Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Слияние — это один из способов реорганизации, при котором два и более юридических лица объединяются в одно для того, чтобы в дальнейшем действовать как единый хозяйствующий субъект. В статье расскажем, каким образом можно провести реорганизацию в форме слияния и какие правовые последствия она может повлечь за собой.
Содержание
- Порядок реорганизации в форме слияния
- Решение о реорганизации в форме слияния
- Особенности реорганизации в форме слияния
- Сроки реорганизации в форме слияния
- Регистрация реорганизации в форме слияния
Порядок реорганизации в форме слияния
При объединении нескольких компаний в одну происходит передача их прав и обязанностей вновь создаваемому юридическому лицу. При этом прежние компании прекращают свое существование (ст. 16 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 52 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Слияние следует отличать от реорганизации в форме присоединения. Эта форма заключается в том, что присоединяемая компания прекращает свое существование, а все ее права и обязанности переходят к тому юрлицу, к которому проводилось присоединение. При слиянии ни одно из принявших участие в реорганизации юрлиц не сохраняется. Все прекращают действие, но зато появляется новая компания.
Реорганизация, предполагающая слияние нескольких юридических лиц для совместной деятельности, производится поэтапно. Правила слияния немного отличаются в зависимости от того, какие компании принимают в нем участие, какая у них организационно-правовая форма. Однако в целом принципы слияния общие. Опишем подробнее каждый из этапов процедуры слияния:
1. Подготовка договора о слиянии компаний. Такой договор заключают все хозяйствующие субъекты, которые участвуют в реорганизации.
В договоре согласно статье 52 закона об ООО нужно указать:
— порядок условия будущего слияния;
— как будут обмениваться доли в уставном капитале реорганизуемых компаний на доли в уставном капитале новой компании.
Статьей 16 закона об акционерных обществах —подробно определено, какие пункты должны войти в договор о слиянии, а именно:
— названия и адреса всех участников реорганизации и образуемой компании;
— порядок и условия будущего слияния;
— как будут конвертироваться акции;
— кто войдет в совет директоров (если исполнение функций такого совета не планируется доверить общему собранию);
— кто войдет в ревизионную комиссию;
— кто пополнит число членов коллегиального исполнительного органа, если он будет создаваться и этим займется общее собрание;
— кто будет руководителем новой компании;
— кто выступит в качестве регистратора компании (наименование и адрес).
Перечень возможных условий договора о слиянии не исчерпывающий. Стороны могут включить в такой договор и иные условия.
Оформленный в соответствии с указанными требованиями документ необходимо подписать всем участникам реорганизации (их полномочным представителям).
2. Составить устав нового учреждения. Никаких особых рекомендаций в отношении учредительных документов компаний, образуемых в результате слияния, в законе не дано. Достаточно руководствоваться общими принципами формирования такого рода документов.
3. Вынести решение о реорганизации в виде слияния. Процедура зависит от того, какую организационно-правовую форму имеют сливающиеся компании;
4. Сформировать уставный капитал будущего хозяйствующего субъекта.
5. Сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации. В соответствии с пунктом 1 статьи 60 ГК РФ это нужно сделать не позднее 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Каждая из реорганизуемых компаний сообщает ФНС о предстоящих изменениях самостоятельно.
В качестве извещения подается специальный документ — уведомление по форме № Р12003.
Его можно направить:
— лично (через представителя);
— посредством МФЦ;
— по почте ценным письмом с описью вложения;
— через госуслуги или сайт ФНС, с помощью
усиленной квалифицированной электронной подписи;
— воспользовавшись услугами нотариуса.
Получив данный документ, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что начата процедура реорганизации.
6. Разместить информацию о реорганизации в специальном СМИ — «Вестнике государственной регистрации». Эту обязанность нужно исполнить дважды — по одному в каждом из двух месяцев, следующих после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Обычно публикацией в СМИ занимается одна из реорганизуемых компаний — либо та, которой это отдельно поручено, либо та, которая приняла решение о реорганизации позже всех.
Для публикации объявления не требуется особых умений. Достаточно зарегистрироваться на сайте упомянутого «Вестника государственной регистрации» и заполнить имеющуюся там форму заявки, приложив необходимые документы (все подробные инструкции даны на сайте журнала).
Публикация объявления — обязательный этап реорганизации. Если его проигнорировать, в регистрации слияния наверняка откажут.
7. Проинформировать кредиторов о грядущем событии. На это отводится 5 рабочих дней со дня направления в ФНС уведомления об инициации процедуры реорганизации. Уведомления каждая реорганизуемая компания должна направить своим кредиторам самостоятельно, в письменном виде.
Если этого не сделать, в регистрации изменений могут отказать, поэтому важно направить извещение таким образом, чтобы в случае необходимости можно было подтвердить, что оно действительно направлялось. Лучше всего для этой цели подходит заказное письмо с описью вложения.
Если кредитор реорганизуемой компании — физическое лицо, его тоже следует известить о планируемых переменах, направив письмо по домашнему адресу.
8. Добавить информацию о реорганизации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). В уведомлении нужно указать данные каждой компании, принимающей участие в реорганизации, написать, что реорганизация будет производиться именно в форме слияния, обозначить порядок, сроки и условия предъявления требований к реорганизуемым компаниям. Подать такое уведомление нужно в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации. Для этого можно воспользоваться:
— сайтом «Федресурс» (понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись);
— услугами нотариуса или арбитражного управляющего.
Рассмотренное требование установлено пп. «н.6» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
9. Сообщить в СФР сведения о работниках (до подачи заявления о регистрации). Для этого нужно заполнить форму ЕФС-1 по общим правилам.
10. Зафиксировать изменения в решении о выпуске облигаций.
11. Собрать комплект документов и подать заявление о регистрации реорганизации в форме слияния.
Изложенный порядок может использоваться желающими произвести слияние юридическими лицами как пошаговая инструкция.
Решение о реорганизации в форме слияния
Решение о слиянии каждая из реорганизуемых компаний принимает самостоятельно.
Для этого созывается общее собрание акционеров или участников, на котором и обсуждается вопрос о возможности и целесообразности реорганизации. Какие-либо специальные нормы, которые регулировали бы процедуру проведения собрания по вопросу слияния, законом не предусмотрены. Можно руководствоваться общими правилами проведения подобных собраний.
В принятом решении нужно указать:
1) какой договор о слиянии утвержден;
2) какой устав вновь образуемого общества принят;
4) какие кандидатуры в совет директоров избраны (если уставом предусмотрен такой совет).
Если в администрации реорганизуемой компании числится единственный участник, общее собрание, разумеется, можно не проводить, достаточно письменно зафиксировать принятое решение о реорганизации в форме слияния.
Если же собрание все же проводится, его нужно запротоколировать. В протоколе важно отразить следующие моменты:
1) дату, время и место проведения собрания;
2) способ участия (очное, заочное, дистанционное);
3) сведения о том, кто участвует в собрании;
4) повестку дня;
5) результаты голосования по вопросам, входящим в повестку;
6) информацию о том, кто проводил подсчет голосов;
7) информацию о том, кто отдал свой голос за то, чтобы не проводить слияние, и попросил внести об этом в протокол соответствующую запись;
8) другие данные, которые участники попросили внести в протокол;
9) подписи и сведения о подписантах (ст. 181.2 ГК РФ).
Если участники участвовали в собрании заочно, протокол должен быть подписан теми, кто производил подсчет голосов.
Особенности реорганизации в форме слияния
При слиянии права и обязанности всех входящих в новую компанию юридических лиц переходят к этой компании в порядке универсального правопреемства. Это означает, что переход касается всех без исключения прав и обязанностей, имевшихся у участников реорганизации на момент ее проведения. Никаких дополнительных документов для этого составлять не нужно, в частности, передаточный акт не требуется.
Еще одной особенностью реорганизации в форме слияния является то, что в ряде случаев участникам нужно заручиться предварительным одобрением реорганизации антимонопольного органа. Такое одобрение нужно получить, если суммарная стоимость активов организаций, участвующих в слиянии, превышает 7 млрд рублей либо если выручка за предшествующий календарный год была выше 10 млрд рублей.
Стоимость активов определяют по данным бухгалтерских балансов организаций, составленных к последней отчетной дате. Это правило не касается финансовых и кредитных организаций — для них стоимость активов, при которой нужно спрашивать согласие антимонопольного органа, определяется Постановлением Правительства РФ (ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Важно понимать, что слияние, как и любая другая форма реорганизации, автоматически вызывает интерес у налоговых органов. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ проведение процедуры реорганизации является основанием для выезда налоговиков с проверкой.
Поскольку слияние компаний нередко используется недобросовестными налогоплательщиками в качестве способа получения необоснованной налоговой выгоды, внимание ФНС к сливающимся компаниям вполне понятно.
По итогам проверок налоговики часто приходят к выводам о том, что компании инициировали слияние с единственной целью — уменьшить размер своих налогов. Так, к примеру, в Постановлении от 20.12.2017 № Ф09-7657/17 по делу № А76-26765/2016 Арбитражный суд Уральского округа согласился с налоговым органом в том, что действия реорганизованных в форме слияния компаний были направлены на минимизацию налоговых обязательств за счет тех убытков, возникших у присоединенного лица. Судьи установили, что одна из компаний реализовывала товары другой с минимальной наценкой, которая была нерентабельна и не покрывала производимых расходов. Кроме того, одна из компаний была учредителем той, которая действовала вопреки разумности и целесообразности, однако этот учредитель не принимал мер по уменьшению убытков, а наоборот, увеличивал их. В результате решение было принято в пользу налогового органа.
Сроки реорганизации в форме слияния
Сроки реорганизации в форме слияния могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы преобразуемых компаний, а также от их количества. Чем больше компаний, чем сложнее их структура, тем на больший период времени может растянуться реорганизация.
Однако при любом раскладе реорганизация не может закончиться раньше истечения 3 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее начале. Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 60.1 ГК РФ решение о реорганизации может быть обжаловано заинтересованными в этом лицами, в том числе участниками юрлиц, которые планируется подвергнуть слиянию. Предъявить свои возражения эти лица могут как раз в течение 3 месяцев с того момента, как им в ЕГРЮЛ появится соответствующая отметка о начавшейся реорганизации.
Кроме того, процесс реорганизации может затянуться, если налоговая приостановит его для проверки достоверности представленных вместе с заявлением о регистрации документов.
Регистрация реорганизации в форме слияния
Слияние считается совершившимся после осуществления государственной регистрации новой компании (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Чтобы провести ее госрегистрацию, нужно подать в налоговый орган соответствующее заявление с приложением необходимых документов. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в комплект, помимо заявления, нужно включить:
— учредительный документ вновь образуемого юридического лица;
— договор о слиянии;
— верификация уплаты государственной пошлины;
— документ, подтверждающий представление в СФР необходимых сведений;
— если создается АО, нужен также документ, подтверждающий присвоение выпуску акций регистрационного номера;
— подтверждение того, что в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг внесены изменения в части замены эмитента (если реорганизуемые компании выпускали облигации).
После регистрации нового юридического лица вошедшие в его состав компании будут считаться прекратившими свою деятельность (ст. 16 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Вы можете оставить первый комментарий