Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Благодаря внесенным в ряд отечественных законов поправкам, установлены новые ограничения на размещение рекламы у иностранных агентов. В нашем материале разберем, на кого распространяется указанный запрет. Рассмотрим, на каких ресурсах теперь будет нельзя публиковать свою рекламу и что может грозить за несоблюдение нового правила.
Содержание:
Реклама на ресурсах иноагентов
Если субъект получает поддержку из-за рубежа и находится под иностранным влиянием, в России его могут отнести к иностранным агентам. Кому присваивается этот статус, указано в статье 1 Закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ. Это может быть как отечественная, так и иностранная компания, а также человек. Лицо могут признать иноагентом, если оно осуществляет при поддержке зарубежного государства сбор информации в области военной деятельности России, которая затем будет использоваться против безопасности нашей страны.
Целью отечественного законодательства в этой сфере является обеспечение прозрачности зарубежного влияния на принятие государственных решений, а также противодействие скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела нашей страны.
При этом для многих иноагентов именно реклама, размещенная на их информационных ресурсах, выступает основным источником доходов. Нередко полученные средства оказываются направлены на финансирование действий против России. Начиная с 22 марта 2024 года положение дел изменится. Благодаря поправкам, внесенным в ряд законодательных актов, нельзя будет не только распространять рекламу на сайтах, в блогах и социальных сетях такого субъекта, но и рекламировать информационные ресурсы лиц, имеющих статус иностранного агента.
Закон о рекламе у иноагентов
Законопроект, запрещающий рекламу у иноагентов, был внесен в нижнюю палату российского парламента 15 февраля 2024 года. В его разработке приняло участие большое количество государственных деятелей – полный список авторов документа насчитывает 395 депутатов. В их числе и председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Рассмотрение законопроекта в первом чтении состоялось 19 февраля текущего года, а уже 28 февраля Госдума приняла документ в третьем чтении.
В пояснительной записке к проекту приводится информация Минюста России за прошлый год, когда больше 200 российских граждан и компаний разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иноагентов, тем самым обеспечивая им доход и обогащая их. Для того чтобы избежать такого скрытого зарубежного вмешательства во внутриполитические дела нашего государства, был подготовлен рассматриваемый документ.
В настоящее время данный Закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ, вносящий поправки в ряд отечественных нормативно-правовых актов, подписан президентом и опубликован. Он вступит в законную силу 22 марта 2024 года.
Поправки вносятся сразу в три закона:
- в статью 11 Закона о контроле за лицами, находящимися под иностранным влиянием от 14.07.2022 № 255-ФЗ. В данной норме закрепляется обязанность для иноагентов соблюдать ограничения и запреты, определенные Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ;
- в статьи 5 и ст. 7 Закона о рекламе от 13.03.2006 № 38-ФЗ, согласно которым оказывается под запретом распространение рекламы на сайтах или других информационных ресурсах зарубежных агентов, а также реклама их платформ;
- в статью 4 Закона о СМИ от 27.12.1991 № 2124-I в части запрета рекламы платформ иноагентов в СМИ, а также в их сообщениях и материалах, публикуемых в информационных сетях.
Закон касается абсолютно любых информационных ресурсов зарубежных агентов: блогов, сайтов, соцсетей и прочих платформ. За несоблюдение новых требований понесут ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель, а также производитель рекламы, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Запрет рекламы у иноагентов
С 22 марта текущего года нельзя будет публиковать свою рекламу на любых информационных ресурсах иноагентов. Речь идет как о сайтах или блогах данных субъектов, подвергшихся иностранному влиянию, так и об их социальных сетях.
Поэтому важно понимать, какая информация в Сети признается рекламой, а какая – нет. Так, к рекламе относятся сведения, распространенные с использованием Интернета, в любой форме и с использованием любых средств, адресованные неопределенному кругу лиц и направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Не признается рекламой размещение информации, которая не соответствует признакам, перечисленным выше. Также не относится к рекламе информация, перечисленная в ч. 2 ст. 2 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Так, по мнению ФАС России, согласно тексту, опубликованному на сайте https://fas.gov.ru/ по состоянию на 24.11.2022, не считается рекламой обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке. Также к рекламе не относится упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров.
При этом полный перечень иностранных агентов публикует Минюст. С ним можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/998/. В данный момент список состоит из 774 позиций. В него включены как физлица, так и компании. Перечень содержит не только название или фамилию, имя отчество иноагента, но и основание для его включения и дату. Кроме того, там представлена и другая информация, в зависимости от статуса субъекта: дата рождения или ИНН и ОГРН. В реестре имеются также поля для указания другой информации: адреса, регистрационного номера, СНИЛС, информационного ресурса.
Отвечать за нарушение установленного Законом от 11.03.2024 №42-Ф запрета будет в том числе и рекламодатель. Если его накажут по общему составу КоАП РФ, закрепленному в ст. 14.3, это может повлечь штраф для должностных лиц от 4 до 20 тыс. рублей, а для компаний — от 100 до 500 тыс. рублей.
Нужно учитывать, что данным документом внесены и другие поправки. Так, с 22 марта текущего года под запретом окажется также и рекламирование инфоресурсов зарубежных агентов. Это ограничение касается и рекламы в СМИ.
Вы можете оставить первый комментарий