Компании и предприниматели должны представлять достоверную статистическую отчетность в установленные сроки. За нарушение данного порядка респондентам грозит привлечение к ответственности. Кто подает статистические формы, какие штрафы предусмотрены за просрочку и искажения, а также как избежать санкций, читайте в нашей статье.
Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Какие субъекты сдают статистическую отчетность
- Штраф за несвоевременную сдачу статистической отчетности
- Штраф за искажение статистической отчетности
- Штраф за несдачу статистической отчетности: судебная практика
Какие субъекты сдают статистическую отчетность
Отчеты в территориальные органы статистики обязаны представлять:
• организации, включая субъекты малого предпринимательства;
• филиалы, представительства и подразделения иностранных компаний, которые ведут деятельность в России;
• ИП, нотариусы и адвокаты.
Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным. В первом случае отчитываются все респонденты изучаемой группы. Так, если проводится исследование предприятий гостиничного бизнеса, установленные формы статистики в полном объеме должен сдавать каждый субъект, которому присвоен код ОКВЭД2 55.
При выборочном наблюдении представлять отчетность обязаны только те организации, которые по решению Росстата попали в выборку (ст. 6,8 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ).
Перечень респондентов с индексами, наименованиями форм и реквизитами соответствующих приказов публикуется на официальном сайте Росстата. С 22 июля 2021 года такой способ информирования является основным.
Субъекты МСП статотчетность представляют в упрощенной форме. В их отношении сплошные наблюдения проводятся один раз в пять лет. Ближайшее планируется в 2026 году.
Выборочные исследования осуществляют:
• ежемесячно или ежеквартально – относительно малых и средних предприятий;
• ежегодно – в отношении микропредприятий.
Список таких респондентов Росстат определяет ежегодно (ч. 3 ст. 5 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Респонденты, которые сомневаются в необходимости сдачи конкретной формы отчетности, могут проверить свою обязанность на сайте Росстата по ИНН организации или ИП.
Штраф за несвоевременную сдачу статистической отчетности
Если респондент не представил отчетность или сдал ее позже установленного срока, к нему применят санкции по ст. 13.19 КоАП. Для юридического лица сумма штрафа за первое нарушение составит 20–70 тыс. рублей, должностного лица или предпринимателя – 10–20 тыс. рублей. За повторное нарушение наказание строже: для организации от 100 до 150 тыс. рублей, для руководителя или ИП – от 30 до 50 тыс. рублей.
Применить санкции к компании или предпринимателю можно, если они включены в перечень респондентов на сайте. В противном случае штраф не назначают, за исключением случаев, когда Росстат письменно предупредил о статнаблюдении. Для доказательства отсутствия субъекта в списке рекомендуется сделать скриншот с экрана (письмо Росстата от 17.02.2017 № 04-04-4/29-СМИ).
Дела о нарушениях, связанных с просрочкой, рассматривают территориальные органы статистики. К административной ответственности привлекают в течение двух месяцев. Если данный срок пропущен, оштрафовать Росстат не может. Однако это не освобождает от представления отчетности. Ее нужно подать даже с опозданием.
Ответственного за сдачу статотчетности сотрудника назначают приказом. При отсутствии такого распоряжения руководитель несет ответственность за нарушение сроков единолично.
В случае если отчетность была представлена с ошибками, но в срок, Росстат может потребовать исправления без наложения штрафа. Однако если погрешности существенные и искажают данные, возможны санкции.
Кроме того, в случае неоднократного нарушения компания может попасть под более пристальное внимание контролирующих органов, что увеличивает риск проверок и дополнительных штрафных санкций.
Рекомендуется заранее проверять перечень обязательных форм и сроки их сдачи, а также сохранять подтверждения отправки отчетов, чтобы избежать спорных ситуаций.
Штраф за искажение статистической отчетности
Аналогичные штрафы предусмотрены для респондентов, которые представили неполные или недостоверные сведения в отчетности. Если при этом Росстату потребуется исправлять искаженные данные в сводной отчетности, компании или ИП придется возместить ущерб (ст. 3 Закона от 13.05.1992 № 2761-1).
Отчет с арифметическими, логическими ошибками или оформленный с нарушением правил считается недостоверным. В таком случае Росстат обязан принять уточненную статотчетность, а данные сопоставить с первичными. Территориальный орган государственной статистики вправе потребовать письменные пояснения о причинах исправлений.
Исправить некорректные сведения необходимо в течение трех рабочих дней. Отсчет срока начинается с момента обнаружения ошибки респондентом или получения письма о необходимости корректировки из территориального отделения Росстата. При своевременном исправлении субъект сможет избежать штрафа, поскольку в обеих ситуациях наступают обстоятельства, которые смягчают административную ответственность (ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ).
Каждый случай непредоставления или несвоевременной сдачи уточненной статотчетности территориальное отделение рассматривает индивидуально.
Если организация или ИП систематически представляют недостоверные сведения, Росстат может инициировать дополнительные проверки и запросить пояснения о методике сбора данных.
При выявлении умышленного искажения отчетности возможно применение более строгих мер, вплоть до обращения в суд для взыскания ущерба, причиненного неверными данными.
Чтобы минимизировать риски, рекомендуется заранее проверять корректность заполнения форм и при необходимости консультироваться с территориальным органом статистики.
Штраф за несдачу статистической отчетности: судебная практика
В некоторых ситуациях суд может признать нарушения незначительными. Тогда компания или предприниматель освобождаются от ответственности в виде штрафа и получат только устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ). Для признания нарушений малозначительными должны быть достаточные основания.
Подобный случай приведен в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда № 13АП-30550/2019 по делу № А56-40498/2019. Так, компания должна была представить форму № П-3 не позднее 28.02.2019, а по факту сдала отчет 05.03.2019, то есть опоздала на пять дней. Управление статистической службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выписало респонденту штраф на сумму 20 тыс. рублей. Организация не согласилась с санкцией и обратилась в суд, который учел следующие обстоятельства:
— просрочка является незначительной;
— нарушение не повлекло существенной угрозы общественным отношениям.
Суд признал нарушение малозначительным, сославшись на положения ст. 2.9 КоАП РФ. В результате штраф отменили.
Первый, Четвертый и Семнадцатый арбитражные апелляционные суды также встали на сторону респондентов и признали нарушения несущественными. Было учтено, что первичные отчеты представлены вовремя, недостатки обнаружены и исправлены самостоятельно в разумный срок, а нарушения совершены впервые. В итоге вынесли устное замечание (постановления Первого ААС от 09.09.2019 № 01АП-6701/2019 по делу № А43-17076/2019, Четвертого ААС от 25.09.2019 № 04АП-4691/2019 по делу № А58-5776/2019, Семнадцатого ААС от 15.10.2019 № 17АП-11002/2019-Аку по делу № А71-6377/2019) .
Однако не все суды признают обстоятельства малозначительными, к примеру, если статсведения представлены в день составления протокола об административном правонарушении или не поданы вовсе. Такое решение принял Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 19.09.2019 № 11АП-14953/2019 по делу № А49-6406/2019).
При значительном пропуске срока респондентом суд поддержит Росстат в применении санкций. Так, Пятнадцатый ААС не признал малозначительной просрочку сдачи отчета в статистику на 17 и 29 дней (постановления от 07.10.2019 № 15АП-15199/2019 по делу № А32-23755/2019, от 20.12.2019 № 15-АП-20437/2019 по делу № А53-29822/2019).
Шестнадцатый ААС в своем решении подчеркнул, что несдача форм повлекла выгрузку недостоверных статистических данных на федеральном уровне (постановление № 16АП-4291/2019 по делу № А63-13627/2019). В результате пользователи не смогли получить корректные сведения. Аналогичной позиции придерживаются Первый, Третий, Одиннадцатый и Двенадцатый ААС.
Если Росстат нарушил процедуру рассмотрения дела о привлечении компании или предпринимателя к административной ответственности, суд может отменить штраф. Дело в том, что респондент вправе участвовать в процедуре и составлении протокола.
По мнению судов, провести процесс без участия нарушителя можно, если респондента надлежащим образом уведомили о дате, месте и времени составления протокола.
Например, Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд отменил штраф, выписанный Росстатом. В данном деле рассмотрение было назначено на 20 мая, в то время как общество получило уведомление только 3 июня, что подтверждено почтовой отметкой (Постановление от 05.11.2019 № 15АП-16642/2019 по делу № А32-25875/2019).
Однако если почтовое отправление пришло в пункт вручения вовремя, но не получено адресатом, с большой долей вероятности суд не усмотрит нарушения процедуры уведомления и санкция будет признана законной. Такого мнения придерживаются Восьмой и Четырнадцатый ААС (постановления от 27.12.2019 № 08-АП-15266/2019 по делу № А46-12514/2019, от 02.10.2018 № 14-АП-7960/2018 по делу № А66-9630/2018).
В некоторых подобных случаях суд все же принимает сторону респондента. Так, Росстат направил извещение о месте и времени рассмотрения протокола почтой, но в уведомлении о вручении было указано об отсутствии адресата. При этом Семнадцатый ААС отметил, что Росстат не принимал иных попыток сообщить обвиняемому о месте и времени рассмотрения дела. Например, по телефону, при помощи телеграммы и пр. В итоге привлечение к административной ответственности признали незаконным и отменили (Постановление от 28.01.2020 № 17АП-19769/2019-АКу по делу № А50-32153/2019).
Также в судебной практике встречаются случаи, когда суды снижают размер штрафов, если респондент доказал отсутствие умысла или последствия нарушения минимальны.
Вы можете оставить первый комментарий