. 4 положения, утвержденного Приказом Росстата от 18.08.2008 № 620). Например:
• форму № П-1 (сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг) сдают с 1-го по 10-й рабочий день после окончания отчетного периода (года);
• форму № П-4 (сведения о численности заработной платы работников) сдают с 1-го рабочего дня по 15-е число после отчетного месяца или квартала (в зависимости от того, какой отчетный период установлен для респондента);
• форму № ПМ (сведения об основных показателях деятельности малого предприятия) сдают с 1-го по 29-е число после окончания отчетного периода (квартала);
• годовую форму № 1-ИП (сведения о деятельности индивидуального предпринимателя) – с 10 января по 2 марта.
И все же сроки представления некоторых отчетов придется уточнить в органе, куда будет представляться отчет. Например, сроки представления формы № 1-ИП (автогруз) устанавливаются территориальными органами Росстата и могут отличаться в различных местностях.
Датой подачи формы в общем случае считается дата ее передачи в государственную информационную систему, включая цифровую платформу, либо передачи субъекту официального статистического учета одним из установленных способов (п. 11 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620).
Сдача статистической отчетности
С первого января 2022 года все юридические лица и ИП обязаны предоставлять первичные статистические данные исключительно в электронной форме (ч. 7 ст. 8 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ, п. 7 положения, утвержденного Приказом Росстата от 18.08.2008 № 620). Это правило распространяется также на субъектов малого бизнеса. Исключение сделано для случаев, когда направляемые в статистику документы содержат сведения, составляющие гостайну или служебную информацию ограниченного распространения. Такие отчеты представляют на бумажном носителе, а также в электронном виде на съемном носителе информации. Причем электронный носитель должен содержать данные, идентичные представленным на бумаге (п. 13 положения, утвержденного Приказом Росстата от 18.08.2008 № 620).
Статистическая отчетность подписывается электронной подписью, которую респондент может получить бесплатно, обратившись в налоговую инспекцию или любой из аккредитованных удостоверяющих центров.
Сдать отчет в Росстат можно несколькими способами:
1. В личном кабинете на официальном сайте Росстата.
2. С помощью офлайн-модуля. Это специальное программное обеспечение, скачать которое можно на официальном сайте Росстата.
3. Через интернет-портал госуслуг.
4. С помощью операторов электронного документооборота.
Выбор способа отправки статистической отчетности остается за респондентом.
Заполнение форм статистической отчетности
При подготовке статотчетности следует руководствоваться утвержденными Росстатом указаниями по их заполнению. К примеру, указания по заполнению форм П-1 и П-5(м) утверждены Приказом Росстата от 26.12.2023 № 693. А порядок заполнения формы П-2 установлен приложением 10 к Приказу Росстата от 31.07.2023 № 359 и Приказом Росстата от 11.04.2024 № 150.
К тому же подсказки по заполнению отчетов есть и в самих формах.
При заполнении отчета важно обеспечить полноту, достоверность и обоснованность показателей. Для самопроверки можно использовать контрольные соотношения, которые в большинстве случаев приводятся в указаниях по заполнению той или иной формы.
Заполняется статистическая отчетность на основании данных статистического, бухгалтерского и оперативного учета организации или предпринимателя-респондента.
Для решения вопроса, как быть с нулевыми отчетами, нужно обратиться к указаниям по заполнению конкретной формы отчетности. В них может быть предусмотрена подача пустого по форме отчета. Это отчет, в котором заполнен только титульный лист, а остальные поля остаются незаполненными. В частности, представление пустого отчета предусмотрено указаниями по заполнению формы П-1. Второй вариант: указаниями может быть предусмотрено, что при отсутствии наблюдаемого явления отчет не представляется вовсе (п. 2.3 и 2.4 методических указаний, утвержденных Приказом Росстата от 05.10.2020 № 617).
Статистическая отчетность: штрафы
Если респондент не представит статистическую форму либо представит ее с нарушением срока, возможно наступление административной ответственности, установленной ст. 13.19 КоАП РФ. В этом случае размер штрафа, налагаемого на организацию, составляет от 20 до 70 тыс. рублей, а на ее должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей. Индивидуальные предприниматели в целях применения статьи 13.19 КоАП приравниваются к должностным лицам. Об этом говорится в примечании к статье 2.4 Административного кодекса.
Указанный штраф грозит даже в том случае, если респондент должен был представить отчет с нулевыми показателями, но не представил его.
Получить штраф, установленный статьей 13.19 КоАП, можно и в том случае, если отчет, хотя и был своевременно представлен в органы статистики, но содержал недостоверную информацию. Поэтому, если после представления отчета респондент обнаружил в нем ошибки, в том числе арифметические или логические, то следует не позднее 3 рабочих дней после их обнаружения представить в госорган исправленные данные с приложением обоснования для внесения исправлений (п. 6 положения, утвержденного Приказом Росстата от 18.08.2008 № 620).
Бывает так, что ошибки в отчете находит территориальный орган Росстата при его проверке. В этом случае он не выпишет сразу же штраф респонденту, а направит ему уведомление об обнаруженной ошибке. В ответ на него организация или предприниматель также в течение 3 рабочих дней со дня его получения должны представить исправленную форму с обоснованием правок.
Обратите внимание, что если административное правонарушение совершено впервые, то возможна замена штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ). До 25 июля 2022 года на такое послабление могли претендовать только некоммерческие организации и субъекты малого предпринимательства (пп. «а» п. 3 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ).
При повторном правонарушении, о котором говорится в ст. 13.19 КоАП, размер штрафа увеличится. Для юридических лиц он составит от 100 до 150 тыс. рублей, а для ее должностных лиц и предпринимателей – от 30 до 50 тыс. рублей.
Правонарушение будет являться повторным, если оно совершено в тот период, когда нарушитель подвергнут административному наказанию за однородное административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется в соответствии с правилами, установленными ст. 4.6 КоАП.
Следует отметить, что верхние и нижние значения штрафа, установленного ст. 13.19 КоАП РФ, штрафов для юридических лиц, являющихся малыми организациями и микропредприятиями, сведения о которых внесены в соответствующий реестр, сокращаются в два раза (ч. 2 ст. ст. 4.1.2. КоАП РФ). Указанное правило не применяется в отношении индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории малого или микропредприятия (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.04.2024 № 304-ЭС23-23941).
Срок давности привлечения к ответственности по статье 13.19 КоАП составляет 60 календарных дней со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Срок исчисляется со дня совершения правонарушения, а не со следующего за ним календарного дня. Если последний день срока давности выпал на нерабочий день, например, воскресенье, он не переносится на следующий на ним рабочий день (ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ).
Вы можете оставить первый комментарий