Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Что такое публичный договор
- Суть публичного договора
- Заключение публичного договора
- Форма публичного договора
- Существенные условия публичного договора
- Виды публичных договоров
- Договор публичной оферты
Что такое публичный договор
Публичный договор – это явление в гражданском праве, понятие которого дано в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Такой договор имеет следующие признаки:
1) Одной из его сторон обязательно должна быть компания или ИП, то есть субъект правоотношений, осуществляющий предпринимательскую либо иную доходную деятельность. В качестве такого субъекта могут выступать коммерческие компании, ИП и даже некоммерческие организации. Дело в том, что согласно пункту 2 статьи 24 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» такие юридические лица имеют право заниматься бизнесом, если это служит целям их создания и соответствует им, а также если упоминание о конкретных видах бизнеса содержится в их учредительных документах. Вот в пределах реализации этого права некоммерческие компании тоже могут заключать публичные договоры.
2) Заказчиком может быть любое лицо. Чтобы заключить сделку, ему достаточно обратиться к предпринимателю, со стороны которого бессрочно действует предложение, адресованное неограниченному кругу лиц.
Важно: потребителями по рассматриваемым договорам могут быть: физические и юридические лица, ИП.
Примером может являться договор с энергоснабжающей компанией. Потребление энергоресурсов необходимо не только физлицам. Следовательно, сделку, которая позволит пользоваться такими ресурсами, вправе заключить и иные субъекты правоотношений.
Предмет публичного договора – это оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров). Если компания создана для реализации кондиционеров, то и предметом публичного договора будет продажа каждому обратившемуся покупателю именно кондиционеров, а не одежды или, допустим, стройматериалов.
Суть публичного договора
Публичный договор – это соглашение, которое отличается рядом правовых особенностей. Именно они и определяют его суть.
Во-первых, предприниматель не вправе отказать в заключении договора ни одному из потребителей, пожелавших его заключить (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Из него есть два исключения: 1) отказаться от заключения такого договора можно в случаях, если это прямо предусмотрено законом;
3) отказаться можно, если у предпринимателя отсутствует возможность исполнить обязательства. Допустим, компания торговала заграничным товаром. Однако после введения санкций она была вынуждена отказывать потенциальным клиентам в заключении публичной сделки, поскольку поставщик отказался привозить требуемый товар в Россию.
Во-вторых, предприниматель не может относиться к своим клиентам неодинаково, оказывая предпочтение одному перед другим (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Если в магазин пришли два покупателя за одним и тем же товаром, то при его наличии продать его предприниматель обязан обоим. Если нужный товар имеется в единственном экземпляре, продавец не вправе самостоятельно определять, кому из двух равноправных покупателей он достанется. Если клиенты не договорятся между собой, вопрос следует решать по принцип очередности (кто пришел раньше, тот и заключит сделку).
В-третьих, предприниматель не вправе дифференцировать цену на товар, работы или на услуги в зависимости от личности приобретателя товаров, услуг или работ. Стоимость должна быть одинаковой для всех, но опять-таки иногда законом или другими актами, содержащими нормы права, могут быть установлены исключения для отдельных категорий клиентов (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Кто именно входит в льготные категории, определяют правовые акты или исполнитель. Информация о льготах должна быть размещена в свободном доступе. Об этом может быть написано на сайте предпринимателя или в офисе, где оформляются соответствующие сделки (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49 ).
Приведем пример. Компания, оказывающая транспортные услуги, установила меньшую цену на билеты для детей, учащихся и студентов, чем для взрослых. При этом информация о том, какие именно расценки действуют для перечисленных категорий пассажиров, размещена на ее официальном сайте.
Заключение публичного договора
Как уже отмечено выше, предприниматель не вправе отказать потенциальному клиенту в заключении публичного договора, если последний обратился с такой просьбой. Но есть исключение: если бизнесмен не уверен, что сможет исполнить договор, он вправе отказаться от его заключения.
Но иногда закон все же разрешает представителям бизнеса отказывать обратившимся к ним лицам в заключении публичного договора. Это, в частности, касается авиакомпаний: они могут отказаться заключать договор на перевозку авиатранспортом с пассажиром, внесенным в специальный список лиц, право которых на воздушную перевозку ограничено перевозчиком (ст. 107.1 Воздушного кодекса РФ). Кого могут включить в такой список? Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что ограничить в праве на перевозку по воздуху могут лиц, совершивших административное правонарушение или преступление на борту воздушного судна.
Если предприниматель незаконно отказывается заключать публичный договор, несостоявшийся клиент вправе подать на него в суд и добиться заключения договора в принудительном порядке, а также возмещения убытков (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
В суде доказывать, что отказ совершен законно, поскольку причиной его явилось осознание предпринимателем невозможности исполнения договора, должен предприниматель (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).
Но если суд все же вынесет решение в пользу потребителя, договор, заключенный на основании такого решения, будет считаться действующим с момента вступления судебного акта в силу.
Форма публичного договора
Закон не устанавливает четких требований относительно того, в какой форме заключается публичный договор. Встречаются публичные договоры разных видов. У каждого из них свои особенности оформления и заключения. О сделках розничной купли-продажи мелких предметов или продуктов стороны чаще всего договариваются устно. Покупатель приходит в магазин, изучает цены, просит продавца продать ему тот или иной товар по предложенной цене, оплачивает его и забирает покупку. Получается, что для заключения такого публичного договора достаточно устной договоренности между сторонами.
А для соглашения на оказание платных медицинских услуг с физическим лицом обязательна письменная форма. К такому выводу пришел ВС РФ в Решении от 23.01.2019 № АКПИ18-1168. Этот договор по своей правовой природе тоже публичный.
Следовательно, для того, чтобы соблюсти все требования закона, недостаточно обратиться лишь к общим нормам. Обязательно нужно учитывать и более узкие положения, устанавливающие правила заключения сделок определенного вида.
Существенные условия публичного договора
Самые важные условия договора называются существенными. Если стороны не пришли к консенсусу по таким условиям, сделка считается недействительной. Каждый вид договора имеет свои существенные условия. Так, для договора энергоснабжения существенным является:
— определение предмета договора;
— количество потребляемой энергии;
— качество энергии;
— указание на расчетные и контрольные приборы учета, при помощи которых будет исчисляться объем потребленной энергии.
Договариваясь о бытовом подряде, стороны обязаны согласовать предмет, цену работ и сроки их выполнения.
Из этого следует, что при составлении публичного договора важно учитывать специальные нормы, определяющие существенные условия для конкретного вида сделки.
Виды публичных договоров
Закон не дает точного ответа на вопрос, какие именно договоры являются публичными. В статье 426 ГК РФ перечислены лишь отдельные виды таких соглашений — розничной торговли, на перевозку транспортом общего пользования, а также обеспечивающие оказание услуг связи, снабжение энергией, предоставление медицинских и гостиничных услуг.
Зато некоторые разъяснения дает Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49. Согласно пункту 15 указанного судебного акта, не только те виды договоров, перечисленные в ГК РФ, могут считаться публичными. К ним относится также договор подряда (бытового), договор о снабжении водой, договор ОСАГО.
Одновременно в указанном постановлении Пленума обозначены и виды договоров, которые не могут быть отнесены к публичным: о выдаче кредита, имущественного страхования на добровольной основе.
Договор публичной оферты
Понятие договора публичной оферты раскрывается в п. 2 ст. 437 ГК РФ: это предложение исполнителя заключить договор. Оно должно содержать все существенные условия будущей сделки. Адресовать оферту нужно открытому кругу лиц. Оферта, в том числе публичная, — это предложение, а ответ на нее называется акцепт (п. 1 ст. 438 ГК РФ).
Акцепт должен отражать согласие потребителя с предложенными условиями сделки. Если потребитель в ответ на полученную оферту молчит, это молчание в большинстве случаев не может расцениваться как акцепт ( п. 2 ст. 438 ГК РФ). Считать молчание согласием можно лишь в случаях, когда это следует из закона, соглашения сторон, обычая или деловых отношений, которые были у сторон раньше.
Акцептом могут быть соответствующие действия лица, получившего оферту, из которых опять-таки четко следуют намерения этого лица. К таким действиям в рамках публичной оферты можно отнести, допустим, внесение оплаты за товар, работы или услуги.
Вы можете оставить первый комментарий