Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
С 01 ноября текущего года все блогеры, аудитория которых превышает 10 000 человек, должны пройти добровольную регистрацию в Роскомнадзоре. Для этого им нужно передать о себе определенный набор сведений. В этой статье расскажем о том, что именно нужно сделать блогерам, чтобы к ним не было претензий у проверяющих органов.
Содержание
Регистрация блогеров в РКН
Новые требования к деятельности блогеров установлены Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Комментируя рассматриваемое нововведение, Минцифры перечислило преимущества, которые получат официально зарегистрированные блогеры. По мнению министерства, владельцам популярных страничек будет проще защититься от каналов-двойников и легче привлечь рекламодателей, поскольку последние смогут сотрудничать только с каналами, прошедшими процедуру идентификации. Кроме того, к таким страницам повысится доверие подписчиков.
Суть введенных изменений заключается в следующем. С 01.11.2024 года каждый владелец персональной страницы, имеющий 10 000 подписчиков, обязан сообщить в Роскомнадзор определенные сведения. После этого блогера внесут в специальный список, что будет означать прохождение им регистрации и получение необходимого статуса.
Лимит подписчиков – определяющий критерий для решения вопроса о необходимости регистрации. Если по состоянию на 01.11.2024 аудитория блогера меньше 10 000 человек, то можно не предпринимать никаких действий, даже если подписчиков 9 999. Но как только количество подписанных на страницу пользователей увеличится до 10 000 человек, нужно будет проходить регистрацию.
Если заявку о включении в рассматриваемый список блогеров подаст владелец странички с меньшим количеством подписчиков, его страницу в этот список не включат.
Определять количество своих подписчиков блогер должен по той цифре, которая автоматически указывается на самой странице. Иначе говоря, вручную подписчиков считать не придется, сколько счетчик сайта насчитает, столько и будет приниматься за реальное число пользователей. При этом неважно, где фактически проживают подписчики (в России или за границей), живые ли это люди или фейковые аккаунты.
Не имеет значения также и то, чему посвящен блог, а также кто его ведет – частное лицо, индивидуальный предприниматель, реализующий через соцсети свой бизнес, или компания. Рассматриваемые требования распространяются на:
1) граждан РФ;
2) иностранных граждан;
3) лиц без гражданства;
4) индивидуальных предпринимателей;
5) российские юридические лица;
6) иностранные юридические лица.
Если у одного и того же блогера имеются аналогичные странички в разных соцсетях, то регистрировать придется каждую из них. Исключение составляют сайты, не перечисленные в специальном реестре, который ведет Роскомнадзор.
В настоящее время в указанный реестр входят 14 социальных сетей: Одноклассники, Вконтакте, YouTube, Дзен, , Pinterest, Likee, Yappy, Rutube, LiveJournal, Пикабу, Telegram, TikTok, Twitch и Discord (последний в настоящее время заблокирован). Блогерам-десятитысячникам, ведущим страницы на перечисленных сайтах, регистрироваться необходимо.
Если же сайт в реестр Роскомнадзора не включен, то никакой регистрации проходить не нужно. Чтобы проверить, входит ли конкретная социальная сеть в реестр Роскомнадзора, можно пройти по официальной ссылке этого ведомства https://530-fz.rkn.gov.ru/ и задать соответствующий запрос в поисковой форме.
Стоит отметить, что «запрещенные» соцсети в указанном перечне не поименованы, в связи с чем владельцев размещенных в них страниц новые правила не касаются.
Порядок регистрации блогеров
В настоящее время владельцам страниц, на которые подписано от 10 000 человек, предложен пока только один реально работающий способ регистрации – через портал Госуслуги. Для того, чтобы передать таким образом свои данные, нужно иметь подтвержденную учетную запись на этом портале. Минцифры, подробно разобравшее недавно вопросы и ответы пользователей о новых правилах деанонимизации популярных каналов, отметило, что параллельно идет разработка иных способов регистрации. Так, планируется, что в скором времени можно будет идентифицировать свой канал по предварительной записи в центральном аппарате Роскомнадзора или в одном из его территориальных управлений, но пока этот вариант недоступен.
Порядок действий блогера-десятитысячника по регистрации таков:
1. Заполнение формы на сайте Госуслуг. К сведениям, которые нужно в ней указать, относится название соцсети, наименование страницы блогера, ссылка на этот канал или страницу, контактные данные, на которые зарегистрирован канал или страница (это может быть электронный адрес или номер телефона), а также контакты администратора страницы.
За несовершеннолетних популярных блогеров сведения об их виртуальных «детищах» могут подать законные представители (например, мама или папа).
2. Указание описании страницы или в прикрепленном сообщении уникального номера, который Роскомнадзор присваивает после получения заявки о регистрации. Это нужно для того, чтобы чиновники Роскомнадзора могли установить, что конкретная страница действительно принадлежит лицу, направившему заявку. Такая проверка должна занять не более 10 рабочих дней. О ее результатах пользователь получит уведомление в своем личном кабинете на портале Госуслуг. Если все в порядке, то страницу включат в перечень Роскомнадзора.
3. Как только страница появится в перечне, блогеру нужно будет добавить в описание своей страницы ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. Именно наличие этой ссылки и станет подтверждением успешной идентификации страницы.
15.11.2024 в своем Телеграм-канале Минцифры поделилось первыми итогами регистрации блогеров в перечне Роскомнадзора, сообщив, что более 5000 страниц уже включено в указанный электронный список. Одновременно ведомство выделило наиболее часто встречающиеся ошибки, которые блогеры допускают при прохождении идентификации. Так, владельцы страниц:
1) забывают проставлять номер заявки, присвоенный Роскомнадзором, в описании своей страницы. Это самая распространенная ошибка, 60% отказов в регистрации объясняется именно ей;
2) неверно заполняют форму на сайте Госуслуг (ошибаются в названии канала, адресе или собственных контактных данных);
3) подают заявки, имея меньше 10 000 подписчиков.
Если при подаче заявке блогер допустил одну из этих либо иную ошибку и в результате получил отказ в регистрации, ему нужно вновь обратиться в Роскомнадзор.
Представляется, что приведенный порядок регистрации блогеров будет еще неоднократно меняться. Дело в том, что в настоящее время на студии публичного обсуждения находятся три важных документа, призванных регламентировать процесс регистрации блогеров. К ним относятся:
1) проект приказа
Роскомнадзора «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня персональных страниц пользователей социальной сети, объем аудитории каждой из которых составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети»;
2) проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления пользователем социальной сети, объем аудитории персональной страницы которого составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, сведений, позволяющих его идентифицировать», подготовленный Минцифры России;
3) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил размещения на персональной странице,
объем аудитории которой составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, информации о включении в перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети».
Согласно перечисленным документам у блогеров-десятитысячников должна появиться не только обязанность разово предоставить сведения о себе и своей странице в уполномоченное ведомство (Роскомнадзор), но также сообщать обо всех изменениях, связанных со страницей. Кроме того, предъявляются определенные требования и к владельцам социальных сетей.
Реестр блогеров
Вопреки бытующему мнению полный реестр всех блогеров ни на каком сайте увидеть нельзя. Но можно проверить, включен ли в этот реестр конкретный блогер. Сделать это просто – достаточно пройти по ссылке, которая, как мы выше уже отмечали, должна быть указана на странице блогера после прохождения процедуры идентификации и получения соответствующего уведомления из Роскомнадзора.
Волноваться о том, что в сеть «утекут» персональные данные владельца страницы и/или ее администраторов, не стоит. Форма предоставления информации предполагает, что по ссылке будет видно только, зарегистрирована ли конкретная страница. Никакие личные данные пользователям не увидят.
Нужно также отметить, что в реестр блогеров не планируется включать владельцев личных сайтов, у которых постоянная аудитория более 10 000 человек. Изменения затрагивают именно тех, кто активно ведет социальные сети. Если сайт не имеет отношения к социальным сетям, существует отдельно, обязательная регистрация по вышеописанным правилам ему не требуется.
Ответственность блогеров
В настоящее время ответственность блогера за непрохождение процедуры идентификации и непредоставление данных о странице в Роскомнадзор на законодательном уровне не предусмотрена. Не установлены ни штрафы, ни иные взыскания. Однако определенные неприятные последствия для блогеров, проигнорировавших вновь введенные правила, все же настанут, а именно:
1) информацию, размещенную на незарегистрированных страницах, будет запрещено использовать для перепостов (ч. 9.1 ст. 10.6 ФЗ «Об информации»). Если владелец зарегистрированной страницы сделает перепост со страницы, не включенной в перечень Роскомнадзора, его страницу тоже могут исключить из этого перечня;
2) к не внесенной в перечень странице могут ограничить доступ другим пользователям соцсети (п. 14 ч. 1 ст. 10.6 ФЗ «Об информации»). Реализовывать это планируют так: Роскомнадзор будет направлять соответствующее требование владельцу сайта, который и должен будет блокировать доступ пользователей к незарегистрированной странице;
3) владелец страницы, не прошедшей идентификацию, не сможет размещать на ней рекламные объявления (ч. 10.6 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»). При нарушении данного требования возможно наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа различается в зависимости от категории нарушителя и может составить от 2 000 до 2 500 руб. для физического лица, от 4 000 до 20 000 руб. для должностного лица и от 100 000 до 500 000 руб. для организаций. Штраф придется заплатить как рекламодателю, так и рекламораспространителю;
4) владельцу незарегистрированной страницы будет запрещено просить о донатах для ее развития (ст. 1.3 ст. 10.6 ФЗ «Об информации»).
Все перечисленные ограничения и санкции начнут применять с 01.01.2025 года.
Вы можете оставить первый комментарий