Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Проверки ККТ в 2025 году

В статье рассмотрим, какие правила проведения проверок ККТ действуют в 2025 году. В каких случаях могут быть проведены плановые и внеплановые мероприятия.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Мораторий на проверки ККТ в 2025 году
  2. Плановые проверки ККТ в 2025 году
  3. Внеплановые проверки ККТ в 2025 году

Мораторий на проверки ККТ в 2025 году

Мораторий касается только проведения плановых проверок соблюдения правил использования контрольно-кассовой техники (п. 11 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336). Однако это не относится к предприятиям, относящимся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Их проверять планово будут по-прежнему. Сроком окончания моратория обозначена дата 1 января 2030 года.

Ограничений на проведение внеплановых проверок нет, поэтому стоит внимательно относиться к исполнению требований законодательства о применении ККТ.

С 1 марта 2025 года вступили в силу новые правила о порядке выдаче чека клиентам общепита. Так, теперь они обязаны выдавать чек гостю еще до оплаты. Чек в данном случае будет подтверждать будущий прием оплаты (п. 5.11 ст. 1.2, Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Для того чтобы осуществить такую оплату на практике, предприятиям общепита необходимо произвести обновление программного обеспечения. Однако производители такого ПО сообщили, что в настоящий момент на рынке не представлено таких обновлений. Соответственно, компании просто не могут выполнить требования Закона. На доработку программного обеспечения необходимо еще 3-4 месяца. ФНС приняла информацию к сведению и поручила своим территориальным подразделениям в течение обозначенного производителями ПО срока не штрафовать за нарушение новых требований. Им рекомендовано информировать налогоплательщиков о том, что порядок выдачи чека изменился, а также о мерах, которые они должны предпринять для соблюдения требований законодательства (Письмо ФНС России от 25.02.2025 N АБ-4-20/1906@).

Плановые проверки ККТ в 2025 году

Как было указано выше, в настоящее время и до 1 января 2030 года плановые проверки ККТ проводиться не будут.

Внеплановые проверки ККТ в 2025 году

Ограничений и запретов на проведение внеплановых контрольных мероприятий не установлено.

Прежде всего, налоговые органы проводят профилактические мероприятия, которые направлены на предотвращение нарушений владельцами контрольно-кассовой техники. Предусмотрены такие виды мероприятий (п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• информирование;
• обобщение правоприменительной практики;
• объявление предостережения;
• консультирование;
• профилактический визит.

С целью осуществления информирования соответствующие сведения размещаются ФНС на своем официальной сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах (п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272, ч. 2 ст. 46, Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

По итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению контроля, надзорный орган готовит ежегодный доклад. Документ должен быть составлен в срок, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом. Он должен быть опубликован на официальном сайте ФНС (п. 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272, ст. 47, Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

Если контролирующий орган располагает сведениями о том, что есть признаки нарушения налогоплательщиком правил применения ККТ, то он может направить предостережение такому лицу. В нем будет указано, какие именно действия или бездействия контролируемого лица могут привести к нарушениям. Также должны быть указаны нормы, требования которых могут быть нарушены впоследствии. Контролерами будут предложены меры, которые нужно предпринять для того, чтобы избежать нарушения требований законодательства (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272, ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

Контролируемое лицо может не согласиться с выводами надзорного органа. В этом случае нужно направить возражения в ФНС. Для этого установлен срок—15 дней с момента получения предостережения. Направить такое сообщение можно через личный кабинет ККТ, на бумажном носителе почтой или по телекоммуникационным каналам связи.

Надзорный орган должен рассмотреть такое возражение в срок не позднее 10 рабочих дней после получения документа. Ответ налогоплательщику будет направлен не позднее следующего дня после принятия решения.

Консультирование должностные лица ФНС осуществляют (п. 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• в случае личного приема;
• по телефону;
• в ходе проведения профилактических мероприятий;
• при проведении контроля.

Консультации проводятся на безвозмездной основе.

Время консультации на личном приеме или по телефону не может превышать 15 минут. При этом производится только устное информирование, письменные ответы на заданные вопросы налогоплательщику выдаваться не будут.

Консультирование производится по вопросам:
• профилактики рисков нарушения обязательных требований;
• соблюдения обязательных требований;
• порядка осуществления федерального государственного контроля;
• порядка обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа;
• иных вопросов, касающихся осуществления федерального государственного контроля.

Если те или иные вопросы поступают массово (более 10), ФНС размещает на своем сайте письменные разъяснения по ним.
Последним методом профилактики является профилактический визит.

Он проводится в отношении контролируемых лиц, которые только приступают к осуществлению своей деятельности. В ходе визита проводится беседа. При этом инспектор может сам прийти на место, где осуществляет свою деятельность подконтрольное лицо или же использовать видео-конференц-связь.
Контролируемое лицо будет уведомлено любым доступным способом о визите инспектора в срок, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита.

Мероприятие может быть проведено только в рабочее время и не может длиться более 8 часов.

Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения профилактического визита. В этом случае необходимо будет направить контролерам уведомление не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Если в ходе визита будет выявлено, что деятельность лицо осуществляет с нарушениями требований законодательства и тем самым причиняет ущерб, или есть угроза его причинения, контролер направит информацию в ФНС для решения вопроса о проведении контрольных мероприятий (п. 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272, ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

Минфином были установлены так называемые индикаторы риска. При выявлении хотя бы одного из них контролеры могут принять решение о необходимости проведения контрольных мероприятий. Обозначены следующие ситуации, которые свидетельствуют о возможных нарушениях законодательства в сфере применения ККТ (Перечень, утвержденный Приказом Минфина России от 06.06.2023 N 88н):
• отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе ФНС при наличии зарегистрированной контрольно-кассовой техники;
• в течение 30 календарных дней доля фискальных документов, в которых указан признак расчета «Возврат прихода», составляет 30 % и более от общего количества фискальных документов с признаком расчета «Приход». Исключением являются компании, оказывающие услуги ломбардов;
• доля фискальных документов — кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчетности коррекции) составляет 30 % и более от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней.

Нормативным актом установлено, что в отношении контролируемых лиц могут быть проведены следующие контрольные внеплановые мероприятия (п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• контрольная закупка;
• документарная проверка;
• наблюдение за соблюдением обязательных требований;
• выездное обследование;
• выездная проверка.

При этом те виды мероприятий, которые подразумевают взаимодействие контролера с проверяемым лицом (контрольная закупка, документарная проверка, выездная проверка), могут быть проведены исключительно в присутствии подконтрольного лица или его полномочного представителя (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, п. 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272).
При проведении контрольной закупки могут быть совершены следующие действия (п. 23 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• осмотр;
• эксперимент.

Контролируемое лицо не уведомляется о проведении такого мероприятия.

Контрольная закупка должна быть проведена при обязательном присутствии 2-х свидетелей или 2-х представителей контрольного органа. Если применяется видеозапись, то указанное требование может не соблюдаться.

Если в ходе контрольной закупки были выявлены нарушения, то надзорный орган может принять решение о необходимости формирования и печати проверяемым лицом отчета о текущем состоянии расчетов.

При проведении документарной проверки могут быть произведены следующие действия (п. 24 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• получение письменных объяснений;
• истребование документов;
• экспертиза.

Срок проведения такого вида проверки ограничен 10 рабочими днями. Этот срок будет приостановлен на период предоставления проверяемым лицом запрошенных контролерами документов или пояснений. Приостановление будет действовать с момента направления соответствующего запроса и до момента представления пояснений или документов налогоплательщиком.

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований производится сбор данных о подконтрольных лицах. Может исследоваться информация, полученная любыми доступными ФНС способами. Это и межведомственный обмен документами, получение информации от самих налогоплательщиков, получение сведений из различных информационных систем, сети «Интернет» и с помощью иных общедоступных источников. Данные могут быть получены и с помощью технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (п. 25 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272).

Если в ходе наблюдения будет выявлено нарушение требований законодательства или его угроза, то контролеры могут принять следующие решения (п. 26 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• о проведении внепланового контрольного мероприятия, которое предполагает взаимодействие с проверяемым лицом (само наблюдение проводится без контакта с налогоплательщиком) (ст. 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ);
• об объявлении предостережения;
• о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

При осуществлении выездного обследования, инспектор совершает осмотр только общедоступных мест. То есть это такие места (помещения), куда попасть может любой желающий (п. 27 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272). Проводится такое мероприятие без предварительного уведомления проверяемого.

Если в ходе обследования будут выявлены нарушения, это дает право проверяющему провести контрольную закупку (п. 7 ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).

При выездной проверке контролеры могут совершать следующие действия (п. 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272):
• совершать осмотр;
• проводить опрос;
• получать письменные объяснения;
• истребовать документы;
• назначать экспертизу;
• проводить эксперимент.

Выездная проверка должны быть проведена в срок не более 10 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства установлены дополнительные ограничения по общему сроку взаимодействия с инспектором. Так, для малого предприятия он не может превышать 50 часов, а для микропредприятий это и вовсе 15 часов.

Если компания имеет филиалы, то срок проведения проверки будет устанавливаться отдельно для каждого подразделения.

При выявлении в ходе контрольного мероприятия нарушений законодательства, контролеры обязаны (ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ):
• выдать предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства. В нем должны быть обозначены разумные сроки устранения таких нарушений;
• принять предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению причинения вреда охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;
• при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
• принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований. Кроме этого, должны быть совершены действия по предупреждению таких нарушений в будущем. Если предписание не будет исполнено в установленные в нем сроки, то контролеры должны принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
• рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных профилактических мероприятий.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь