В статье коснемся такого понятия, используемого в международном праве, как реторсия. Рассмотрим, что оно собой представляет. Поговорим о том, в каких случаях возникает право на реторсию. Разберем, как действует режим реторсии. В заключительном разделе приведем пример реторсии.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
Что такое реторсия
На международной арене одни государства нередко принимают определенные меры в отношении других государств в попытке побудить их действовать в желаемом направлении. Реагируя на введенные ограничения, пострадавшие государства принимают ответные меры.
С давних времен известны такие виды и механизмы воздействия на государство-нарушителя, которые имеются в распоряжении потерпевшего государства, как реторсия, репрессалии и сатисфакция.
Реторсия — это совокупность ответных действий государства, которые совершены на недружественные действия другого государства. При этом в отдельности они не нарушают нормы международного права.
Репрессалии — это ответные действия потерпевшего государства, которые сопряжены и обусловлены применением в его отношении вооруженной силы. Они являются карательными мерами. Применение репрессалий находится под запретом международного права, поскольку при этом отсутствует принцип пропорциональности. Кроме того, такие действия бросают вызов международному миру и безопасности.
Сатисфакция — это форма международно-правовой ответственности. Она выражается в том, что государство-нарушитель предоставляет компенсацию или другое встречное удовлетворение пострадавшему государству.
То есть реторсии с точки зрения международного права признаются правомерными принудительными действиями одного государства в отношении другого. Их совершают в ответ на недружественное поведение. При этом цель такой формы ответных мер состоит не в наказании иностранных лиц конкретного государства, а в побуждении его властей к отмене введенного дискриминационного положения в отношении лиц пострадавшего государства.
Право на реторсии
В международном праве в целом, а также в праве международной ответственности право на введение реторсий как таковое не предусмотрено. Такие ответные действия считаются вполне законными по своему характеру, поэтому не нуждаются в какой-либо дополнительной легализации.
В отличие от международного национальный уровень регламентирует рассматриваемое понятие. Так, согласно части 4 статьи 398 ГПК РФ, ч. 4 ст. 254 АПК РФ и ч. 4 ст. 4 КАС РФ российское правительство может устанавливать ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в которых введены ограничения в отношении российских компаний и граждан. В этих нормах воплощается такой принцип международного гражданского процесса, как взаимность. Положение, аналогичное указанным процессуальным нормам, отражено также в ст. 1194 ГК РФ применительно к гражданскому праву.
В статье 1194 ГК РФ закреплено право отечественного правительства на введение ответных ограничений, которые именуются в законе реторсиями. Данная норма указывает на обязательный ответный характер таких мер. При этом ограничения устанавливают не в отношении целого государства, а в отношении имущественных и личных неимущественных прав частных лиц государств, если прежде эти страны применили ограничения в отношении таких же прав российских частных лиц.
Реторсии рассматриваются как один из механизмов, применяемых в МЧП (международном частном праве), поскольку вводимые меры носят частноправовой характер. В то же время реторсии выходят за пределы внутригосударственных отношений и являются инструментом внешнеполитического давления.
Похожие на введенные в статью 1194 ГК РФ положения содержатся в ст. 1203 модели ГК для стран СНГ, а также в соответствующих статьях гражданских кодексов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Узбекистана. Реторсия также допускается многими международно-правовыми актами. В частности, в статье 47 Венской конвенции о дипломатических сношениях говорится, что при применении положений данного документа государство пребывания не должно проводить дискриминацию между государствами. Однако дискриминацией не считается применение государством пребывания отдельных положений конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого положения к его представительству в аккредитующем государстве.
Режим реторсии
Режим ответных ограничений напрямую связан с вопросом о взаимности. Реторсии с точки зрения международного права признаются правомерными принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дискриминационные акты другого государства. При этом речь идет именно о дискриминационных актах. То есть целью введения таких документов является нарушение прав и интересов физических и юридических лиц государства, вынужденного прибегнуть к реторсии. При этом права граждан и компаний прочих иностранных государств не нарушаются.
Взаимность считается одним из начал международного сотрудничества, которое позволяет обеспечивать права и интересы государств, их населения и компаний на основе равенства и взаимной выгоды. Поэтому и ответные ограничения должны быть соразмерными и адекватными. Государство-нарушитель должно почувствовать свою ответственность за введение дискриминационных мер в отношении лиц пострадавшего государства. Цель реторсии заключается в том, чтобы побудить иностранное государство к отмене введенных ограничений.
Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ, устанавливающим государственную политику нашей страны в отношении соотечественников за рубежом, говорится о том, что грозит за несоблюдение в отношении них иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина. Пункт 5 статьи 14 этого закона предусматривает, что указанного основания достаточно для принятия органами российской государственной власти мер по защите интересов соотечественников, предусмотренных нормами международного права.
Пример реторсии
Применение реторсии всегда сопряжено с недружественными действиями иностранного государства. Приведем пример из недалекого прошлого. Так, в информационном сообщении Федерального агентства воздушного транспорта РФ от 28.02.2022 было сказано о введении ограничения на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств. Такие меры были предприняты в качестве ответных на запрет европейских государств выполнять полеты гражданских воздушных судов, которые эксплуатируются российскими авиаперевозчиками или зарегистрированы в России.
При этом согласно статье 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года регулярные международные авиасообщения должны осуществляться только с согласия государства, над территорией которого происходит такое сообщение. Введенные в отношении России ограничения можно безоговорочно считать недружественными действиями. Однако они не противоречили международному праву. В то же время и ответная реакция нашей страны на данные ограничительные меры не нарушала норм международного права.
Вы можете оставить первый комментарий