В статье рассмотрим возможность осуществления реструктуризации задолженности по налогам. Какие пути решения предлагает законодательство и как они могут быть реализованы, изложено в материале.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Что такое реструктуризация
- Реструктуризация налоговой задолженности юридических лиц
- Реструктуризация налоговой задолженности физических лиц
- Через какие площадки можно урегулировать задолженность
Что такое реструктуризация
Реструктуризация представляет собой изменение условий погашения задолженности лица. Договоренности о таких изменениях фиксируются в письменном виде должником и кредитором.
Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как «реструктуризация задолженности по налогам». Однако он закрепляет механизмы, с помощью которых налогоплательщикам могут перенести срок оплаты обязательных платежей (гл. 9 НК РФ). Речь идет о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.
Ниже расскажем, какими механизмами могут воспользоваться компании, а какими граждане.
Реструктуризация налоговой задолженности юридических лиц
Итак, организации вправе претендовать на получение отсрочки или рассрочки в уплате налогов (п. 1 ст. 61 НК РФ).
Такое право юридическое лицо может получить, если в результате тяжелого финансового положения не в состоянии заплатить налоги и сборы.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что правом на перенос срока уплаты налогов можно воспользоваться в следующих случаях (п. 3 ст. 61 НК РФ):
• срок уплаты налогов, установленный законодательством, еще не наступил на день принятия решения уполномоченным органом о предоставлении такой льготы. При этом она может быть предоставлена как в отношении всей суммы обязательных платежей, так и ее части;
• после наступления срока уплаты, когда у налогоплательщика уже образовалась задолженность. Также можно попросить предоставление льготы на всю сумму или на ее часть.
Кроме этого, тяжелое положение у лица должно возникнуть в результате наступления следующих событий (п. 2 ст. 64 НК РФ):
• из-за стихийного бедствия или техногенной катастрофы лицо получило ущерб;
• компания не получила бюджетное финансирование. Также причиной может быть задержка осуществления такой выплаты или уплата не в полном размере;
• не был оплачен исполненный государственный или муниципальный заказ или же он оплачен не в полном объеме или несвоевременно;
• компания единовременно оплатит налоги и сборы, что приведет к реальной угрозе наступления банкротства. Но если лицо обладает признаками несостоятельности или оно признано банкротом по решению суда, отсрочку не предоставят (письма Минфина РФ от 11.02.2020 № 03-02-07/1/8762, от 26.11.2019 № 03-02-07/1/91525);
• деятельность юридического лица носит сезонный характер;
• налоги были доначислены после проведения проверки, и при этом соблюдены условия для предоставления рассрочки. Отсрочка в таком случае не предусмотрена (п. 4 ст. 61 НК РФ).
Как правило, на сумму задолженности, срок уплаты которой перенесен на более поздний период, будут начисляться проценты. Их размер составляет 1/2 ключевой ставки. Проценты не будут начисляться, только если финансовые трудности стали результатом обстоятельств непреодолимой силы или из-за несвоевременного поступления бюджетных средств (п. 3 ст. 64 НК РФ).
В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки ведомство укажет сумму, сроки и порядок погашения задолженности. Также будет прописан порядок начисления и уплаты процентов, если они предусмотрены для конкретного случая (п. 9 ст. 64 НК РФ).
Установлены сроки, на которые может быть предоставлено право на перенос срока оплаты налогов (п. 1 ст. 64 НК РФ):
• если это отсрочка, период составит не более 1 года;
• для рассрочки он выше и составляет до 3 лет.
Кроме описанной выше льготы, налоговое законодательство предусматривает также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НК РФ).
Получить его можно в отношении налога на прибыль, региональных и местных налогов.
Получить его могут не все желающие, а только те, кто ведет определенные виды деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):
• НИОКР или техническое перевооружение собственного производства, мероприятия, в результате которых снижается негативное воздействие на окружающую среду;
• внедренческую или инновационную деятельность;
• исполняет особо важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона. Также оказывает особо важные услуги населению;
• является исполнителем по государственному оборонному заказу;
• инвестирует в создание объектов и технологий с высокой энергоэффективностью.
Суть данной льготы заключается и в переносе срока уплаты налогов. Несмотря на ее название, никакой заем налогоплательщику не предоставляют. Он просто пользуется теми средствами, которые должен был заплатить в бюджет. Получение инвестиционного кредита оформляется договором.
На сумму задолженности тоже будут начисляться проценты. Их размер составляет в диапазоне от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования (пп. 4, 6 ст. 67 НК РФ).
На получение такой льготы не могут претендовать налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК РФ).
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет (п. 1 ст. 66 НК РФ). Однако региональные и местные власти могут устанавливать иные сроки в отношении уплаты той части налогов, которые должны поступать в их бюджет (п. 7 ст. 67 НК РФ).
Нужно заметить, что инвестиционный кредит вправе получить только организации (п. 1 ст. 66 НК РФ).
Сельскохозяйственные товаропроизводители могут реструктурировать задолженность по налогам и иным платежам в бюджет в порядке, который определен в Федеральном законе от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Реструктуризация налоговой задолженности физических лиц
В отношении физических лиц также предусмотрена возможность получения отсрочки или рассрочки налогового платежа.
Причины, по которым лицо попало в затруднительную ситуацию и не в состоянии заплатить в установленный срок налоги, такие же, как и для организаций (пп. 1, 3 ст. 61, п. 2 ст. 64 НК РФ).
Нужно уточнить, что отсрочка представляет собой перенос срока оплаты обязательных платежей.
Рассрочка же предполагает, что уплата необходимой суммы и процентов будет производиться лицом частями в течение определенного периода (п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 11.3, пп. 1, 3, 4 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ).
Так же как и организации, граждане могут воспользоваться таким правом, если срок уплаты еще не наступил или после возникновения задолженности (пп. 1, 3 ст. 61 НК РФ).
Реструктуризации не подлежит задолженность в том случае, если ранее отсрочка или рассрочка уже была предоставлена в отношении суммы, срок уплаты которой не наступил (п. 4 ст. 61 НК РФ).
Для физического лица возможно предоставление указанных льгот в отношении следующих налогов (п. 1 ст. 61 НК РФ):
• подоходного,
• на имущество физических лиц,
• транспортного,
• земельного.
Сроки предоставления права на перенос срока уплаты или погашения частями такие же как и для организаций (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Льготы не могут быть предоставлены, если (п. 1 ст. 62 НК РФ):
• в отношении лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
• в отношении плательщика проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
• лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
• в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, налоговым органом было вынесено решение о досрочном прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки в связи с нарушением условий соответствующего решения или установлен факт неуплаты лицом соответствующей суммы по истечении срока действия отсрочки или рассрочки;
• возбуждено производство по делу о несостоятельности в отношении налогоплательщика.
На сумму рассрочки (отсрочки) будут начисляться проценты. Если причинами получения льготы послужили угроза возникновения банкротства или имущественное положение лица не позволяет одномоментно заплатить всю необходимую сумму, то проценты будут начисляться исходя из 1/2 ключевой ставки Банка России, действовавшей за период отсрочки (рассрочки). Проценты при этом будут рассчитываться за каждый календарный день действия отсрочки или рассрочки, начиная со дня вступления в силу решения об их предоставлении.
Если же причиной стало доначисление налогов в результате проверки, то, во-первых, можно получить только рассрочку, а, во-вторых, проценты будут начислены исходя из ставки, равной ключевой ставке Банка России, действовавшей в период действия рассрочки.
Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по причине получения ущерба из-за стихийного бедствия или техногенной катастрофы, проценты на сумму льготы начисляться не будут (п. 3 ст. 64 НК РФ).
Через какие площадки можно урегулировать задолженность
С первого апреля 2022 года действует «Площадка по реструктуризации долга» на базе Межрегиональной инспекции по управлению долгом.
Она создана с целью достижения договоренностей с должниками об отсрочке налоговых платежей, о помощи бизнесу, попавшему в тяжелую экономическую ситуацию, восстановлении платежеспособности и недопущении его банкротства.
Направить обращение на площадку могут предприниматели и юридические лица.
При обращениях налогоплательщикам будет предложено пройти диагностику их финансового состояния. Будут выявлены риски и предложены пути выхода из сложной ситуации.
Найти ее можно с помощью официального сайта ФНС России. Обратиться за помощью можно, подав заявку на сайте.
Вы можете оставить первый комментарий