Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Проверки Роспотребнадзора

В нашей стране санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей возложен на Роспотребнадзор. Рассмотрим, соблюдение каких еще требований контролируют сотрудники этого ведомства. Расскажем, как и с какой периодичностью данный госорган осуществляет свои проверки. Разберем, как узнать о том, что в отношении конкретного субъекта запланировано проведение контрольного мероприятия. Поговорим о том, как специалисты Роспотребнадзора оформляют результаты проверок.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Что проверяет Роспотребнадзор
  2. Плановые проверки Роспотребнадзора
  3. План проверок Роспотребнадзора
  4. Внеплановая проверка Роспотребнадзора
  5. Чек-листы для проверок Роспотребнадзора
  6. Результаты проверок Роспотребнадзора

Что проверяет Роспотребнадзор

Сотрудники Роспотребнадзора ведут и публикуют перечни обязательных требований, выполнение которых они контролируют. С их полным списком можно ознакомиться, посетив сайт ведомства по адресу: www.rospotrebnadzor.ru. Перечислим основные требования, соблюдение которых проверяет Роспотребнадзор:

  • санитарно-эпидемиологические;
  • в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
  • в сфере защиты прав потребителей;
  • к информационной продукции, установленные в законодательстве о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • технических регламентов;
  • к маркировке товаров средствами идентификации;
  • в отношении продажи отдельных видов товаров, выполнения отдельных видов работ и услуг;
  • в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табака;
  • по видам деятельности, которые лицензирует данное ведомство.

Роспотребнадзор осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор. В его рамках проверяют как санитарно-эпидемиологические, так и некоторые другие обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пп. 1, 3 п. 2 ст. 44 закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пп. «а», «в» п. 3 Положения от 30.06.2021 № 110)

Основные требования в этой сфере установлены Законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Большое их количество содержится также в санитарных правилах, утверждаемых Роспотребнадзором. Соблюдать их обязаны все компании, предприниматели и простые граждане (ст. 1, ч. 1, 3 ст. 39 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 5.8(1) Положения о Роспотребнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

В области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов Роспотребнадзор проверяет соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, установленным нормативными документами (п. 1 ст. 13 Закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ, пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 № 987, пп. «а» п. 4 Положения от 30.06.2021 № 1100):

  • пищевой ценности продуктов питания;
  • безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с ними, парфюмерной и косметической продукции, средств, изделий для гигиены полости рта, табачных изделий;
  • безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и использования;
  • безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и общественного питания;
  • условий утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;
  • организации и проведения санитарно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний или отравлений людей, связанных с употреблением продукции;
  • условий и качества питания населения.

Проверить соблюдение этих требований специалисты Роспотребнадзора могут, если деятельность компании связана с производством, оборотом пищевой и другой указанной продукции. В том числе такая проверка может коснуться магазина продуктов или организации общепита.

Роспотребнадзор осуществляет контроль и в области защиты прав потребителей. Основной документ, где содержатся требования в этой сфере – закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1. Также подобные отношения регулируются ГК РФ и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 1 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). Сотрудники ведомства проверяют соблюдение обязательных правил в этой сфере изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными компаниями или предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов.

Специалисты ведомства контролируют также выполнение требований к информационной продукции, которые установлены в законодательстве о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию. Любая информационная продукция до начала ее оборота должна быть классифицирована производителями или распространителями. Категории определяются в зависимости от представленной в продукции информации, с учетом требований о запрете или ограничений на распространение таких сведений среди детей. Так, нельзя распространять среди детей информацию, которая может побудить их к действиям, представляющим угрозу их жизни, здоровью, вызывать желание употребить наркотики, содержать нецензурную брань (ст. 5, ч. 1, 3 ст. 6 закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ).

Проверить соблюдение этих требований могут у производителей и распространителей информационной продукции, а также у лиц, обеспечивающих доступ детей к информации, включая заведения, образовательная деятельность которых лицензируется (п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1019).

Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Среди них может быть только продукция или продукция и связанные с требованиями к ней процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, продажи и утилизации (ст. 2 Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

Роспотребнадзор проверяет соблюдение требований техрегламентов в рамках санитарно-эпидемиологического надзора и в рамках контроля в области защиты прав потребителей (п. 1 ст. 32 закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ, пп. 6 п. 2 ст. 44 закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 40 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). Особенность проведения мероприятий для соблюдения требований техрегламентов – это наличие у Роспотребнадзора дополнительных прав в случае выявления нарушений. Они перечислены в первую очередь в п. 1 ст. 34 закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ, а также содержатся и в других его положениях.

В рамках госконтроля в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор проверяет также соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, передаче информации в ГИС мониторинга за оборотом таких товаров и некоторых других требований, связанных с оборотом товаров. Это следует из пп. 3 п. 2 ст. 40 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, пп. «в» п. 4 Положения от 25.06.2021 №1005.

Правила продажи отдельных видов товаров, выполнения отдельных видов работ и услуг устанавливает Правительство РФ (ст. ст. 26.2, 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). Так, постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 касается правил продажи товаров по договору розничной торговли. Они содержат особенности продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового назначения, строительных материалов и изделий. Также постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 установлены правила в отношении оказания услуг общественного питания, а постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514 – в отношении правил бытового обслуживания населения. Проверяют соблюдение указанных требований в рамках надзора в области качества и безопасности пищевых продуктов и в рамках надзора в области защиты прав потребителей.

Законодательством установлены требования в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или никотинсодержащей продукции. Они содержатся в первую очередь в законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ, а также могут содержаться в других законах и принятых в соответствии с ними федеральных и региональных нормативных правовых актах. Одним из таких требований является запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним (ч. 1 ст. 20 от 23.02.2013 № 15-ФЗ).

Роспотребнадзор также проверяет выполнение лицензионных требований по видам деятельности, которые лицензирует ведомство. Это касается областей, включенных в перечень, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957.

Плановые проверки Роспотребнадзора

До 2030 года установлен мораторий на проверки. При этом действуют следующие правила:

  • плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. При этом есть исключение, но и в этом случае могут провести профилактический визит, от которого нельзя отказаться (п. п. 11(3), 11(4) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336);
  • контролируемое лицо вправе попросить о проведении профилактического визита. Если его проведут в течение трех месяцев до даты проведения планового мероприятия, Роспотребнадзор может исключить его из плана (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Периодичность плановых проверок в отношении объектов контроля, которые отнесены к определенным категориям риска, устанавливается в положении о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда. Она зависит от присвоенной категории риска объектам контроля: чем выше присвоенная категория риска, тем чаще в график попадают мероприятия. В положении о виде контроля должно быть установлено не менее трех категорий риска. Категория низкого риска включается в положение в обязательном порядке. Плановые мероприятия в отношении объектов контроля, которые относятся к категории низкого риска, не проводятся. Отметим, что, если для объекта контроля не определена категории риска, считается, что он относится к категории низкого риска. Субъект может подать заявление об изменении категории риска, если объекты контроля соответствуют критериям риска для отнесения к другой категории риска (ч. 2 ст. 23, ч. 4, 6 ст. 24, ч. 1, 5 ст. 25 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Нарушение периодичности проведения плановой проверки относится к числу грубых нарушений требований госконтроля. Решения, принятые по результатам таких мероприятий, подлежат отмене (ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 91 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Виды проверок и перечень допустимых контрольных действий в составе каждой из них определяется в положении о виде контроля (п. 4 ч. 5 ст. 3 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). К таким мероприятиям относятся документарная и выездная проверки.

При документарной проверке будут проверять документы без выезда к субъекту. При выездном мероприятии процедура будет проходить на территории подконтрольного лица, и проверять будут не только документы, но и помещения, в которых расположено производство или торговые залы.

Проведение выездной проверки возможно с помощью методов дистанционного взаимодействия, в том числе по аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). При этом о выездной проверке контролеры должны уведомить заранее. Как правило, для этого в установленном порядке направляют копию решения о проведении проверки не позже чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Срок проведения мероприятия установлен законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ и зависит от вида конкретной проверки. Так, документарная и выездная проверки не могут длиться больше 10 рабочих дней, если они не приостанавливались. Срок выездной проверки в пределах указанного периода устанавливается в положении о виде контроля (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Нарушение сроков проведения мероприятий является грубым нарушением требований. Решения, принятые по результатам проверки, проведенного с грубым нарушением, подлежат отмене контрольным органом или судом, в том числе по представлению прокурора (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

План проверок Роспотребнадзора

Узнать о предстоящем плановом мероприятии в текущем году субъект может, ознакомившись с ежегодным планом проверок на сайте Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru/). Поиск в нем можно осуществлять по разным критериям, в том числе по ИНН. План размещается не позже второй половины декабря года, предшествующего году проведения проверки (п. п. 12, 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428).

В ежегодный план могут вноситься изменения (п. п. 16, 17 Правил от 31.12.2020 № 2428). Так, Роспотребнадзор может добавить мероприятие, если объект контроля отнесен к категории чрезвычайно высокого риска (пп. «в» п. 14, п. 15 Правил от 31.12.2020 № 2428). Поэтому лучше всего периодически сверяться с планом на протяжении года.

Информация о плановых проверках должна быть внесена в единый реестр контрольных мероприятий. Не допускается проводить проверки, если к моменту их начала в данном реестре нет о них информации (ч. 4 ст. 19 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Порядок формирования и ведения единого реестра установлен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604.

Проведение мероприятия, не включенного в ежегодный план контрольных мероприятий, а также проведение проверки без уведомления, если оно обязательно, считается грубым нарушением. Контрольный орган или суд отменит решения, принятые по их результатам (ч. 1, п. п. 3, 5, 11 ч. 2 ст. 91 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

Внеплановое контрольное мероприятие может быть проведено только в установленных случаях, в том числе, по требованию прокурора. Для проведения таких проверок иногда требуется согласование с прокуратурой. Если оснований для внепланового контрольного мероприятия нет или оно не согласовано с прокуратурой, когда это необходимо, то такое положение дел будет считаться грубым нарушением.

Узнать заранее о проведении Роспотребнадзором внепланового мероприятия зачастую нельзя. Ведомство обязано уведомить только о проведении выездной внеплановой проверки, направив копию решения о ее назначении не меньше чем за 24 часа до начала проверки в установленном порядке. Исключения из этого правила могут быть установлены законом о виде контроля. Так, субъекта не уведомят о внеплановой выездной проверке в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, если его деятельность связана с обращением пищевых продуктов, материалов, изделий или оказанием услуг общественного питания (ч. 6 ст. 73 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, п. 4 ст. 44 закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

О других видах проверок Роспотребнадзор уведомлять не обязан. Более того, в отношении ряда контрольных мероприятий прямо предусмотрено, что они проводятся без предварительного уведомления. Это относится к контрольной закупке (ч. 5 ст. 67 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Подконтрольное лицо могут не уведомить о внеплановом мероприятии, если основанием для его проведения являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям (ч. 12 ст. 66 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Кроме того, если проведение мероприятия с взаимодействием оказалось невозможным из-за действий подконтрольного субъекта, уполномоченное должностное лицо Роспотребнадзора вправе принять решение о проведении такой же проверки без предварительного уведомления (ч. 11 ст. 65 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

До конца 2024 года внеплановые мероприятия проводятся исключительно по ограниченному перечню оснований, прописанному в п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Чек-листы для проверок Роспотребнадзора

Сотрудники Роспотребнадзора в ходе плановых проверок используют чек-листы для проверок. Правительство РФ устанавливает случаи, когда их применение обязательно, а также требования к их содержанию и применению (ч. 2 ст. 53 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Формы этих документов утверждены Приказами Роспотребнадзора от 24.12.2021 № 808 и от 20.01.2022 № 18.

Применение проверочных листов обязательно при осуществлении таких плановых контрольных мероприятий, как (п. 10 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844):

  • рейдовый осмотр;
  • выездная проверка.

При проведении других плановых мероприятий контрольный орган по своему усмотрению вправе применять проверочные листы (п. 12 Требований от 27.10.2021 № 1844).

При этом плановый рейдовый осмотр или плановая выездная проверка не должны ограничиваться оценкой того, соблюдены ли обязательные требования, предусмотренные в проверочных листах (п. 3 Приказа Роспотребнадзора от 24.12.2021 № 808, п. 2 Приказа Роспотребнадзора 20.01.2022 № 18).

Результаты проверок роспотребнадзора

По завершении мероприятия, предусматривающего взаимодействие с подконтрольным субъектом, инспектор Роспотребнадзора составит акт проверки. Сделает он это независимо от того, выявлены нарушения или нет. В случае если по результатам проведения мероприятия с взаимодействием выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, другие материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении мероприятия проверочные листы также приобщаются к акту (ч. 2 ст. 87 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Типовые формы актов ряда мероприятий утверждены п. 1.2 Приказа Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.

Хотя ч. 2 ст. 87 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ говорит, что акт составляется по результатам мероприятия с взаимодействием, из ч. 2 ст. 88 того же документа следует, что он составляется и по результатам мероприятия без взаимодействия.

Оформление акта производится на месте проведения мероприятия в день его окончания, если другие правила не установлены Правительством РФ. При отказе от подписания акта подконтрольным лицом или невозможностью его подписания в документе будет сделана соответствующая отметка (ч. 3 ст. 87, ч. 3 ст. 88 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Акты проверок и других мероприятий составляются в электронной форме и подписываются УКЭП. Однако до 31 декабря 2025 года они могут составляться и подписываться на бумажном носителе, если другие правила не установлены Правительством РФ или положением о виде контроля (ч. 1 ст. 21, ч. 9.1 ст. 98 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Подконтрольный субъект вправе представить возражения на акт контрольного мероприятия Роспотребнадзора в рамках его обжалования в досудебном порядке. Можно подать жалобу на акт при несогласии с фактами и выводами, изложенными в нем. Конкретный порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля, который осуществляет Роспотребнадзор (ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 40, ст. 89 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь