Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Счет 20 бухгалтерского учета «Основное производство»

Над статьей работали:

В бухгалтерском учете счет 20 используют для сбора сведений о затратах основного производства компании. Какие расходы относят на основное производство, как вести учет таких расходов, когда и как правильно закрыть счет, рассказывается в нашей статье.

Что учитывается на счете 20 в бухгалтерском учете

Счет 20 «Основное производство» предназначен для сбора сведений о затратах производства, выпускающего товары, выполняющего работы, оказывающего услуги. Это производство – цель создания компании (инструкция по применению плана счетов, утвержденная Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). На этом счете ведут учет затрат:
• на оказание услуг организацией транспорта и связи;
• выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ;
• производство промышленной продукции;
• производство сельхозпродукции;
• содержание и ремонт и так далее.

Учет расходов на счете 20

По дебету 20 счета отражают прямые расходы (ст. 318 НК РФ):

1) на покупку сырья, полуфабрикатов, материалов, электрической и тепловой энергии, воды, инструментов. А также расходы на оплату работ и услуг, которые предоставляют сторонние компании;
2) оплату труда сотрудников, участвующих в производстве товаров, работ, услуг, а также на уплату страховых взносов с этих сумм.
3) амортизацию основных средств, используемых для выпуска продукции.

Косвенные расходы – это траты, которые не имеют прямого отношения к производству. Их сначала собирают на промежуточных счетах:

• 23 «Вспомогательное производство». На нем отражают траты подразделений компании, которые не относятся напрямую к основному производству, но обеспечивают его бесперебойную работу (например, транспортный цех, ремонтный цех);
• 25 «Общепроизводственные расходы». На нем учитывают расходы на содержание основного производства (аренда помещений, оплата электричества, траты на содержание основных средств);
• 26 «Общехозяйственные расходы». Здесь учитывают административно-управленческие расходы (заработная плата сотрудников администрации, аренда офисного здания, коммунальные платежи, расходы на связь);
• 28 «Брак в производстве» На нем учитывают стоимость товаров, работ, услуг, качество которых не соответствует требованиям договора, условиям стандартов, технических условий.

По окончании отчетного периода средства с этих счетов списывают на дебет счета 20. Такие вспомогательные счета, как правило, используют крупные компании. Небольшие предприятия, применяющие упрощенные способы ведения бухучета, все расходы на выпуск товаров, выполнение работ, оказание услуг сразу учитывают на счете 20 (п. 3 информации Минфина РФ «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

Счет 20 в бюджетном учете

В бюджетном учете траты на изготовление готовой продукции учитывают на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Затраты группируют на аналитических счетах этого счета в разрезе:
• прямых затрат;
• накладных расходов;
• общехозяйственных расходов.

Прямые расходы отражают на счете 0.109.60.000. Под ними понимают траты, которые непосредственно связаны с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Как правило, в их состав включают зарплату основного персонала, страховые взносы на эту зарплату, материальные расходы. Перечень прямых расходов рекомендуем закрепить в учетной политике. Собранную себестоимость списывают на финансовый результат.

Накладные расходы на производство товаров, работ, услуг отражают на счете 0.109.70.000. Перечень накладных расходов законодательством прямо не установлен. Поэтому рекомендуем разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике.

К накладным расходам можно отнести:

• амортизацию оборудования;
• траты на содержание и эксплуатацию основных средств;
• траты на командировки и обучение основного персонала;
• коммунальные расходы;
• курсовые разницы;
• другие расходы.

Накладные расходы распределяют на себестоимость готовой продукции пропорционально показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения. Способами распределения могут быть (п. 134 инструкции № 157н, письмо Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495):

• прямые затраты на оплату труда;
• материальные затраты;
• другие прямые затраты;
• объем выручки от реализации продукции;
• иной показатель.

В конце отчетного периода накладные расходы, собранные на счете 0 109 70 000, нужно распределить и списать на счет 0 109 60 000.

Общехозяйственные расходы отражают на счете 0 109 80 000. Их распределяют на фактическую себестоимость реализованной готовой продукции, а в части нераспределяемых расходов относят на финансовый результат текущего отчетного периода (на увеличение расходов).

Возникающие отклонения фактической себестоимости от нормативно-плановой стоимости относят в части (п. 29 СГС «Запасы», раздел 4.1.3 методических рекомендаций по применению СГС «Запасы»):

• нереализованной готовой продукции – на увеличение (уменьшение) остатка первоначальной стоимости готовой продукции;
• реализованной продукции, а также продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи – на финансовый результат.

Таким образом, в бюджетном учете отсутствует счет 20 «Основное производство». Расходы на производство товаров, работ, услуг учитывают на счете 0 109 00 000.

Проводки счета 20 бухгалтерского учета

Типовые бухгалтерские записи по счету 20.

