Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Социально значимые товары

Некоторые товары особенно значимы для покупателей и всегда пользуется спросом. Если они отсутствуют в магазине или продаются по завышенной цене, граждане незамедлительно обратят на это внимание. Скачки цен на такие товары могут существенно снизить уровень жизни населения нашей страны. В данном материале расскажем, какие товары признаются социально значимыми. Рассмотрим, каким органом власти утвержден перечень таких товаров и какие наименования продуктов он включает. Поговорим о том, как наше государство регулирует цены на социально значимые товары. Также уделим внимание вопросам налогообложения НДС товаров первой необходимости.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Что такое социально значимые продукты
  2. Перечень социально значимых товаров
  3. Цены на социально значимые продовольственные товары
  4. Ограничения цен на товары
  5. НДС на товары первой необходимости

Что такое социально значимые продукты

О социально значимых продуктах говорится в Законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ, а также в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. Однако четкое определение этого понятия в российском законодательстве отсутствует. Обычно под социально значимой продукцией подразумевают товары и услуги повседневного спроса и первой необходимости. Если произойдет резкий рост цен на них или они совсем исчезнут с прилавков, это будет ощутимо для потребителей.

В отношении продуктов питания речь идет не о каких-то абстрактных товарах, а об их официальном перечне. Как раз его и содержит Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. А разработан этот перечень во исполнение части 6 статьи 8 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Государство проводит сравнительный анализ цен на продукцию из этого списка. Если цены на нее начинают резко подниматься, их могут заморозить.

Перечень социально значимых товаров

В настоящее время список, в котором закреплены продовольственные товары первой необходимости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. В него входят:

  • мясо на кости (говядина, свинина, баранина),
  • куры, за исключением куриных окорочков,
  • куриные яйца,
  • замороженная и неразделанная рыба,
  • масло сливочное и подсолнечное,
  • питьевое молоко,
  • сахарный песок,
  • поваренная пищевая соль,
  • пшеничная мука,
  • хлеб ржаной, ржано-пшеничный, пшеничный,
  • булочные изделия из пшеничной муки,
  • черный байховый чай,
  • крупа гречневая – ядрица,
  • шлифованный рис,
  • пшено,
  • вермишель,
  • картофель,
  • белокочанная свежая капуста,
  • яблоки,
  • морковь,
  • репчатый лук.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 установлен еще один перечень социально значимых продовольственных товаров. Это продукты, за приобретение определенного количества которых производители не должны выплачивать вознаграждение ретейлерам. Запрет на взимание вознаграждения дает производителям возможность сократить затраты при поставках товаров в торговые сети. Предполагается, что свободные деньги они могут направить на модернизацию и расширение производства. Мера предоставляет возможность снизить оптово-отпускные цены для потребителей. Недавно в этот перечень внесли изменения: туда включили яйцо куриное столовое первой и второй категорий по ГОСТ 31654-2012 и масло сливочное с массовой долей жира 72,5 процента по ГОСТ 32261-2013 (Постановление Правительства РФ от 01.02.2025 № 76). Также в рассматриваемый перечень входят такие продукты, как мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013, молоко питьевое пастеризованное 2,5 — 3,2 процента жирности по ГОСТ 31450-2013, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки. Срок годности перечисленных товаров составляет меньше 10 дней.

Что касается социально значимых услуг, то здесь нет такой четкой определенности. Нормативное регулирование этой области включает в себя Конституцию РФ, российские законы и подзаконные акты. Однако однозначной трактовки понятия и общих принципов предоставления социально значимых услуг гражданам в них нет. При этом в основном законе нашего государства зафиксировано право населения на доступ к целому ряду услуг, в том числе к образованию, судопроизводству, социальной защите, здравоохранению.

Вместе с тем единого нормативного правового акта, которым были бы регламентированы отношения, связанные с предоставлением социально значимых услуг, в России нет. В различных законах и подзаконных актах в схожих значениях используются такие термины, как «государственная или муниципальная услуга» и «социально значимая услуга». Отметим, что понятие государственных и муниципальных услуг расшифровано в Законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Цены на социально значимые продовольственные товары

В России практикуется установление предельных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости (ч. 5 ст. 8 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). По общему правилу оптовые и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, кроме случаев, установленных Законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Этот закон предусматривает регулирование государством цен на социально значимые продовольственные товары.

Как уже было отмечено, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 определен перечень таких товаров первой необходимости. В отношении них могут быть установлены предельные розничные цены. Этим же постановлением закреплены также правила определения таких предельно допустимых розничных цен на социально значимые продукты.

Согласно пункту 3 указанных правил, подготовкой предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары занимается Минэкономразвития РФ. При этом за основу берутся результаты оперативного анализа значения розничных цен на рынке продовольственных товаров, а также учитывается влияние сезонного фактора на изменение их стоимости. Правила, по которым проводится оценка влияния сезонного фактора на изменение цен продовольственных товаров, утверждены Приказом Минэкономразвития РФ и Минсельхоза РФ от 07.04.2021 № 170/193.

Кроме того, в установлении предельных цен участвуют Минисельхоз РФ и Минпромторг РФ. Эти министерства согласуют проект постановления российского правительства об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, подготовленного по результатам анализа Минэкономразвития РФ. В документе фиксируют названия продовольственных товаров, размер предельных розничных цен на них и сроки, на которые устанавливается такая стоимость.

Ограничения цен на товары

Ограничение цен на социально значимые товары установят, если на протяжении 60 календарных дней подряд в российском регионе розничные цены на продукты увеличатся минимум на 10 процентов. При этом сезонный фактор роста цен не принимается во внимание. То есть должны выполняться одновременно оба условия. Если рост цен на 10 процентов произойдет за 80 календарных дней или стоимость продукции увеличится не на 10, а на 9 процентов, предельную цену устанавливать не будут.

Ввести ограничение стоимости товаров вправе отечественное правительство. При этом период заморозки стоимости не может быть более 90 календарных дней. Указанное правило установлено пунктом 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530.

Однако это не означает, что магазин вообще не сможет повысить розничные цены на социально значимые продукты. Ведь если стоимость товаров из перечня будет расти меньше чем на 10 процентов в течение 60 дней или повышение растянется на более продолжительный срок, это не будет грозить продавцу санкциями. Кроме того, уже начиная с 91-го календарного дня продавцы смогут изменить потолок цен, установленный государством.

Мониторинг за ценообразованием на потребительском рынке в рамках полномочий, предусмотренных п. 1 ч.  1 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, осуществляет ФАС России. Ведомство проверяет, обоснована ли наценка на товары, установленная хозяйствующими субъектами. Служба постоянно анализирует рост цен на всех этапах цепочки изготовления товаров — от производителя до продавца. Такой анализ осуществляется для выявления злоупотреблений доминирующим положением, наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений или согласованных действий. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования. К таким мерам относится выдача нарушителем предостережений, предупреждений и возбуждение в отношении них дел о нарушении антимонопольного законодательства.

НДС на товары первой необходимости

По общему правилу при ввозе в Россию и реализации на ее территории определенного круга продуктов, относящихся к социально значимым, применяется ставка НДС 10 процентов. Их перечень установлен п. 2 ст. 164 НК РФ. При этом в утвержденных российским правительством перечнях содержатся конкретные названия товаров и коды их видов. Так, указанные коды установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908.

Если название и код товара совпадают с указанными в перечне, применяется 10-процентная ставка. Такое правило следует из писем Минфина РФ от 19.05.2021 № 03-07-07/38020, от 30.12.2020 № 03-07-07/116034, от 07.04.2020 № 03-07-07/27433, от 30.04.2019 № 03-07-07/31880. Поэтому до применения указанной ставки налога нужно убедиться, что продукты действительно включены в данные перечни.

Если же компания работает на УСН и применяет специальные пониженные ставки НДС 5  или 7 процентов, то при реализации на территории нашей страны товаров первой необходимости она использует указанные ставки, а не ставку, равную 10 процентам (пп. 1, 2 п. 8, п. 9 ст. 164 НК РФ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь