Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Современный бизнес зачастую требует существенных затрат на продвижение и рекламу. Такой подход позволяет привлечь внимание максимального количества клиентов. В нашей статье вы узнаете, какие рекламные расходы можно учесть в налоговом и бухгалтерском учете и как это правильно сделать.
По общему правилу расходы на продвижение и рекламирование в налоговом учете требуется нормировать. Это означает, что такие траты при расчете налога на прибыль можно учитывать в рамках определенного в законе лимита – не более одного процента от выручки (п. 2 ст. 249 НК РФ).
В частности, закон требует нормировать расходы на покупку или производство призов, вручаемых победителям акций и других массовых рекламных мероприятий, а также иные виды расходов, которые не включены в специальный перечень ненормируемых.
Для расчета лимита за отчетный период используется формула: лимит для учета рекламных расходов = выручка от продажи товаров, работ и услуг — косвенные налоги (НДС) х 1 %.
В случае если расходы на рекламу превысили установленный лимит, то при расчете налоговой базы по налогу на прибыль учитывается только та сумма, которая не превышает одного процента от выручки. Если же сумма затрат входит в лимит, то расходы можно списать полностью.
Важно учесть, что доходы и расходы по налогу на прибыль считают с нарастающим итогом в течение года, поэтому сверхнормативные расходы могут уложиться в нужную долю от выручки в следующих отчетных периодах – месяце или квартале. В этом случае такие расходы можно будет списать (письмо Минфина РФ от 06.11.09 № 03-07-11/285).
Чтобы уменьшить риск споров с по поводу обоснованности расходов на рекламу, безопаснее утвердить приказом директора маркетинговую политику, которая включает в себя такой инструмент, как наружная реклама. Образец маркетинговой политики организации можно скачать по ссылке.
В законодательстве предусмотрен закрытый перечень расходов на рекламу, которые не требуется нормировать в налоговом учете. В частности, можно в полном объеме включить в налоговую базу по налогу на прибыль следующие расходы (п. 4 ст.264 НК РФ):
• оформление демонстрационных витрин и помещений;
• участие в соответствующих деятельности выставках и экспозициях;
• покупка и изготовление на заказ наружной рекламы – щитов, стендов;
• уценка ТМЦ, утративших первоначальные потребительские свойства в процессе экспонирования;
• производство каталогов и брошюр, содержащих сведения о реализуемой продукции, изготовителе и имеющихся знаках отличия;
• размещение информации в СМИ путем подачи объявлений в печатных изданиях, на радио и телевидении, а также через Интернет с целью привлечения клиентов.
Вышеуказанные расходы можно списать без ограничений в составе прочих затрат. Однако на практике случаются ситуации, когда налоговые органы пытаются оспорить списание затрат на изготовление наружной рекламы в полном объеме при расчете налоговой базы.
Проверяющие считают, что срок службы у вывесок больше одного года. А значит, их необходимо в любом случае учитывать в составе основных средств и списывать через амортизацию. Чтобы избежать споров, безопаснее прислушаться к мнению проверяющих.
Если же организация готова к спорам, то можно учесть затраты на покупку и изготовление наружной рекламы единовременно в расходах. Тогда нужно подготовить документацию, которая подтвердит реальный срок службы вывесок.
Организации и предприниматели, которые применяют «упрощенку» и платят единый налог с объектом «Доходы», не вправе учитывать рекламные расходы при расчете налоговой базы так же, как и другие расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «Доходы минус расходы» вправе уменьшать налоговую базу на сумму расходов, а следовательно, могут учесть затраты на рекламу в составе расходов (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
При этом расходы на рекламу учитываются в порядке, который предусмотрен для плательщиков налога на прибыль. То есть расходы должны соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 264 НК РФ:
• экономически оправданны;
• подтверждены документами;
• выражены в денежном эквиваленте.
Такие требования предусмотрены в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ.
Важно отметить, что компании и бизнесмены на «упрощенке» учитывают доходы и расходы кассовым методом и не вправе выбирать порядок учета.
В бухгалтерии рекламные расходы относятся к расходам на обычные виды деятельности и не подлежат нормированию. В связи с этим компания или предприниматель вправе списать их в периоде осуществления. Такой порядок закреплен в пунктах 5 и 7 ПБУ 10/99.
Однако как и в налоговом учете такие затраты должны быть подтверждены документально. Поскольку рекламой признается распространенная информация, то документально нужно подтвердить не только ее заказ, но и распространение (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Проводки по учету расходов на рекламу следующие:
Дт 26, 44
Кт 60,76 — отражены оказанные услуги по размещению рекламы на ресурсах СМИ, Интернета на основании подписанного двустороннего акта;
Кт 10 — списаны в расходную составляющую рекламные брошюры, проспекты, ручки и прочие малоценные материалы, не отнесенные к составу необоротных активов;
Кт 02 — начислена ежемесячная сумма амортизации эксплуатируемых свыше года конструкций, отнесенных к основным средствам;
Кт 05 — отнесены на затраты амортизационные отчисления по объектам, включенным в состав нематериальных активов.
Важно отметить, что из-за различий в налоговом и бухгалтерском учете может возникнуть временная разница на сумму сверхнормативных расходов, которая по итогам года может ликвидироваться или перейти в разряд постоянной.
Вы можете оставить первый комментарий