Выбытие основного средства оформляется в зависимости от причины такого выбытия. Как провести и отразить в учете списание таких активов 2025 году, читайте в статье.
Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Причины списания основных средств
- Порядок списания основных средств
- Учет списания основных средств
- Срок списания основных средств
- Списание основных средств: проводки
- Акт списания основных средств: образец
- Комиссия по списанию основных средств
Причины списания основных средств
Основное средство списывают с учета, если объект выбыл или не будет приносить экономические выгоды в будущем. В пункте 40 ФСБУ 6/2020 перечислены некоторые из оснований. В частности, объект:
• прекратили использовать из-за физического или морального износа и нет перспектив продажи или возобновления использования (пп. «а» п. 40 ФСБУ 6/2020);
• продали, обменяли, вложили в уставный капитал, отдали в лизинг, передали в некоммерческую организацию (пп. «б» п. 40 ФСБУ 6/2020);
• физически выбыл в связи с утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями (пп. «в» п. 40 ФСБУ 6/2020);
• нельзя эксплуатировать из-за истечения нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации этого объекта (пп. «г» п. 40 ФСБУ 6/2020);
• использовали в деятельности, которая прекращена, и нет возможности использовать его в продолжающейся деятельности (пп. «д» п. 40 ФСБУ 6/2020).
Возможны ситуации, когда списание предшествует физическому выбытию объекта, в том числе его демонтажу, ликвидации, продаже, передаче (п. 41 ФСБУ 6/2020, п. 5 решения рекомендации НРБУ «БМЦ» № Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств с длительным демонтажом»).
Объект нельзя отражать в составе основных средств, если он перестал отвечать критериям признания как таковым. При этом не имеет значения, что объект еще существует физически.
Порядок списания основных средств
Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности:
I. Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение. Руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом.
II. Составляют акт о списании ОС.
III. Производят необходимые записи в учетных документах о списании объекта.
Учет списания основных средств
Начисление амортизации за месяц списания основного средства зависит от условий учетной политики (п. 33 ФСБУ 6/2020). Если амортизацию начисляют с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, и заканчивают с момента списания, то надо начислить амортизацию по списываемому объекту за полный месяц списания. Если выбрали начисление амортизации с даты принятия к учету, нужно рассчитать ее сумму до даты списания.
При списании объекта сумма накопленной амортизации и накопленного обесценения по объекту уменьшает его первоначальную или переоцененную стоимость (п. 33, 42 ФСБУ 6/2020).
Списывают также дооценку, если есть недосписанная сумма. Это возможно, если дооценку списали не по мере начисления амортизации или амортизацию начислили не в день списания. Сумму дооценки относят на нераспределенную прибыль или непокрытый убыток. Исключение – инвестиционная недвижимость, поскольку суммы дооценки по ней не формируют добавочного капитала (пп. «а» п. 20 ФСБУ 6/2020).
Срок списания основных средств
Отражают списание в периоде, когда объект выбыл или стало ясно, что он не может приносить экономические выгоды в будущем. Это относится и к ситуациям, когда физическое выбытие объекта занимает какое-то время, например, в случае длительной ликвидации (п. 40, 41 ФСБУ 6/2020, решение 5 рекомендации Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств c длительным демонтажом»).
Списание основных средств: проводки
При списании основного средства в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие проводки:
- Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 – списание первоначальной стоимости объекта основных средств;
- Дебет 02 субсчет «Амортизация» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана сумма амортизации;
- Дебет 02 субсчет «Обесценение основных средств» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана сумма обесценения;
- Дебет 96 Кредит 60, 70, 69, 10 и др. – признаны затраты на демонтаж, утилизацию списываемого актива и восстановление окружающей среды, под которые создано оценочное обязательство;
- Дебет 91-2 Кредит 60, 70, 69, 10 и др. – признаны затраты на демонтаж, утилизацию списываемого актива и восстановление окружающей среды, под которые не создано оценочное обязательство или в сумме, превышающей его.
Разницу между балансовой стоимостью объекта и затратами на его выбытие, с одной стороны, и поступлениями от выбытия этого объекта, с другой стороны, признайте доходом или расходом в составе прибыли или убытка в периоде списания (п. 44 ФСБУ 6/2020).
Остаток на счете 01 надо отнести на прочие расходы, если списывается основное средство не при продаже: Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие» – признаны прочие расходы от выбытия ОС.
Акт списания основных средств: образец
После того как получили заключение комиссии о необходимости ликвидации основного средства и оформили приказ руководителя, составляют акт о списании имущества. Для этого можно использовать типовую или самостоятельно разработанную форму.
Во втором случае необходимо, чтобы в документе были все необходимые реквизиты. Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.
Для составления актов о списании основных средств можно использовать следующие типовые бланки:
• форма № ОС-4 – для одного основного средства, за исключением автотранспортных средств (скачать бланк);
• форма № ОС-4а – для автотранспортных средств (скачать бланк);
• форма № ОС-4б – для группы основных средств (скачать бланк).
Типовые формы актов утверждены Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7.
Образец акта о списании основных средств.
Комиссия по списанию основных средств
Процесс создания комиссии по списанию основных средств аналогичен созданию комиссии для инвентаризации. В состав комиссии по списанию должны входить представитель бухгалтерии, материально ответственные лица и другие сотрудники. Такой порядок был закреплен в пункте 77 методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н). Несмотря на то что они утратили силу с 2022 года, такой порядок не противоречит ФСБУ 6/2020.
В состав комиссии включают бухгалтера (главного бухгалтера), материально ответственное лицо и других сотрудников, назначенных приказом руководителя.
Принять решение о списании основного средства можно после того, как ликвидационная комиссия:
• проведет осмотр основного средства (если объект есть в наличии);
• оценит возможности и целесообразность восстановления объекта;
• установит причины ликвидации;
• выявит виновных лиц (если объект ликвидируют до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);
• определит, возможно ли использовать отдельные узлы, детали или материалы ликвидируемого основного средства.
Результат комиссия оформляет заключением. Типовой формы для него нет, поэтому можно разработать его форму самостоятельно. Главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике (ч. 2 и 4 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).
Подписать заключение комиссии должны только те специалисты, которые проводили необходимые мероприятия. Такое требование установлено для всех первичных документов (п. 6 и 7 ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Таким образом, провести ликвидацию в отсутствие членов комиссии и в результате использовать неверно оформленное заключение нельзя.
Если кто-то из членов ликвидационной комиссии заболел или ушел в отпуск, можно издать приказ за подписью руководителя об изменении состава комиссии. Другой вариант: назначить временно исполняющего обязанности члена комиссии.
Председателем комиссии может быть любой сотрудник, в том числе и главный бухгалтер. Ограничений на этот счет нет ни сейчас, ни до 2022 года, когда действовали методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. Председателя комиссии так же, как и ее членов, назначает руководитель организации приказом.
Порядок проведения списания основных средств можно включить в общие правила по проведению инвентаризации активов компании. Это соответствует требованиям бухгалтерского законодательства о внедрении системы внутреннего контроля и регулярном проведении мероприятий по внутреннему контролю за совершаемыми фактами хозяйственной деятельности (ст. 19 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Вы можете оставить первый комментарий