Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Публичная оферта

Публичная оферта – это предложение заключить договор на указанных в нем условиях с любым, кто отзовется. Как сделать такое предложение, какими способами его можно принять, изложено в статье.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Что значит публичная оферта простыми словами
  2. Что означает оговорка: «Не является публичной офертой»
  3. Предложение публичной оферты
  4. Акцепт публичной оферты
  5. Отзыв публичной оферты

Что значит публичная оферта простыми словами

Оферта – это предложение заключить договор, адресованное одному или нескольким лицам, которое (п. 1 ст. 435 ГК РФ):
• достаточно определено;
• содержит все существенные условия соглашения;
• выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим соглашение с адресатом, который примет его (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49).

Если из предложения усматривается воля заключить договор с любым, кто отзовется, то такая оферта признается публичной.

Можно сделать вывод, что публичная оферта:
• адресована неопределенному кругу лиц;
• содержит все существенные условия соглашения;
• содержит волю лица, сделавшего ее, оформить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). О наличии такой воли свидетельствует, например, публикация правил оказания услуг на официальном сайте.

Признается публичной офертой вне зависимости от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ):
• выставление товаров в месте продажи, в том числе на прилавках, в витринах;
• демонстрация в месте продажи или в Интернете образцов продукции или предоставление сведений о ней, например, путем предоставления каталогов или фотографий.

Исключение из этого правила составляет случай, когда продавец явно определил, что данная продукция не предназначена для продажи.

Примеры публичной оферты:
• размещение на сайте продавца предложения о продаже товара, которое обращено к неопределенному кругу лиц и содержит информацию о товаре и его цене (п. 3 обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023);
• размещение на официальном сайте документации о закупке, проводимой в рамках закона № 44-ФЗ (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2020 № Ф09-3104/20 по делу № А60-57394/2019, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 № 14АП-136/2022 по делу № А66-7750/2021);
• проект публичного договора, размещенного организацией, обязанной заключить такой договор с любым обратившимся, на своем официальном сайте, а также в центре обслуживания клиентов (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2018 № Ф05-10045/2018 по делу № А40-163599/2017).
Не является публичной офертой информация рекламного характера, размещенная, в том числе на сайте продавца (п. 1 ст. 437 ГК РФ, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2022 по делу № 33-33314/2022).

Что означает оговорка: «Не является публичной офертой»

Не признается публичной офертой предложение, из которого видно, что лицо его сделавшее, не намерено заключать договор с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). В таком случае в предложении делается оговорка: «Не является публичной офертой». В этом случае лицо, сделавшее предложение, может отказаться от заключения договора.

Например, суд не признал публичной офертой размещенный на сайте исполнителя перечень оказываемых им услуг, который не содержит всех существенных условий договора и включает прямое указание на то, что не является публичной офертой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.02.2017 № Ф01-5595/2016 по делу № А82-4191/2016).

Предложение публичной оферты

ГК РФ не устанавливает требований к форме, в которой совершается публичная оферта. Здесь применяются общие правила, по которым делается оферта. То есть публичная оферта может быть сделана в различной форме (письменной или устной). Если для договора предусмотрена письменная форма, то и оферта должна быть выражена в письменной форме (п. 3 ст. 434 ГК РФ).

Форма публичной оферты может быть обусловлена ситуацией, в которой она совершается. Так, в розничной купле-продаже она может быть совершена, например, путем выставления товаров в витрине магазина. Исключение составляет случай, когда продавец явно определил, что этот товар не продается (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

При продаже товаров через интернет-магазин помимо описания, характеристик, фотографий и других сведений о продаваемых товарах на сайте можно разместить публичную оферту. В документе необходимо описать условия покупки товаров в этом магазине.

Акцепт публичной оферты

Акцепт публичной оферты – это ответ лица о принятии условий полученной оферты. Он должен быть полным и безоговорочным и прямо выражать согласие заключить договор на предложенных в оферте условиях (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

Если такой ответ содержит уточнение реквизитов сторон, исправление опечаток, то он рассматривается как акцепт (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49). Направление акцепта на новых условиях считается новой офертой (ст. 443 ГК РФ).

Право акцептовать оферту нельзя передать другому лицу, если другое правило не установлено законом или условиями оферты (ст. 438, п. 1 ст. 421 ГК РФ).

Акцептовать оферту можно по-разному, например:
• оформить заказ на сайте и оплатить его стоимость (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.03.2024 № 41-КГ23-80-К4);
• осуществлять телефонные звонки, тем самым акцептовать оферту оператора связи (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015 № Ф02-4489/2015 по делу № А33-20792/2014);
• подать заявку на участие в аукционе в соответствии со ст. 438 ГК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 № 09АП-69768/2023 по делу № А40-151901/2023 оставлено в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.04.2024 № Ф05-3330/2024 по делу № А40-151901/2023);
• оплатить стоимость доставки груза (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2024 № Ф05-34618/2023 по делу № А40-105693/2023).

В свою очередь, не может являться акцептом, например, автоматическое согласие на приобретение страховой услуги «Полетная страховка». В этом случае потребитель не совершает действий по принятию публичной оферты на заключение договора страхования. Он фактически совершает действия по отказу от страховой услуги путем ее отмены через кнопку «Изменить» (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2025 по делу № 88-677/2025).

Таким образом, устанавливая в публичной оферте способы ее принятия, нужно исходить из того, что потребитель должен принять условия предложения своими собственными действиями, которые, в свою очередь, должны быть полными и безоговорочными.

Отзыв публичной оферты

По общему правилу любая оферта является безотзывной в течение срока, установленного для ее принятия. Это означает, что в течение этого срока лицо, сделавшее публичную оферту, связано ее условиями и не может отозвать предложение, если передумает (п. 2 ст. 435, ст. 436 ГК РФ).

Если срок акцепта не установлен, оферту можно отозвать до момента, когда поступит акцепт или будут совершены действия, свидетельствующие об акцепте. Иное может быть указано в оферте либо вытекать из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь