Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
Участники по той или иной причине могут нарушить процедуру госзакупок. Одним из последствий такого нарушения является попадание в определенный реестр. Наличие организации в этом реестре оказывает на нее негативное воздействие в виде некоторых ограничений. Кроме того, воздействие оказывается и на репутацию такого лица. О том, что это за реестр, как избежать попадания в него и о другом мы поговорим в нашей статье.
Порядок ведения реестра и его состав прописаны в двух законах о закупках. В частности, речь идет о следующих актах:
— Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ст. 104);
— Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ст.5).
Информация в реестре недобросовестных поставщиков согласно данным положениям должна предусматривать сведения о следующих лицах.
По закону № 44-ФЗ нужно указывать сведения:
— об участниках, уклонившихся от заключения контракта;
— поставщиках (подрядчиках исполнителей) не исполнивших или исполнивших ненадлежащим образом свои контрактные обязательства.
По закону № 223-ФЗ это:
— участники, уклонившиеся от заключения договора;
— поставщики (подрядчики, исполнители), соглашения с которыми расторгнуты по решению суда или иным обстоятельствам, предусмотренным ч. 2 ст. 5 закона.
Реестра два, и они регулируются разными законами. Вместе с тем попадание в один реестр может воспрепятствовать участию в закупках по обоим законам, так как заказчики, как правило, требуют, чтобы данные отсутствовали в обоих реестрах. При этом в законе № 223 есть свои особенности, в связи с чем данный вопрос нужно рассматривать отдельно. Сегодня же мы подробнее остановимся на законе № 44-ФЗ.
В целом же реестр представляет собой перечень лиц, не подписавших контракт или нарушивших свои обязательства. В него включают не только данные об организации, но еще и о физлицах руководящих компанией, то есть о директоре и участниках. В связи с чем обойти ограничение не получится, даже создав новую компанию.
Внесением данных в РНП занимается Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС). Порядок его ведения прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.
Данные публикуются в единой информационной системе (далее ЕИС) и находятся в открытом доступе.
Размещаются в РНП следующие данные:
— об участнике (поставщике, подрядчике, исполнителе);
— о членах коллегиального органа, директоре или управляющей организации (если такая есть);
— членах, которые имеют возможность влиять на вашу деятельность. То есть о лицах, владеющих более чем 25 процентами долей (акций, паев) вашей организации;
— об учредителях унитарного юридического лица;
— номер записи из единого реестра участников закупок (для электронных закупок);
— информация о расторжении контракта в одностороннем порядке или из-за введения санкций.
В список попадают, если установлено следующее:
— лицо уклоняется от заключения договора. Это означает, что организация, выигравшая тендер, не выполнила необходимые для заключения контракта требования. Более подробно о том, что считается уклонением, мы расскажем в следующем разделе;
— обязательства по договору не исполнены надлежащим образом или не исполнены вовсе (существенные нарушения). Например, некачественно выполнены работы, постоянно задерживаются (неоднократно) поставки и так далее. В такой ситуации заказчик может отказаться от договора и обратиться сразу в ФАС. Или же контракт может быть расторгнут в суде, после чего решение суда будет передано в службу. При этом нужно учитывать, что в реестр включают не любые нарушения. Они должны иметь существенное значение.
То есть для того, чтобы не попасть в черный список, нужно соблюдать два условия:
— после победы в закупке участник обязан заключить контракт;
— в случае если договор заключен, его необходимо выполнить согласно всем условиям.
У заказчика при этом есть свои обязанности. Он должен своевременно сообщить в ФАС о нарушениях. Если он этого не сделает, его могут привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. Санкции предусмотрены в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Когда в РНП не будут включать сведения?
При наличии хотя бы одно из перечисленных ниже обстоятельств данные не будут вноситься в реестр:
— лицом были совершены определенные действия, доказывающие, что у него не было умысла уклоняться;
— заказчик нарушил требования той или иной процедуры (определение победителя закупки, направление проекта и так далее);
— требования не выполнены участником в результате обстоятельств непреодолимой силы;
— заказчик нарушил требования, связанные с односторонним отказом;
— не подтверждено, что условия договора существенно нарушены;
— было доказано, то предпринимались все необходимые меры для надлежащего исполнения договора;
— могут быть и другие специальные основания, предусмотренные действующим законодательством.
Обычно уклонение устанавливается на следующих основаниях:
— обеспечение или гарантия не были отправлены в срок;
— договор или протокол разногласий не был своевременно подписан и отправлен;
— также в установленный срок не отправлено увеличенное обеспечение, не была подтверждена добросовестность.
Все указанные причины связаны с нарушением срока. То есть уклонение возникает тогда, когда участником нарушен срок выполнения своих обязательств по заключению договора. Сроки могут быть разными:
— подписание проекта и представление обеспечения или размещение протокола разногласий — 5 рабочих дней;
— проект и обеспечение после протокола – 1 рабочий день;
— подписание по итогам электронного запроса котировок — 1 рабочий день.
Срок начинает течь после размещения проекта заказчиком.
Уклонение может возникнуть как по вине участника, так и по не зависящим от него обстоятельствам:
1. В первом случае лицо может намеренно уклоняться от исполнения или халатно отнестись к своим обязанностям. Например, ему стало попросту невыгодно заключать контракт. В таком случае, исполнив все условия, он окажется в минусе, а не исполнив, попадет в РНП. Поэтому некоторые готовы пойти на нарушение, чтобы не оказываться в невыгодных для себя условиях
2. Во втором случае могут возникнуть ряд непредвиденных ситуаций, на которые лицо не могло повлиять, к примеру:
— не было возможности получить гарантию вовремя;
— был сбой у провайдера;
— может быть, вовсе сломалась техника, и не было возможности зайти на площадку или в ЕИС.
Если действия не были намеренными, нужно учитывать, что уклонения можно избежать. При этом вы должны сделать все возможное для надлежащего исполнения своих обязанностей.
Данная процедура не обходится без заказчика. Ведь изначально именно он должен направить данные в ФАС. На этом его участие заканчивается. Дальше решение должна принимать антимонопольная служба. Направляет данные заказчик в следующих случаях:
— победитель не подписал договор в срок;
— участник нарушил свои обязательства, в связи с чем заказчик отказался от контракта;
— контракт расторгнут по решению суда.
После того как информация была направлена, ФАС проверяет данные и вызывает обе стороны для принятия решения. Участник при этом имеет право давать пояснения относительно нарушения. То есть он может доказать свою невиновность, если действительно есть уважительная причина. Если будет установлено, что он не имел умысла уклоняться от контракта, то его не должны включить в РНП. Приведем примеры доказательств невиновности участника:
— было предоставлено обеспечение заказчику;
— были заключены договоры с другими компаниями в целях исполнения контракта;
— исполнитель проявлял намерение заключить контракт другим способом, если не было возможности его заключить в электронном виде;
— до текущего контракта исполнитель обладал хорошей репутацией. То есть вел себя добросовестно по отношению к остальным заказчикам;
— другие доказательства в зависимости от обстоятельств.
Если же, наоборот, нарушение будет очевидным, то ФАС примет соответствующее решение. В случае несогласия вы имеете право его обжаловать.
Обращение в ФАС о включении сведений в РНП составляется по форме, утвержденной приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078. В него включается следующая информация:
— полное наименование адресата;
— сведения о заказчике. В частности, наименование, ИНН, местонахождение, адрес электронной почты и так далее;
— данные о закупке — наименование, НМЦК и прочее;
— сведения о цене договора;
— срок исполнения контракта;
— информация об участнике закупки;
— номер реестровой записи из реестра участников закупок.
Кроме заявления нужно представить определенные документы. Какие именно, зависит от обстоятельств:
— решение заказчика об отказе;
— протокол об уклонении (при закрытом способе);
— решение суда о расторжении контракта;
— решение поставщика об одностороннем отказе;
— документы ФАС о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона), приглашение, документация о закупке, протоколы и так далее.
Обращение вместе с документами подается в территориальный орган ФАС, по месту вашего нахождения.
При закрытом способе закупки обращение направляется в одном экземпляре, в бумажном виде. Можно продублировать в электронном виде.
При открытом способе обращение формируется (подписывается, направляется) через ЕИС. Подпишите все документы электронной подписью.
Срок направления документов по общему правилу составляет два рабочих дня. Если срок будет пропущен или обращение не направится вовсе, предусматривается штраф в размере 20 тыс. рублей.
Далее у заказчика есть право принять участие в заседании комиссии ФАС (в том числе дистанционно), где можно представить подтверждающие документы, пояснения и так далее. Если вы не явитесь на заседание, то решение будет принято без вашего участия. Результат вам направят в течение трех рабочих дней.
Рассмотрение предоставленных сведений и решение о включении в РНП должны быть исполнены не позднее 8 рабочих дней с даты их поступления.
В зависимости от ситуации для заказчика могут быть последствия при отказе во включении в РНП. В частности, могут оштрафовать по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ. Санкции следующие:
— для должностных лиц штраф 50 тыс. рублей;
— для юридических лиц 200 тыс. рублей.
Кроме того, материалы дела могут быть направлены в органы внутреннего финансового контроля.
Попадание в список, разумеется, будет иметь свои последствия. Поговорим о них подробнее:
— основной риск заключается в том, что организация не будет иметь права участвовать в закупках. Это не навсегда, но два года сведения о компании будут находиться в реестре. При этом на уже заключенные контракты данный запрет не действует;
— финансовые потери, в частности, пени, штрафы и убытки. Помимо этого, с виновника взыщут обеспечение заявки. Оно перечисляется банком или гарантом. Если этих средств будет недостаточно, то по непокрытой обеспечением части могут быть взысканы убытки;
— репутационные риски. Все будут знать, что компания, возможно, является недобросовестной. Поэтому даже ее последующее исключение из реестра не даст гарантии, что на данный факт никто не будет обращать внимание.
При этом если у вас уже есть заключенные и исполненные контракты, заказчик не сможет от вас отказаться в одностороннем порядке. Включение лица в реестр на эти отношения не влияет.
Кроме того, перечисленные санкции могут применяться одновременно.
Информация включается в РНП по общему правилу сроком на два года. По истечении этого периода данные исключают из реестра. Однако сведения могут изъять раньше при следующих обстоятельствах:
— в ФАС поступило судебное решение, которое признает недействительным вступление в реестр;
— или поступила информация о невозможности влияния лиц, указанных в пп. 2, 3 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ, на участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя);
— судебное решение, которое признает отказ заказчика от контракта недействительным.
Никто не даст полных гарантий, что участник не попадет в РНП, потому что каждый случай индивидуален. А включение организации в реестр еще не означает, что ФАС поступила правомерно. Ее действия можно оспорить.
Однако можно все же придерживаться некоторых рекомендаций, чтобы минимизировать риски, в частности:
— изучите все нюансы заключения контракта. Особое внимание нужно уделить всевозможным срокам. Проанализируйте законодательство, очень внимательно проверьте всю документацию;
— оцените свои шансы на заключение контракта. Установите, точно ли вы соответствуете всем необходимым требованиям, которые изложены в ст. 31 закона № 44. Дополнительные требования перечислены в приложении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Изучите также описание объекта закупки и проект контракта;
— действуйте добросовестно. Своевременно уведомляйте заказчика о невозможности исполнения и так далее. Делайте все возможное, что от вас зависит. Помните, что даже если вас включат в реестр, данные действия помогут вам выиграть спор;
— если вас включили в реестр на основании решения суда, не опускайте руки. Данные действия можно оспорить;
— обратитесь к заказчику. Возможно, у вас получится договориться, и вы решите вопрос мирным путем. Договор в таком случае можно будет расторгнуть по соглашению сторон. На таком основании ФАС не будет вносить сведения в РНП;
— если с иском о расторжении уже обратились в суд, вы можете попытаться даже в этом случае заключить мирное соглашение;
— будьте всегда готовы к отстаиванию своей правоты. Всегда собирайте все необходимые доказательства (чеки, отчеты, скриншоты и прочее);
— предоставьте необходимое обеспечение, а также обеспечьте выполнение антидемпинговых требований;
— старайтесь выполнять условия договора максимально надлежащим образом. Если со стороны заказчика есть какие-то нарушения, фиксируйте это. Требуйте все фиксировать письменно, сохраняйте результаты переписки.
По общему правилу основанием для исключения организации из реестра является истечение двухлетнего срока. В этом случае данные изымаются из него автоматически. Но вместе с тем допускается исключение информации досрочно на определенных основаниях. Одним из таких оснований является решение суда о признании недействительным решения ФАС.
Поэтому для того чтобы обжаловать действия ФАС, нужно обратиться в суд. Иск подается в арбитражный суд по месту вашей регистрации. В нем следует потребовать признать решение антимонопольной службы незаконным. Как правило, заявление имеет содержание следующего характера:
— описание обстоятельств;
— доказательства. Из них должно следовать, почему действия ФАС нужно признать незаконными. Также укажите смягчающие обстоятельства, то есть на что вы не могли повлиять, что помешало вам выполнить все требования;
— обоснуйте свою позицию с точки зрения законодательства. Приведите конкретные ссылки на те или иные правовые нормы;
— приложите дополнительные документы. Это могут быть чеки, договоры и любые другие бумаги, доказывающие вашу правоту.
После принятия органом решения у вас будет три месяца на обжалование. Срок начинает течь с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении. При подаче заявления за пределами этого срока его не примут. В особых случаях срок может быть продлен или восстановлен. Но такое возможно только по усмотрению суда, то есть посчитает ли он ваш случай исключительным, зависит от конкретных обстоятельств.
Таким образом, заявителю нужно действовать так:
— составить заявление, в котором должны быть полно прописаны все детали;
— приложить все документы, доказывающие вашу позицию;
— подать заявление с документами в арбитражный суд;
— ну и конечно, не забывайте о сроках подачи.
Практика зачастую связана с оспариванием включения в РНП или, наоборот, с требованием обязать включить лицо в такой реестр.
Приведем несколько примеров подобных споров.
1. В данных решениях участник намерен оспорить его включение в РНП. До этого ФАС приняла решение о его включении в список в связи с уклонением от заключения контракта. Однако участник настаивает на том, что не имел возможности его заключить, так как от него это не зависело. Соответственно он обращается с требованием исключения его из реестра и признания решения ФАС незаконным.
Положительные решения для участника.
В первом примере у провайдера был технический сбой. Это стало препятствием в загрузке истцом документов в единую информационную систему. Однако истец сделал все возможное, чтобы объяснить ситуацию заказчику. То есть он проявил добросовестное поведение в отношениях с заказчиком. Кроме того, он старался своевременно выявить причины сбоя. Данные обстоятельства и факт того, что нарушение произошло не по вине заказчика, помогли участнику выиграть спор (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2022 № Ф07-10126/2022 по делу № А66-16278/2021).
Бывает так, что в невозможности заключения договора виноват заказчик. При этом антимонопольный орган посчитал, что уклонялся именно истец. В данном примере суд встал на сторону истца, указав, что нарушил процедуру заказчик. В частности, им не были соблюдены требования конкурсной документации и условия проекта договора (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2018 № Ф05-14805/2018 по делу № А40-209581/2017).
Несомненно, бывают ситуации, когда истец не представил достаточных доказательств. То есть суд не нашел оснований, которые указывали бы на отсутствие воли и контроля истца над обстоятельствами (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2022 № Ф01-8407/2021 по делу № А31-9534/2021).
2. Следующая категория споров, наоборот, связана с тем, что ФАС не включил лицо в РНП. То есть антимонопольная служба отказалась включать сведения, указывая, что заказчик не обеспечил возможность заключения договора. Заказчик в свою очередь обращается с требованием признать незаконным решение службы и включить участника в РНП.
В первом решении в действиях участника суд действительно усмотрел его недобросовестное поведение. В частности, обеспечение было предоставлено им в меньшем размере, то есть было установлено уклонение от заключения договора (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2016 № Ф01-6246/2015 по делу № А43-9242/2015).
Если же будет установлено, что договор не был заключен по вине заказчика, притом что участник предпринял все зависящие от него усилия и доказал свою добросовестность, решение ФАС оставят в силе. К примеру, в данном деле у участника отсутствовало обеспечение, и он не подписал контракт. Однако предпринял все попытки это обеспечение получить. Такие действия также расцениваются как добросовестность. Поэтому лицо не было включено в РНП (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.11.2020 № Ф05-14124/2020 по делу № А40-230867/19-33-1950).
Вы можете оставить первый комментарий