Операция Дебет Кредит
Начислена амортизация по основному средству 20 02
Передано в производство сырье и материалы 20 10
Переданы в производство полуфабрикаты 20 21
Списаны общепроизводственные расходы 20 25
Списаны общехозяйственные расходы 20 26
Обнаружен производственный брак 20 28
Приняты услуги сторонних компаний 20 60
Начислена заработная плата рабочим, занятым в производстве товаров, работ, услуг 20 70
Начислены страховые взносы на зарплату рабочих 20 69
Незавершенное производство принято в составе целевого финансирования 20 86
Списана себестоимость произведенных полуфабрикатов 21 20
Отражена фактическая себестоимость товаров, работ, услуг 40 20
Списана себестоимость продукции 43 20
Списана себестоимость реализованной незавершенной продукции 90.2 20

Аналитический учет по счету 20

Аналитический учет по счету 20 ведут по видам:
• затрат;
• выпускаемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ.

Если на счетах 20–39 не формируют информацию о расходах по обычным видам деятельности, то аналитический учет по счету 20 ведут также по подразделениям компании.

Субсчета счета 20 бухгалтерского учета

Для ведения аналитического учета к счету 20 можно открыть субсчета по видам производимых товаров, работ, услуг. Например, сельхозпроизводители могут открыть субсчета (Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению» от 13.06.2001 № 654):

• 20-1 «Растениеводство»;
• 20-2 «Животноводство»;
• 20-3 «Промышленные производства»;
• 20-4 «Прочие основные производства».

Закрытие счета 20 бухгалтерского учета

Счет 20 закрывают, когда продукция выпущена, услуги оказаны, работы произведены. Необязательно закрывать счет по окончании отчетного периода. Дебетовое сальдо отражает стоимость незавершенных производств предприятия. Закрыть счет – значит отразить его проводкой по кредиту. Различают три способа:
Прямой, когда в течение отчетного периода фактическая цена товаров, работ, услуг неизвестна. Учет осуществляют по условным ценовым показателям. Примером может служить плановая себестоимость. При закрытии отчетного периода себестоимость корректируют до уровня фактической.

Операция

Дебет

Кредит

Отражена корректировка по цене выпущенной продукции 43 20
Списано отклонение фактической себестоимости от плановой на себестоимость продаж 90-02 43

Промежуточный. В этом случае используют вспомогательный счет 40 «Выпуск продукции». На нем отражают отклонения плановой себестоимости от фактической. По кредиту счета 40 учитывают плановую себестоимость, по дебету – фактическую. При закрытии отчетного периода сумму отклонений пропорционально списывают на счета 43 и 90.

Операция Дебет Кредит
Приход готовой продукции по плановой себестоимости 43 40
Реализация готовой продукции по плановой себестоимости 90-02 43
Списание фактической себестоимости по произведенной продукции 40 20
Отражение корректировки, доводящей плановую себестоимость до фактической 43 (90-02) 40

Прямая реализация выпущенной продукции. Этот метод используют, если произведенные товары не складируют, а сразу продают. Производственные траты списывают на себестоимость продаж. Такой метод часто используют для закрытия услуг, оказываемых организаций.

Операция

Дебет

Кредит

Фактическая себестоимость услуг списана на себестоимость продаж 90-02 20

Каждая компания самостоятельно определяет метод закрытия счета 20 и прописывает его в учетной политике.

Пример

ООО «Альфа» производит строительные работы. В учетной политике закреплено, что закрытие счета 20 производится по методу прямой реализации произведенной продукции.

В августе выполнены работы на сумму 1 750 000 рублей. Плановая себестоимость работ составила 1 250 000 рублей.

За отчетный период в учете отражены производственные затраты на сумму 1 280 200 рублей, в том числе:

  • зарплата основного персонала — 100 000 рублей;
  • страховые взносы — 30 200 рублей;
  • материальные запасы — 800 000 рублей;
  • амортизация — 200 000 рублей;
  • общехозяйственные расходы — 150 000 рублей.   Бухгалтер ООО «Альфа» сделал проводки.
Операция Дебет Кредит Сумма в рублях
Списаны материалы на производство работ 20 10 800 000
Отражена выручка от производства работ 62 90-01

2 100 000 (1 750 000 + НДС 20%)

 

Начислен НДС 90-03 68 350 000
Списана плановая себестоимость 90-02 20 1 250 000
Отражена заработная плата рабочих основного производства 20 70 100 000
Удержан НДФЛ 70 68 13 000
Страховые взносы отнесены на основное производство 20 69 30 200
Начислена амортизация 20 02 200 000
Приняты общехозяйственные расходы 20 26 150 000
Скорректирована себестоимость выполненных работ 90-02 20 30 200

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь