Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
В ряде ситуаций для получения льгот и мер социальной поддержки или в качестве доказательства в судебном споре нужно представить сведения обо всех гражданах, проживающих в конкретном жилом помещении. Раньше такая информация содержалась в поквартирной карточке, которую несколько лет назад официально отменили. Сейчас указанные сведения включают в справку о составе семьи. В нашем материале рассмотрим, что собой представляет данный документ и в каком случае он может потребоваться. Поговорим о том, где можно получить такую справку и кому ее выдадут. В заключительном разделе материала приведем образец документа, содержащего информацию о составе семьи.
Содержание:
- Где взять справку о составе семьи
- Кто может получить справку о составе семьи
- Как получить справку о составе семьи
- Справка о составе семьи через госуслуги
- Справка о составе семьи через МФЦ
- Справка о составе семьи для военкомата
- Срок действия справки о составе семьи
- Образец справки о составе семьи
Где взять справку о составе семьи
Несколько лет назад основным документом, в который вносилась информация о людях, прописанных в каждом жилом помещении, была поквартирная карточка. За ведение и учет поквартирных карточек отвечали управляющие компании (УК), где можно было заказать выписку на конкретное жилое помещение. Форма данного документа была утверждена Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288.
Брать такую выписку из поквартирной карточки приходилось при проведении разных сделок с недвижимостью: купли-продажи, дарения, приватизации и других, а также для оформления различных льгот.
Однако 17 апреля 2018 года поквартирные карточки были отменены в связи с тем, что вступил в действие Приказ МВД РФ от 31.12.2017 № 984. Поэтому выдача выписок из них больше не производится.
Теперь, если гражданину требуются документы, подтверждающие, кто проживает в жилом помещении, он может оформить справку о составе семьи. Такие справки выдадут:
- в многофункциональных центрах (МФЦ). Однако нужно иметь в виду, что данные справки оформит не каждое отделение, поэтому стоит предварительно уточнить по телефону, можно ли получить требуемый документ.
- через региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Так, столичные жители данную справку могут заказать, перейдя на официальный портал мэра и правительства Москвы по адресу mos.ru;
- в управляющей компании, если такая возможность доступна для конкретного дома;
- в местных администрациях или других уполномоченных ведомствах.
Кто может получить справку о составе семьи
За получением справки о составе семьи может обратиться:
- собственник жилого помещения;
- люди, имеющие действующую регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в данном жилом помещении;
Соответствующие положения, как правило, содержатся в региональных или муниципальных нормативных правовых актах. В качестве примера можно привести Административный регламент, утвержденный Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 31.08.2022 № 3383.
От имени заявителя также может обратиться представитель на основании доверенности. Если речь идет о несовершеннолетнем ребенке, его интересы должен представлять законный представитель.
Как получить справку о составе семьи
Справка о составе семьи содержит информацию о зарегистрированных в жилом помещении лицах. Единой ее формы в настоящее время не существует. В то же время некоторые ведомственные и муниципальные акты устанавливают свою форму такой справки:
- приложение № 6 к Приказу Генпрокуратуры РФ от 11.10.2022 № 583;
- пп. «б» п. 2.5 инструкции, утвержденной Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 № 258;
- п. 8.2 приложения № 1 к Приказу Росгвардии от 07.09.2020 № 353;
- приложение № 2 к порядку, утвержденному Постановлением администрации Богородского городского округа МО от 31.08.2022 № 3390;
- приложение № 3 к Административному регламенту, утвержденному Постановлением администрации Орехово-Зуевского городского округа МО от 18.02.2022 № 647.
Порядок получения данного документа регулируется региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Поэтому он может несколько различаться в зависимости от того, где заказывается такая справка. Отличаться может и название документа. В некоторых муниципалитетах выдают не справку о составе семьи, а выписку из домовой книги. В Москве можно получить документы жилищного учета.
Здесь приведем инструкцию, как оформить справку о составе семьи через региональный портал государственных и муниципальных услуг. Далее в отдельных разделах нашего материала коснемся других способов получения такого документа.
Этап 1. Нужно определить, относится ли заявитель к числу лиц, которые имеют право на получение требуемой справки. За получением такой услуги вправе обратиться собственники жилых помещений, а также люди, имеющие действующую регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении. Обратиться за справкой о составе семьи вправе и уполномоченный представитель заявителя.
Этап 2. Потребуется подготовить необходимые документы. В разных муниципалитетах может потребоваться свой пакет документов, уточнить который можно на соответствующем региональном портале. Так, согласно Административному регламенту, утвержденному Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 31.08.2022 № 3383, заявителю нужно представить:
- запрос на предоставление муниципальной услуги. При этом, подавая документы через портал государственных и муниципальных услуг Московской области, нужно заполнить интерактивную форму такого запроса;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- в случае обращения представителя — документ, удостоверяющий его личность, а также документ, подтверждающий полномочия;
- для собственников жилых помещений — выписка из ЕГРН на жилое помещение или документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, если соответствующие сведения отсутствуют в ЕГРН;
- для лиц, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства или по месту пребывания, — документы, выданные органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, о регистрации граждан и снятии их с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания, если такие сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
Этап 3. На этом этапе подается запрос на получение документа через региональный портал государственных и муниципальных услуг. Для этого заявителю потребуется авторизоваться через подтвержденную учетную запись в ЕСИА. К запросу прилагаются электронные образы оригиналов необходимых документов.
Этап 4. Остается последний этап, на котором нужно получить готовый документ. По запросу, поданному через региональный портал, справку о составе семьи оформляет МФЦ. При этом контроль за предоставлением муниципальной услуги обычно ведет местная администрация.
Результатом предоставления данной услуги является выдача заявителю справки о составе семьи или решения об отказе в предоставлении такой услуги. Независимо от принятого решения данный результат направляется заявителю в личный кабинет на региональном портале в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника МФЦ. Это прописано, к примеру, в пункте 5.3 подраздела 5 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 31.08.2022 № 3383.
Справка о составе семьи выдается бесплатно. Срок ее выдачи составляет один рабочий день со дня регистрации запроса в МФЦ. Регистрация в МФЦ запроса, поданного до 16:00 рабочего дня, происходит в день его подачи. Если же запрос подается после 16:00 рабочего дня или в нерабочий день, в МФЦ его зарегистрируют на следующий рабочий день. Такие положения содержатся в пункте 6.1 подраздела 6, п. 11.1 подр. 11, п. 13.1 подр. 13 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 31.08.2022 № 3383.
В выдаче справки о составе семьи может быть отказано на следующих основаниях:
- несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям российского законодательства;
- несоответствие информации, которая содержится в представленных документах, сведениям, имеющимся в распоряжении МФЦ;
- функции по ведению регистрационного учета по указанному в запросе жилому помещению не переданы в МФЦ организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Такие причины для отказа содержатся в пункте 10.2 подраздела 10 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 31.08.2022 № 3383. При заказе справки в другой местности они могут несколько отличаться.
Справка о составе семьи через госуслуги
Заказать справку о составе семьи в электронном виде через портал «Госуслуги» не получится. При введении соответствующего запроса цифровой помощник портала робот Макс выдает информацию о том, что с 2018 года справки о составе семьи стали необязательными и организации должны самостоятельно запрашивать сведения о регистрации. Кроме того, способ оформления и нужный образец документа рекомендуется уточнить в организации, которая требует справку. Также на портале «Госуслуги» приводится список мест, куда можно обратиться за оформлением данного документа.
Если же человеку требуется официальная бумага для подтверждения его текущей или прошлой регистрации по месту жительства, можно оформить адресную справку. Ее заказывают онлайн через портал «Госуслуги» или лично посетив МВД. На прием в ведомство также можно предварительно записаться через портал «Госуслуги». Однако в адресных справках не будет содержаться информация о степени родства проживающих в жилом помещении граждан. Такой документ может подтвердить место жительства по конкретному адресу заявителя или его ребенка.
Если гражданину нужно дополнительно подтвердить свое родство с другими проживающими в квартире людьми, потребуются дополнительные документы. Это могут быть, к примеру, свидетельства о рождении или заключении брака.
Справка о составе семьи через МФЦ
Справку о составе семьи можно получить в МФЦ. Для этого потребуется подготовить полный пакет документов, который включает:
- паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
- заявление, которое выдаст и поможет заполнить специалист МФЦ;
- свидетельство о праве собственности на жилое помещение;
- в отдельных случаях могут потребоваться и другие бумаги.
Затем нужно обратиться в любое удобное отделение МФЦ, которое оказывает данную услугу. Прибыв в отделение, надо получить талончик регистрации очереди и дождаться появления своего номера на информационном табло. Для большего удобства во многих центрах доступна возможность предварительной записи на определенное время через приемную МФЦ или по телефону горячей линии. В дальнейшем останется только следовать инструкциям специалиста центра.
Справка о составе семьи выдается бесплатно и, как правило, в день запроса, поскольку готовится она на месте.
Справка о составе семьи для военкомата
Справка о составе семьи для военкомата может потребоваться в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Такая отсрочка по Закону от 28.03.1998 № 53-ФЗ положена, если гражданин занят постоянным уходом за членом семьи, нуждающимся в таком уходе и не находящимся на полном государственном обеспечении, если отсутствуют другие лица, обязанные их содержать (пп. «б» п. 1 ст. 24 указанного закона).
Связано это с тем, что при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки призывная комиссия должна удостовериться в отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать родственников, нуждающихся в уходе.
Справка о составе семьи может потребоваться военкомату и в некоторых других случаях.
Срок действия справки о составе семьи
У данного документа нет установленного срока действия. Все сведения, указанные в нем, актуальны только на момент выдачи справки.
Образец справки о составе семьи
Далее приведен образец справки о составе семьи. В примере документ выдан управляющей компанией собственнику жилого помещения. Поскольку в настоящее время не предусмотрена единая форма для такой справки, образец составлен в свободной форме.
ООО «Управляющая компания «Столичная жизнь»
ИНН 9711122334 ОГРН 1207711122334
107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 174 стр. 5, к. 3, пом. 6н/3
СПРАВКА
о составе семьи
от 22 февраля 2024 года № 54/2024
Выдана: Волкову Семену Петровичу, 5 мая 1982 года рождения
Адрес: 107564, город Москва, ул. Миллионная, д. 44, кв. 22
Вид собственности: частная
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Дата рождения | Дата регистрации | Степень родства |
1. | Волков Семен Петрович | 05.05.1982 | 04.05.1996 | Собственник |
2. | Волкова Елена Викторовна | 07.02.1985 | 09.07.2000 | Жена |
3. | Волкова Арина Семеновна | 06.06.2012 | 13.07.2012 | Дочь |
4. | Волков Артем Семенов | 09.12.2020 | 15.01.2021 | Сын |
Справка выдана для предъявления по месту требования.
22 февраля 2024 года
Директор ООО «Управляющая компания «Столичная жизнь» Степанов А.С.
Вы можете оставить первый комментарий