Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Налоговый разрыв по НДС – неприятная ситуация для каждой организации, которая приводит к необходимости подать уточненную декларацию и доплатить налог в бюджет. Из статьи узнаете, как налоговые органы выявляют разрывы, какая предусмотрена за них ответственность, каким образом избежать расхождений с контрагентом и какова судебная практика на сегодняшний день.
При несоответствии сведений об операции, отраженной налогоплательщиком в разделе 8 налоговой декларации, со сведениями данной операции, отраженной другим налогоплательщиком в разделе 9 налоговой декларации, возникает налоговый разрыв по НДС.
Такое расхождение обычно происходит, если продавец в декларации по НДС не отразил операцию по реализации товаров, работ или услуг, а покупатель, в свою очередь, принял НДС к вычету. Это так называемый простой налоговый разрыв.
Налоговые органы выделяют две основные причины образования разрывов по НДС:
— технические ошибки при заполнении декларации одной из сторон сделки;
— неправомерное применение покупателем налоговых вычетов по фиктивным или неподтвержденным операциям.
Технические расхождения обычно устраняются путем исправления ошибок в налоговой декларации. Для ликвидации схемного расхождения налогоплательщику необходимо отказаться от вычета и исключить сомнительные операции из книги покупок. Впоследствии возникает необходимость дополнительной уплаты НДС в бюджет.
Наряду с простым налоговым разрывом существует и сложный ‒ это расхождение, которое образовано не в декларации налогоплательщика, а в декларациях его поставщиков первого, второго и последующих звеньев.
К примеру, заказчик заключает договор с подрядчиком, который для его исполнения привлекает субподрядчика. Если последний не подал декларацию по НДС за соответствующий квартал, возникает сложный налоговый разрыв.
В данном случае налоговые органы определяют всю схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, где возникла ошибка, и устанавливают сторону, которая получила необоснованную налоговую выгоду. Иными словами, инспекторы проверяют заказчика, подрядчика и субподрядчика.
Если по результатам проверки налоговым органом будет доказано, что поставщик налогоплательщика не ведет реальной деятельности, а создан исключительно для транзакции разрывного НДС, то налогоплательщику предстоит исключить из книги покупок операции с проблемным поставщиком и доплатить соответствующие суммы налога в бюджет.
Если при проверке декларации по НДС программа АСК «НДС-2» обнаружит разрыв, налоговые органы начнут детально проверять всю цепочку операций.
Отдел камеральной проверки определяет роли, которые выполняют все участники цепочки. Для этого проводятся различные мероприятия налогового контроля: истребование документов, допрос свидетелей и другие.
По итогам проверки налоговики формируют заключение. В нем устанавливают, кто в цепочке является транзитным звеном, а кто – выгодоприобретателем. Также фиксируют, какой тип схемы был применен.
Выгодоприобретатель может получить от налогового органа один из следующих запросов:
— требование о представлении пояснений:
— требование о представлении документов;
— уведомление о вызове в налоговый орган.
Чтобы избежать подобных ситуаций, налогоплательщику необходимо тщательно проверять контрагента еще перед заключением сделки. Для начала нужно изучить информацию о нем в открытых источниках. Затем запросить документы у контрагента и проверить, ведет ли он деятельность или работает формально.
Для проверки используют различные сервисы. Например, чтобы получить общие сведения о компании, ее учредителях и участниках, выяснить, не находится ли она в процессе ликвидации или банкротства, можно воспользоваться сервисом «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» на сайте ФНС. Для оценки финансового положения и результатов финдеятельности организации используют государственный ресурс бухгалтерской отчетности, который ведет налоговая.
Узнать, как часто контрагент участвует в судебных спорах, можно с помощью картотеки арбитражных дел и системы ГАС РФ «Правосудие». Информация об исполнительных производствах контрагента содержится в банке данных исполнительных производств.
Кроме того, некоторые налогоплательщики перед заключением договора могут потребовать от контрагента членство в хартии – добровольном объединении налогоплательщиков. Это позволит получить доступ к сведениям о поставщике, составляющим налоговую тайну.
Так, на сайте «Информресурс.радо.рус» указано, что налогоплательщик обязан дать согласие о признании общедоступной информации о неурегулированном разрыве по НДС. Такие данные появляются на сайте в течение 16 часов с момента получения сведений из АСК «НДС-2». Это дает возможность контрагентам самостоятельно устранить расхождения по НДС.
О разрыве в декларации по НДС налогоплательщик, как правило, узнает при получении требования с кодом ошибки 1 в разделе 8. Это означает, что инспекторы выявили расхождение данных деклараций налогоплательщика и его контрагента. Например, покупатель заявил вычет, а продавец не отразил в декларации начисление НДС, подал нулевую декларацию или не отчитался за соответствующий квартал.
Разрывы также возникают, если в декларации отражены сделки с организациями и предпринимателями, которые не зарегистрированы в базах ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Чтобы избежать таких расхождений, необходимо проверять налогоплательщиков на добросовестность.
Но разрыв может возникнуть и при работе с добросовестным контрагентом. Например, поставщик подал декларацию за квартал, в котором отгрузил товар, но ошибочно не отразил счет-фактуру, по которому заявил вычет покупатель. Иными словами, в книге покупок налогоплательщика счет-фактура зарегистрирован, а в книге продаж его контрагента – нет.
Если поставщик добросовестный, нужно провести с ним сверку. В ее результате возможны следующие варианты:
— покупатель допустил ошибку в реквизитах продавца или счета-фактуры, стоимости товара, ИНН;
— покупатель по ошибке включил счет-фактуру в книгу покупок;
— поставщик допустил погрешность в счете-фактуре или вообще не зарегистрировал его в книге продаж.
Уточненную декларацию придется подать только во втором варианте. В остальных случаях допустимо представить пояснения налоговым органам.
Ответ на требование в форме пояснения необходимо представить в инспекцию в течение пяти рабочих дней со дня получения. Если требование проигнорировать или ответить позже установленного срока, налогоплательщика оштрафуют на сумму 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ). За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит уже 20 тыс. рублей.
Аналогичный штраф налоговые органы выпишут, если организация представит пояснения на бумаге, а не в электронной форме. Такие пояснения считаются непредставленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ). Поэтому ответственность будет такой же, как если пояснения вообще не сданы.
Содержание ответа на требование зависит от того, какая сторона ошиблась. Если покупатель допустил ошибку в реквизитах продавца или счета-фактуры, достаточно указать верные реквизиты контрагента или документов.
Когда ошибку допустил поставщик, покупатель сообщает об этом в инспекцию. В пояснении налогоплательщик указывает, что в его декларации все верно, а ошибка выявлена у контрагента. В подтверждение своей позиции рекомендуется предоставить копии договора, товарных накладных, счета-фактуры, платежных документов, переписки с контрагентом. В данном случае поставщику придется представить пояснения или подать уточненную декларацию.
Бывают ситуации, когда поставщик отказывается отразить счет-фактуру в книге продаж. В этом случае существует риск, что налоговые органы снимут вычеты у покупателя. Поэтому необходимо документально подтвердить реальность сделки и проявление должной осмотрительности.
Если в результате проведения камеральной проверки налоговые органы выяснили, что налогоплательщик необоснованно заявил вычет по НДС, то потребуется представить уточненную налоговую декларацию. После этого необходимо доплатить НДС в бюджет и пени за каждый день просрочки (ст. 122 НК РФ).
В случае вызова в инспекцию директора или представителя компании-выгодоприобретателя налоговики предъявляют список контрагентов, которых считают фирмами-однодневками. Налогоплательщику предлагают исключить из декларации вычеты по счетам-фактурам сомнительных контрагентов и добровольно доплатить НДС в бюджет.
Если руководитель или представитель отказываются доплачивать налог, инспекция может инициировать выездную тематическую проверку или передать материалы дела в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД.
Если сумма неуплаченного налога за три года подряд превышает 15 млн рублей, руководителя организации могут привлечь даже к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 199 УК РФ.
Судебная практика по налоговым разрывам НДС неоднозначна. Суды часто соглашаются с наличием выявленных налоговых схем. При этом качество подготовки налоговых органов к судебным спорам значительно улучшилось благодаря системе АСК «НДС-2». С ее помощью изучают цепочку контрагентов вплоть до шестого уровня и выявляют технические компании и выгодоприобретателя. Именно поэтому на выездные проверки налоговики выходят подготовленными.
Так, в январе 2022 года арбитражный суд Ставропольского края занял позицию налоговых органов, которые доначислили организации НДС в размере более 28 млн рублей, пени и штраф. Компания работала с фирмами-однодневками и создавала фиктивный документооборот. Налоговики раскрыли схему при помощи:
— изучения движения по счетам и налоговой отчетности всех взаимосвязанных компаний;
— проведения допросов;
— сопоставления ассортиментов товаров, приобретаемых и реализуемых контрагентами.
С другой стороны, если товар получен, работа выполнена и услуга оказана, а первичные документы и счета-фактуры оформлены надлежащим образом, покупатель вправе получить вычет независимо от того, уплатили ли налоги поставщики второго, третьего и последующих звеньев.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 № А08-10984 определено, что если условия для вычета по НДС выполнены, то инспекторы не вправе его снять. Конституционный Суд РФ также подтверждает, что налоговые органы не могут произвольно лишать компании вычетов. Ведь право на вычет не зависит от исполнения контрагентами и предшествующими им лицами обязанности по уплате НДС, а также от финансово-экономического положения других лиц (Определение от 28.02.2019 № 281-О).
В мае 2020 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрела очередной спор о вычетах по НДС, которые были сняты из-за неуплаты НДС в бюджет контрагентами налогоплательщика (Определение от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597).
Суд не только отменил доначисление, но и дал рекомендации, как должен действовать добросовестный налогоплательщик при выборе контрагента, а также в каких случаях ИФНС вправе снимать с покупателя вычеты по НДС, который не был перечислен в бюджет продавцом. Например, судьи пояснили:
— глубина проверки контрагента не может быть одинакова для всех ситуаций, а должна определяться сроком и стоимостью сделки;
— необязательно отказываться от сделки, если контрагент не имеет собственных ресурсов, но может привлечь третьих лиц для исполнения принятых на себя обязательств;
— снять вычеты у покупателя, который реально получил товар, работу или услугу, можно только в случае, если доказано, что он заранее знал о недобросовестном поведении продавца.
Вы можете оставить первый комментарий