Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Сомнительные операции: признаки и последствия выявления

Кредитные организации контролируют счета и финансовые операции компаний, чтобы выявить подозрительные действия. Постоянно пополняется перечень признаков, по которым банки должны уделять повышенное внимание личным счетам граждан. В нашем материале рассмотрим, какие банковские операции по счету или карте могут носить сомнительный характер и по каким критериям это определяют. Поговорим о последствиях выявления банком подозрительных операций.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание:

  1. Сомнительные банковские операции
  2. Контроль сомнительных операций
  3. Признаки сомнительных операций

Сомнительные банковские операции

Отслеживать сомнительные переводы и действия клиентов банки и другие кредитные компании должны в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Согласно статье 3 указанного документа под подозрение должны подпадать операции с деньгами или имуществом, в отношении которых есть предположения об их совершении в целях отмывания прибыли, полученной незаконно, и спонсирования терроризма.

Критерии, по которым ту или иную операцию, совершаемую кредитными организациями по поручению клиентов, могут отнести к сомнительным, определяет Центробанк. Для этих целей ведомством издано большое количество писем и методических рекомендаций.

Так, недавно Банком России были приняты методические рекомендации от 27.04.2024 № 9-МР, текст которых опубликован на сайте https://cbr.ru. Этот документ касается покупки драгоценных металлов в слитках. Центробанк советует кредитным организациям выявлять среди клиентов граждан, которые на регулярной основе совершают такие покупки и в дальнейшем не отчуждают слитки или продают их гораздо меньше, чем покупают. Причины для подозрений в таких случаях могут появиться, если со дня поступления денег на счет физлица и до даты покупки слитков проходит мало времени. При этом слитки вовсе не передаются на хранение в кредитную организацию или передаются на незначительный срок. Если поведение гражданина соответствует таким признакам, операцию сочтут сомнительной и могут отказать в ее проведении.

Методические рекомендации от 27.04.2024 № 9-МР коснулись и юрлиц. Ведомство рекомендует выделять среди клиентов фирм-нерезидентов, которые вносят на счет много наличных, а затем приобретают слитки. Центробанк определил критерии, при наличии которых такие действия компаний должны вызывать подозрения.

Контроль сомнительных операций

Норма, содержащаяся в пункте 1 статьи 858 ГК РФ, запрещает кредитной организации ограничивать распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, если иное не предусмотрено законом или договором. Исключение составляют случаи, когда счет или карту заблокировали или на деньги наложили арест на законных основаниях. Значительная часть ограничений при обслуживании банковского счета и связанных с этим обязательств банков предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ кредитная организация должна при обслуживании клиентов принимать меры по установлению целей их финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации. Такая обязанность банков соотносится с обязанностью клиентов предоставлять финансовым компаниям сведения, которые необходимы для выполнения требований закона о контроле за их операциями (п. 14 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

О том, как именно банк должен контролировать операции клиентов, говорится в письме Центробанка от 31.12.2014 № 236-Т. Среди возможных действий значится запрос у клиента документов, подтверждающих уплату налогов за последний налоговый период или отсутствие оснований для такой уплаты. Также банки могут с повышенным вниманием относиться ко всем операциям клиента и направлять в уполномоченный орган информацию о его действиях, имеющих признаки, установленные Банком России в качестве сомнительных.

При этом законодательство не устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть зафиксированы в рамках контроля за операциями клиента. Это позволяет кредитной организации самостоятельно определять их объем. Данные сведения банк устанавливает в правилах внутреннего контроля и программе его осуществления (п. 2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

За неисполнение клиентом возложенной на него обязанности представить запрашиваемые документы Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ предусмотрена санкция — право банка отказать в совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств. Это последствие неисполнения клиентом обязанности по представлению запрашиваемых банком документов, которое предусмотрено на федеральном уровне действующим законодательством. Однако нередко банки устанавливают различные санкции, если клиент не представляет запрашиваемые документы, например, комиссии и штрафы. Верховный Суд РФ в Определении от 12.05.2015 № 305-ЭС15-680 обозначил правовую природу такой заградительной комиссии, указав, что она имеет штрафной характер и является мерой ответственности клиента перед банком. В силу статьи 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть заключено сторонами в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность соглашения о неустойке.

Поэтому банк вправе накладывать санкции за непредставление документов, в том числе при наличии признаков сомнительности операций, только если такие санкции установлены письменным соглашением между ним и клиентом. При отсутствии такого письменного соглашения банк может применить лишь одну санкцию, установленную Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ — отказать в совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств.

Банк заинтересован в том, чтобы снять на своем уровне подозрения с действий своего клиента. Именно поэтому он запрашивает у клиента дополнительные документы, изучает и анализирует их.

При обнаружении признаков сомнительной операции кредитной организации нужно следовать рекомендациям, данным Банком России для конкретного случая. Так, при выявлении физлиц и компаний, действия которых при покупке драгоценных металлов в слитках соответствуют критериям, упомянутым в методических рекомендациях Центробанка от 27.04.2024 № 9-МР, регулятор советует:

  • повысить внимание к их операциям;
  • тщательно проверить сведения об этих операциях, а также о деятельности клиента, его представителях, выгодоприобретателях и бенефициарах;
  • запросить у таких физлиц и компаний дополнительную информацию и документы о характере и целях операций;
  • определить, достоверны ли документы о происхождении денег, за счет которых клиент покупает слитки, точна ли информация в этих документах;
  • рассмотреть вопрос о квалификации операций или действий клиента (его представителя) как подозрительных;
  • рассмотреть вопрос об отказе в совершении операции согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Приняв решение об отказе в проведении операции, банк должен направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение. На основании таких сведений, поступивших от банков, формируется база данных об отказах. Центробанк на постоянной основе доводит ее до кредитных организаций. Они учитывают эти сведения при оценке степени риска совершения клиентом подозрительных операций. Однако данная информация не может использоваться банками в качестве единственного основания при определении степени такого риска (п. 13.3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Банк может расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия на протяжении календарного года двух или большего числа решений об отказе в проведении операции. Такое право предоставлено финансовым организациям пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Признаки сомнительных операций

Критерии сомнительных банковских операций устанавливает Центробанк и приводит их в своих письмах и методических рекомендациях. Как правило, для признания действий подозрительными нужна совокупность нескольких признаков. Их довольно много, поэтому приведем лишь основные из них, которые содержатся в положениях Банка России от 02.03.2012 № 375-П, от 15.12.2014 № 445-П, методических рекомендациях ведомства от 21.07.2017 № 18-МР, от 21.07.2017 № 19-МР, от 06.09.2021 № 16-МР, от 27.04.2024 № 9-МР.

Сомнительные действия компании:

  • сделка не обладает экономическим смыслом, не сопряжена с целями фирмы, зафиксированными в уставе;
  • компания отказывается представить банку дополнительные бумаги и сведения;
  • партнеры по бизнесу поменяли схему сделки незадолго до начала ее реализации;
  • договор противоречит общепринятой рыночной практике;
  • дистанционное управление с одного устройства: смартфона, ноутбука, планшета или другого гаджета разными счетами, в различных странах.

Сомнительные расчеты:

  • возврат финансов контрагенту в короткий промежуток времени;
  • операция по списанию средств на основании исполнительных документов;
  • данные участника операции аналогичны идентификационным данным гражданина или юрлица, к которому контрольные органы на основании запроса проявляют повышенное внимание;
  • проведение операций, связанных с оборотом цифровой валюты;
  • проведение операций по зачету требования;
  • получение возмещения по НДС на сумму, превышающую уплаченные по данному налогу средства;
  • снятие наличными полученной субсидии;
  • зачисление на протяжении незначительного периода крупных финансов на счет зарубежной структуры, с которой прежде не работали;
  • неестественное пополнение остатка на счете и быстрый перевод в другой банк на счет другого лица.

Операции с наличными:

  • значительное повышение части средств, вносимых наличными;
  • постоянное зачисление крупных сумм на счета самозанятых людей, а также дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий и других соцвыплат, страховых возмещений, выплат на основании решений;
  • перевод существенной суммы для пересылки почтовым переводом гражданину и последующей выдачи наличными;
  • поступление денежных средств с последующим быстрым списанием (транзитные операции);
  • поступление переводов денежных средств на регулярной основе без открытия банковских счетов, в том числе с применением электронных средств платежа;
  • зачисление финансов для безналичного возмещения третьим лицам неучтенной наличной торговой выручки;
  • регулярное получение страховых выплат (страховых возмещений) третьим лицом и следующее за этим снятие данных средств наличными;
  • внесение на счет наличных от сомнительного источника;
  • регулярное поступление на счет практически равных сумм, около 600 тыс. рублей, и последующее снятие наличных в таких же рамках;
  • снятие наличных с корпоративной банковской карты, если это составляет 30 процентов или больше;
  • с момента образования компании прошло меньше двух лет;
  • финансы прошли по операциям, имеющим признаки транзитных операций;
  • снятие наличных во время завершения операционного дня и другое снятие в начале следующего операционного дня.

Операции с займами и кредитами:

  • предоставление кредита под обеспечение ценных бумаг;
  • досрочная уплата кредита, если данные банка не дают возможность выявить источник финансирования;
  • возврат займа, выданного наличными;
  • предоставление или получение займа, процентная ставка по которому меньше ключевой;
  • выдача нового кредита при имеющемся непогашенном.

Покупка слитков:

  • систематическое пополнение счета наличными (более 10 млн рублей в месяц) юрлицом-нерезидентом и последующая покупка слитков;
  • прохождение незначительного времени между внесением на счет наличных и приобретением слитков;
  • отсутствие передачи слитков после сделки на хранение в кредитную организацию или передача их на незначительный срок.

Под контролем государства находятся не только банковские счета и расчетные операции юрлиц. Перечень критериев, по которым банки контролируют личные счета граждан, также регулярно расширяется. Ключевой признак подозрительности действий — аномальная активность граждан:

  • необычайно большое число контрагентов-физлиц: более 10 в день и более 50 в месяц. Сюда подпадают все переводы, в том числе и по номеру телефона;
  • необычно большое количество операций по зачислению или списанию безналичных денежных средств между счетами граждан;
  • значительные объемы операций по списанию и зачислению безналичных денежных средств между гражданами: больше 100 тыс. рублей в день, больше 1 млн рублей в месяц;
  • короткий промежуток времени (меньше одной минуты) между зачислением денежных средств на счет и списанием со счета;
  • в течение 12 часов одних суток проводятся операции по зачислению или списанию денежных средств. Речь идет о длительной работе со счетом, без перерыва;
  • на протяжении недели средний остаток денег на банковском счете на конец операционного дня не больше 10 процентов от среднедневного объема операций по банковскому счету в указанный период;
  • отсутствие платежей для обеспечения жизнедеятельности гражданина — оплата «коммуналки», услуг связи, других услуг, товаров, работ);
  • доступ к удаленному банку получают разные лица. Об этом свидетельствует совпадение идентификационной информации об устройстве, используемом разными клиентами-физлицами.

В методических рекомендациях от 06.09.2021 № 16-МР говорится, что если банковские операции гражданина имеют больше двух из указанных признаков, банк должен внимательно проверить этого клиента. При необходимости, сославшись на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, отказать в обслуживании.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь