Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Скрытые недостатки товара

В материале расскажем, какие недостатки товаров признаются скрытыми. Разберем, как задокументировать выявление в продукции таких дефектов. Поговорим о том, в каком порядке нужно известить продавца об обнаруженных в товарах скрытых недостатках.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Обнаружение скрытых недостатков товара
  2. Акт о скрытых недостатках товара
  3. Предъявление претензии по скрытым недостаткам товара
  4. Срок предъявления претензий по скрытым недостаткам товара

Обнаружение скрытых недостатков товара

Нередко явные дефекты в продукции покупатель может заметить с первого взгляда. Но недостаток товара не всегда можно выявить при обычном способе его приемки. В частности, он может быть умышленно скрыт продавцом. В таких случаях речь идет о скрытых недостатках продукции. В отношении договора купли-продажи ГК РФ не содержит определения скрытых недостатков товара. Однако допустимо по аналогии закона применить п. 4 ст. 720 ГК РФ о подряде (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Также расшифровывается это понятие в инструкции, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7. Документ применяется только в случаях, когда это предусматривает договор поставки (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18). В пункте 9 указанной инструкции говорится, что скрытый недостаток нельзя обнаружить при проверке, обычной для данного вида продукции. Однако его выявляют в процессе обработки, испытания, монтажа и подготовки к нему, использования, а также при хранении продукции.

В договоре или правовом акте могут быть определены действия, которые покупателю нужно совершить для проверки товара: наружный осмотр или определенные испытания. В такой ситуации скрытыми будут считаться недостатки, для обнаружения которых недостаточно такого способа проверки. Также неявный характер недостатка может проявляться и в том, что для его выявления в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не содержатся соответствующие правила, методы или средства. Указанное определение скрытого дефекта приведено в п. 42 ГОСТ 15467-79.

Даже при выявленных скрытых недостатках в товаре, на который предоставлен сертификат качества, покупатель может заявить о них, действуя в обычном порядке. Это связано с тем, что возможность предъявления требований по таким дефектам ни ст. 475 ГК РФ, ни другими положениями гражданского законодательства не ставится в зависимость от наличия или отсутствия сертификата качества на продукцию.

Для определения характера недостатков продукции обычно исходят из следующего:

  • признают скрытыми такие недостатки, которые нельзя или крайне затруднительно найти в процессе приемки, поскольку для этого требуются особые знания или специфические способы приемки;
  • не признают недостаток скрытым, если для его обнаружения нужны специальные методы контроля, которые признаются обычными для приемки для данной продукции. Это же касается и случаев, когда для констатации того, что дефект является скрытым, определена методика проверки.

При возникновении спора характер обнаруженных дефектов продукции установят с учетом конкретных обстоятельств дела. Для этого может быть проведена экспертиза.

ГК РФ не устанавливает правила проведения покупателем экспертизы на скрытые недостатки. Порядок действий в такой ситуации может быть закреплен договором купли-продажи. Так, в нем могут быть согласованы срок и порядок извещения продавца о проведении экспертизы, название экспертной организации или имя специалиста, требования к ним, а также порядок отбора проб. Если в договоре таких условий не содержится, покупателю нужно заблаговременно известить продавца о своем намерении провести экспертизу, времени и месте ее проведения, а также предложить присутствовать при этой процедуре. Также можно указать вопросы, которые будут поставлены перед экспертом. Все это поможет покупателю в дальнейшем доказать в суде, что его поведение было добросовестным.

Оплатить экспертизу покупатель должен самостоятельно, поскольку именно он выступает заказчиком исследования и должен в силу п. 1 ст. 781 ГК РФ оплачивать предоставляемые ему услуги. Но в случае когда исследование подтвердит наличие недостатков, покупатель сможет на основании ст. 15, пп. 1, 2 ст. 393 ГК РФ потребовать от продавца возмещения издержек, затраченных на проведение экспертизы, в качестве убытков.

Если спор попадет на рассмотрение суда, продавец также может предъявить результаты проведенной им экспертизы для отстаивания своей позиции. Вне зависимости от того, какая сторона предъявляет в суд свои доказательства, они не будут иметь для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 64, ч. 5 ст. 71 АПК РФ, ч. 1 ст. 55, ч. 2 ст. 67 ГПК РФ).

Продавец имеет право также ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Она может проводиться по тем же вопросам, которые прежде были поставлены перед специалистом одной из сторон. Ходатайство о назначении экспертизы является процессуальным правом стороны, которое установлено ч. 1 ст. 82 АПК РФ, ч. 1 ст. 35, ч. 2 ст. 79 ГПК РФ. При этом затраты на проведение этой процедуры суд в составе прочих судебных расходов может возложить на проигравшую сторону (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, ст. 101, 106, ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

Акт о скрытых недостатках товара

Фиксируют выявленные скрытые дефекты товара в специальном акте. В нем обычно прописывают следующие сведения:

  • дату обнаружения недостатков,
  • список, а также подробное описание выявленных недочетов,
  • обоснование скрытого характера дефектов,
  • ссылку на несоблюдение требований правового акта или договора.

Договором может предусматриваться составление такого акта совместно с продавцом. Но даже если в тексте документа нет таких положений, все же лучше подготовить именно двусторонний акт о совместном осмотре скрытых дефектов. В нем можно не только зафиксировать характер недочетов продукции, но и согласовать с продавцом способ и срок их устранения, а также другие действия сторон.

Для этого продавца нужно заблаговременно предупредить о времени и месте осмотра. Если он не направит своего представителя, покупатель вправе в одностороннем порядке составить акт о скрытых дефектах и подписать его. При этом он может сделать отметку в акте о том, что продавец на осмотр не явился, а также приложить к акту доказательства его уведомления.

Если у покупателя есть подозрения, что продавец не получил уведомление по уважительной причине или его представитель мог не успеть прибыть к указанному времени из-за того, что уведомление было направлено за недостаточный до осмотра срок, то лучше отложить составление акта. Это даст возможность продавцу принять участие в составлении акта о скрытых недостатках. В противном случае действия покупателя суд в дальнейшем может расценить как не соответствующие признакам добросовестного поведения.

Если продавец прибудет на осмотр, но откажется подписать составленный акт, в документе делают соответствующую отметку. Тогда можно будет предложить продавцу поставить подпись рядом с этой отметкой. Если же он откажется и от этого, свою подпись ставит только покупатель. В последующем такая фиксация отказа продавца от подписания акта может пригодиться в ходе разрешения спора в суде. Так, можно будет утверждать, ссылаясь на доказательства, что у продавца имелась возможность заявить несогласие с актом, но он ею не воспользовался.

Однако подготовка двустороннего акта не является обязательным правилом. Покупатель вправе составить односторонний акт, а затем направить его копию продавцу. Так он известит продавца о нарушении условий договора в отношении качества продукции. Допускается также дополнительно привлечь третье лицо, в том числе специалиста, который тоже подпишет акт, подтвердив отраженные в нем недостатки товара.

Предъявление претензии по скрытым недостаткам товара

Об обнаружении скрытых недостатков товара нужно сообщить продавцу и предъявить ему определенные требования. Порядок извещения продавца может быть предусмотрен договором, тогда нужно следовать ему. Если же в договоре такого порядка нет, достаточно составить письменную претензию и направить ее продавцу с учетом правил направления юридически значимых сообщений.

В претензии нужно описать выявленные дефекты продукции и обстоятельства их обнаружения. Также на документе проставляют дату, время и место осмотра и составления двустороннего акта об обнаружении недостатков. Продавцу нужно предложить направить представителя для проведения осмотра. Кроме того, в претензии фиксируют свои требования к продавцу. Они будут зависеть от того, являются недостатки существенными или же нет. Если обнаруженные дефекты признаются существенными и поставщик сразу же после уведомления об имеющихся недостатках не предоставил взамен товары надлежащего качества, допустимо по своему выбору потребовать (п. 2 ст. 475, п. 1 ст. 518 ГК РФ):

  • вернуть деньги за продукцию и отказаться от договора;
  • заменить товар.

Вместо перечисленных выше требований покупатель может выбрать одно из требований, которые предъявляют при несущественных недостатках. Они предусмотрены п. 1 ст. 475 ГК РФ.

Так, при обнаружении несущественных недочетов в продукции, которые не были оговорены при заключении договора, допустимо по своему выбору потребовать (п. 1 ст. 475 ГК РФ):

  • соразмерно уменьшить цену товаров;
  • безвозмездно устранить выявленные дефекты в разумный срок;
  • возместить расходы, понесенные покупателем на устранение недостатков.

Также в договоре или законе могут быть предусмотрены дополнительные права покупателя, на основании которых он может выдвинуть свои требования (п. 5 ст. 475 ГК РФ, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16).

К претензии прикладывают копии документов, которыми были зафиксированы недочеты товаров. Это может быть односторонний акт, составленный покупателем, фотографии, справки или другие бумаги.

Срок предъявления претензий по скрытым недостаткам товара

Срок, в который нужно направить продавцу претензию о недочетах продукции, может быть определен законом, другим правовым актом или договором. Если же такой срок не установлен, сделать это требуется в разумный срок после того, как дефект должен был быть обнаружен исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ). Если пренебречь соблюдением предусмотренного срока, продавец при определенных условиях сможет отказаться от удовлетворения требований покупателя, связанных с недостатками товара (п. 2 ст. 483 ГК РФ). Предъявить требования, связанные с недостатками, покупатель вправе, если недостатки обнаружены в определенные сроки.

Специальных сроков для выявления скрытых недостатков ГК РФ не устанавливает. Поэтому в этих случаях нужно руководствоваться общими сроками обнаружения недостатков, определенными в ст. 477 ГК РФ. По общему правилу покупатель может предъявить продавцу свои требования, если недостатки были выявлены в один из следующих сроков:

  • установленный договором (пп. 1, 2 ст. 477 ГК РФ);
  • в рамках срока годности товара (ст. 472, п. 4 ст. 477 ГК РФ);
  • в рамках гарантийного срока (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ);
  • на протяжении двух лет после передачи товара, если длительность гарантийного срока составляет меньше двух лет и этот срок истек (п. 5 ст. 477 ГК РФ);
  • в разумный срок, в пределах двух лет с момента передачи товара, если в отношении него не предусмотрены срок годности, гарантийный срок или другой более длительный законный или договорный срок для обнаружения недостатков (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь