Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Нельзя лишь по собственному усмотрению поставить рекламный щит, чтобы раскрутить свою продукцию или услуги. Для этого нужно действовать по установленным правилам и получить одобрение со стороны властей, иначе штраф гарантирован. Наш материал посвящен нормативному регулированию размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Рассмотрим предъявляемые к ним требования, а также порядок выдачи разрешения на их установку.
С помощью рекламных конструкций распространяют наружную рекламу. Их перечень приведен в части 1 статьи 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ: это щиты, стенды, перетяжки и другие объекты. Конструкции могут монтироваться и располагаться как на внешних стенах, крышах и других элементах зданий, строений, сооружений, так и вне их. Также они размещаются на остановках общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Особенности установки объектов, о которых идет речь, могут быть предусмотрены региональным законодательством. Так, в Москве нельзя наносить рекламу на внешние поверхности многоквартирных домов с помощью покраски, наклейки, граффити и другими способами. Если такие изображения обнаружат, их удалят (пп. 1.1, 2.3.5, 5.1, 5.5.2, 5.6, 5.7 правил, утвержденных Постановлением правительства города Москвы от 16.07.2019 № 877-ПП).
Установку рекламной конструкции надо обязательно согласовать с собственником или владельцем земельного участка, здания или иной недвижимости, на которой она будет размещаться (ч. 5 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Так, если конструкцию устанавливают:
• на нежилом здании – заключается договор с его собственником;
• на недвижимости, которая находится в публичной собственности, – проводятся торги, по результатам которых заключается договор;
• на многоквартирном доме — потребуется согласие собственников помещений этого дома и заключение договора.
Если рекламная конструкция размещается на собственной недвижимости, то получение дополнительных согласований не потребуется. Однако разрешение на ее установку все равно придется получить.
Частью 4 статьи 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ установлено, что рекламные конструкции и их размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Однако отдельный регламент в этой области пока не принят.
При этом требования к рекламным конструкциям могут содержаться в других нормативно-правовых актах. Так, техническим регламентом, утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 установлены требования к рекламным конструкциям на автодорогах.
Кроме того, общие технические требования и правила размещения наружной рекламы на территориях населенных пунктов содержатся в ГОСТ Р 52044-2003. Основные из них:
• общие требования к наружной рекламе (раздел 4), согласно которым она не должна:
— ослеплять участников дорожного движения светом, в том числе отраженным;
— ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
• требования к средствам наружной рекламы (раздел 5):
— их конструкция должна соответствовать строительным нормам и правилам, а также другим нормативным документам;
— сооружение при креплении к нему средства размещения рекламы нельзя повреждать, а также снижать его прочность и устойчивость;
— используемые в наружной рекламе осветительные приборы должны быть промышленного изготовления и обеспечивать требования пожарной и электробезопасности;
— на средстве наружной рекламы должна быть маркировка с указанием распространителя рекламы и контактного номера его телефона;
• требования к размещению средств наружной рекламы (раздел 6). Так, они не могут быть размещены:
— в границах коридора безопасности;
— на одной опоре с дорожными знаками и светофорами;
— над проезжей частью.
Ограничения по размещению рекламных конструкций установлены ч. 3, 3.1 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ:
• запрещено распространять рекламу на дорожном знаке, его опоре или другом приспособлении, которое предназначено для регулирования дорожного движения;
• нельзя размещать такие конструкции на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр, кроме территорий достопримечательных мест. Здесь можно рекламировать лишь проводимые мероприятия, соблюдая условия их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Региональными законами и актами органов местного самоуправления могут быть установлены дополнительные требования к рекламным конструкциям. Так, в Москве применяют правила, утвержденные Постановлением правительства города Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП. В разделе 4 этого документа приведены требования к рекламным конструкциям. Так, разрешается устанавливать конструкции только установленных типов и размеров (п. 4.1.2), собственник объекта обязан мыть и очищать его от загрязнений не реже установленных сроков (п. 4.2.4). Такие требования будут различаться в разных российских регионах и муниципальных образованиях.
По общему правилу для установки и эксплуатации рекламной конструкции потребуется получить разрешение (ч. 9 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Его форма утверждена Приказом ФАС России от 26.11.2021 № 1312/21 (приложение № 2 к типовому административному регламенту по предоставлению государственной (муниципальной) услуги).
Но есть ситуации, когда получать разрешение не нужно, а именно при размещении рекламы на витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках, если при этом не используются конструкции и приспособления, предназначенные только для размещения рекламы (ч. 23 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Обращаться за получением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции нужно в органы местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге – в их органы госвласти (ч. 9, 24 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, п. 10 ст. 18 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65, ст. 1 Закона города Санкт-Петербурга от 09.06.2006 № 302-42). В столице таким органом является Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы (п. 4.2.1 Постановления правительства города Москвы от 22.02.2011 № 45-ПП).
Обращаться нужно в орган по месту планируемого размещения рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче обратившемуся лицу должны направить не позднее двух месяцев со дня приема документов (ч. 14 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию и действует до истечения указанного в нем срока либо до того, как его аннулируют или признают незаконным (ч. 17 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Заявителю могут отказать в выдаче разрешения только в случаях, указанных в ч. 15 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Например, если установка конструкции в заявленном месте не соответствует схеме размещения либо нарушается внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения, муниципального или городского округа.
Решение об отказе можно обжаловать в суде в течение трех месяцев с момента его получения. Также на протяжении трех месяцев с подачи документов заявитель вправе обратиться в суд, если разрешение или отказ так и не выдали в установленный срок (ч. 14, 16 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
За самовольную установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдать предписание о ее демонтаже. В этом случае в течение трех дней нужно удалить информацию на объекте, а на его демонтаж отводится месяц (ч. 10, 21 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Также нарушителя могут привлечь к административной ответственности. Размер штрафа для компаний составляет значительную сумму: от 500 тыс. до 1 млн рублей (ст. 14.37 КоАП РФ).
Вопросы подачи заявления на разрешение установки рекламной конструкции и необходимых документов урегулированы Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Актами, принятыми органами местного самоуправления или госвласти городов Москвы и Санкт-Петербурга эта процедура может быть уточнена.
Чтобы получить разрешение, заявителю нужно подготовить:
• заявление (ч. 9 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Его форма утверждена Приказом ФАС России от 26.11.2021 № 1312/21 (приложение №1 к типовому административному регламенту по предоставлению государственной (муниципальной) услуги). Форма заявления может быть установлена на местном уровне. Так, в Москве форма запроса приведена в приложении 1 к Постановлению правительства города Москвы от 12.12.2012 № 713-ПП;
• необходимые документы (ч. 11 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):
— данные о заявителе, если им является физлицо. Если заявитель компания или коммерсант, орган запросит данные об госрегистрации этих лиц в налоговом органе;
— согласие собственника недвижимости или ее правообладателя на размещение рекламной конструкции, если она располагается на объекте недвижимости, который заявителю не принадлежит. Это может быть договор на установку рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Перечень документов может быть уточнен местными органами власти. Так, полный перечень документов, необходимых для получения разрешения в столице, приведен в п. 2.5.1.1 административного регламента, приведенного в приложении 1 к Постановлению правительства города Москвы от 12.12.2012 №713-ПП. В него входят:
• дизайн-проект рекламной конструкции, который утвержден заявителем и согласован с собственником имущества, на котором она будет размещаться;
• схема ее предполагаемого места установки с отражением границ коридора безопасности, заверенная владельцем рекламной конструкции или собственником недвижимости, на которой она размещается;
• фотографии планируемого места размещения рекламной конструкции;
• проект электроустановки конструкции;
• заключение экспертной организации о том, что проект рекламной конструкции соответствует требованиям технических регламентов, строительным нормам и правилам, а также иным нормативным требованиям.
Орган, выдающий разрешение, не может требовать от заявителя документы и сведения, которые не относятся (ч. 12 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):
• к территориальному размещению рекламной конструкции;
• ее внешнему виду;
• техническим параметрам такой конструкции.
Кроме того, этот орган не может взимать какую-либо плату, помимо госпошлины, за подготовку, оформление и выдачу разрешения либо за совершение других действий. Он самостоятельно должен проводить согласование с прочими органами, которые необходимы для выдачи разрешения. Заявитель может получить согласование и представить его в соответствующий орган только по собственному желанию (ч. 12, 13 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Размер госпошлины за выдачу такого разрешения на рекламную конструкцию составляет 5 тыс. рублей (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Ее уплата может подтверждаться посредством государственной информационной системы. При наличии информации в системе представлять документ о ее переводе не нужно (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Однако если такие сведения в системе отсутствуют, подтверждающий документ потребуется. Поэтому имеет смысл сразу при обращении представить его вместе с другими документами.
Разрешение выдается на следующие сроки (ч. 17 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):
• если заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником или владельцем недвижимости, на которой она размещается — на срок действия договора;
• если заявитель является собственником недвижимости, на которой размещается конструкция, — на срок, который указан в заявлении, но не больше предельного срока, установленного российским регионом;
• если рекламная конструкция временная (строительные сетки, ограждения строительных площадок, места торговли) — на срок, указанный в заявлении, но не больше чем на 12 месяцев.
Недавно вступивший в силу Закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ установил, что пользователь рекламной конструкции, расположенной на государственной или муниципальной недвижимости, может претендовать на продление его действия на любой срок в пределах одного года. Для этого нужно обратиться в соответствующий орган власти до 1 марта 2023 года.
Муниципалитет продлит срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В случаях, предусмотренных Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ, разрешение на установку рекламной конструкции аннулируется. Такое решение принимает орган местного самоуправления. Основания для этого могут быть следующие:
• разрешение выдано на основании договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции на государственной или муниципальной недвижимости без соблюдения порядка организации и проведения торгов;
• разрешение выдано органом местного самоуправления в отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме, на котором планируется установить конструкцию;
• договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции расторгнут сторонами досрочно;
• разрешение выдано ненадлежащему лицу;
• другие нарушения Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Инициатором аннулирования разрешения может быть антимонопольный орган в области рекламы, который по факту обнаружения нарушений выносит предписание и направляет его в орган, выдавший разрешение для его аннулирования в предусмотренном порядке. Решение об аннулировании разрешения можно обжаловать в судебных органах. На это отведен срок три месяца с момента получения такого решения (ч. 19 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Кроме того, разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным через суд (ч. 20 ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Вы можете оставить первый комментарий