Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
Роструд следит за тем, как работодатели соблюдают трудовое законодательство, поэтому приходит к ним с проверками. Что и как проверит инспектор по охране труда, а также могут ли компании подготовиться к визиту контролера, расскажем в нашей статье.
Проверки ГИТ проходят на основании:
- Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», (далее – закон № 248-ФЗ);
- Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 (далее – постановление правительства № 1230), которое установило правила проведения контрольных мероприятий за соблюдением трудового законодательства;
- Приказа Роструда от 01.02.2022 № 20 (далее – приказ Роструда № 20). Этим актом Роструд утвердил чек-листы для проверок работодателей.
Плановая проверка проверит, соблюдает ли работодатель требования трудового законодательства, в том числе нормы охраны труда, а также требования к специальным рабочим местам и условиям труда инвалидов.
Плановый контроль могут провести только в форме выездной проверки, которая проводится по месту расположения компании.
Плановый выездной контроль работодателей проходит с учетом следующих правил:
- основание для плановой проверки – ежегодный план, публикуемый в ФГИС «Единый реестр проверок»;
- в рамках контроля инспекторы задают вопросы из проверочных чек-листов;
- периодичность плановой проверки зависит от присвоенной работодателю категории потенциального риска тяжести нарушения требований законодательства и его прогнозируемых последствий.
Как часто инспекторы ГИТ будут посещать ваше предприятие с выездной плановой проверкой, зависит от присвоенной категории риска:
- один раз в 2 года – при высоком уровне риска;
- один раз в 3 года – при значительном уровне риска;
- один раз в 5 лет – при среднем риске;
- один раз в 6 лет – при умеренном риске.
Если работодателю не присвоили категорию риска либо он отнесен к группе с его низким уровнем, плановую проверку проводить не будут.
ГИТ присваивает работодателю категорию риска ежегодно до 1 июля текущего года. Категорию риска устанавливают для ее применения в следующем календарном году. Поэтому с 1 июля 2021 года можно узнавать, должны ли инспекторы прийти с проверкой в 2022 году, а после 1 июля 2022 года – в 2023 году.
Работодатель вправе повлиять решение инспектора ГИТ и изменить свою категорию риска. Для этого ему нужно направить в трудовую инспекцию заявление о ее изменении.
Основанием для снижения уровня риска до следующей его категории послужит отсутствие:
- случаев смертельного травматизма за 3 предшествующих года;
- случаев тяжелого травматизма за предшествующий год;
- фактов нарушения сроков выплаты зарплаты за предшествующий год;
- постановлений по делу об административных нарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. 1–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенных за предшествующий год, например, при нарушении сроков выплаты зарплаты, несоблюдении требований охраны труда, порядка проведения СОУТ.
Решение о снижении категории риска работодателю объявят в течение 5 рабочих дней со дня поступления оснований для ее изменения. Решение принимается не чаще одного раза в год.
О выездной плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее чем за 24 часа до ее начала. Инспекторы до 31 декабря 2023 года продолжат присылать уведомления о проверке на бумаге. Но затем планируется переход на электронный документооборот с инспекцией. Поэтому на решениях о проверке будет QR-код, по которому работодатель сможет получить всю информацию о ней в реестре.
Нарушение правил уведомления работодателя о предстоящей плановой выездной проверке послужит основанием для отмены решения ГИТ, вынесенного по ее итогам (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 91 закона № 248-ФЗ).
В рамках плановой проверки инспекторы могут проверить документы и сведения, которые относятся к предмету проверки. К ним могут относиться не только кадровые документы, но и документы по выплате зарплаты, в сфере охраны труда, социальному партнерству, персональным данным, защите прав отдельных категорий сотрудников, например, инвалидов.
Ни исчерпывающего перечня документов, которые может запросить инспектор ГИТ, ни периода, за который он вправе их истребовать, в законе нет. Поэтому при выездной плановой трудовой проверке инспектор может запросить:
- любые документы, если они относятся к предмету проверки;
- документы за любой период, который ограничен только сроками хранения документов.
В рамках плановой выездной проверки инспекторы труда вправе:
- в любое время суток беспрепятственно посещать работодателя по месту нахождения его офиса либо объекта контроля, по месту ведения деятельности через филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения;
- запрашивать и безвозмездно получать от работодателей объяснения и информацию;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- предъявлять обязательные для исполнения предписания, в том числе о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарному наказанию или об отстранении их от должности;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, которые не прошли обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование несертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных нарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд документы о привлечении виновных к ответственности.
Закон № 248-ФЗ устанавливает количество дней, в течение которых проводит плановую выездную проверку ГИТ. По общему правилу трудовая инспекция не может ее проводить более 10 рабочих дней. При этом для субъектов МСП общий срок выездных плановых проверок за год не может превышать:
- 50 часов – для малого предприятия;
- 15 часов – для микропредприятия.
В случае если у организации есть обособленные подразделения в разных регионах, для каждого из них срок установят отдельно.
По результатам выездной проверки инспектор по труду оформит:
- Акт, его оформляют сразу же после окончания проверки и в месте, где ее проводили. Если ГИТ провела выездную проверку, акт оформят в офисе работодателя, если документарную – в инспекции. Если проверку проводили с помощью проверочных чек-листов, их должны приложить к акту проверки (ч. 2 ст. 87 закона № 248-ФЗ). С актом работодателя должны ознакомить под подпись. Если акт оформили в электронном виде, работодатель должен подписать его электронной подписью;
- предписание, его выдадут, если по итогам проверки обнаружат нарушения.
Об устранении нарушений, указанных в предписании, работодателю надо отчитаться. За невыполнение предписания последует административный штраф, размер которого может достигать 200 тыс. рублей (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ).
Работодатель, который не согласен с итогами проверки, вправе их обжаловать. Сроки обжалования в досудебном порядке различаются в зависимости от того, какой акт оспаривает работодатель. Жалобу подают в течение 30 дней со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок для обжалования предписания – в течение 10 рабочих дней с момента, как организация его получила.
Основанием для проведения плановых проверок работодателей служит ежегодный план проверок. Его на 2022 год уже разместили в ФГИС «Единый реестр проверок» на сайте Генпрокуратуры https://proverki.gov.ru/portal.
Сведения в плане проверок являются общедоступными. Каждый работодатель может найти информацию о себе по ИНН, ОГРН или названию компании.
В плане проверок указывают:
- характер контрольного мероприятия — плановая проверка, профилактический визит;
- статус контрольной проверки – ожидает проведения;
- вид контроля – выездная проверка;
- необходимость согласования с прокуратурой;
- обязательные требования, подлежащие проверке;
- конкретный месяц, когда ГИТ придет с проверкой.
По общему правилу срок плановой проверки, указанный в плане, контролеры переносить не вправе.
Но в ряде случаев после размещения плана его могут изменить, исключив компанию из плана проверки. Например, в связи с:
– ликвидацией работодателя, прекращением деятельности физлица в качестве ИП;
– прекращением компанией или ИП деятельности, в отношении которой была запланирована контрольная проверка;
– изменением категории риска. Например, если ГИТ изменит уровень риска компании на самый низкий;
– прекращением действия лицензии или ее аннулированием;
– исключением объекта контроля из перечня объектов контроля;
– наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
– решением об исключении планового контроля из ежегодного плана на основании актов правительства, которыми введен запрет на проведение проверок.
Кроме того, изменения в план внесут в связи:
– со сменой адреса ведения компанией или ИП своего бизнеса или адреса нахождения объектов контроля;
– с реорганизацией работодателя;
– с изменением наименования фирмы либо в связи с изменением Ф.И.О. предпринимателя;
– со сменой контролируемого лица, во владении либо использовании которого находится производственный объект, подлежащий госконтролю.
Сведения об изменениях в плане должны появиться на сайте в течение 2 рабочих дней со дня их внесения.
Если работодатель полагает, что его включили в план по ошибке, он может подать заявление об исключении из плана проверок. Например, в случае, если не учли статус компании – субъекта МСП. Заявление надо подать по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.
В 2022 году Роструд обновил формы чек-листов по проверкам работодателей. Теперь их всего 78 вместо 133 (приказ Роструда № 20).
Проверочные чек-листы Роструда обязательно должны использовать при:
– плановой выездной проверке;
– внеплановых контрольных мероприятиях, например, при инспекционном визите. Исключение – контроль по итогам исполнения решения инспекторов об устранении выявленных нарушений.
Проверочные листы – это контрольный список вопросов, ответы на которые дает работодатель. По этим ответам проверяющие сделают вывод о соблюдении или несоблюдении работодателем обязательных требований трудового законодательства. Например:
– порядок оформления приема на работу проверят по чек-листу из приложения № 1 к приказу Роструда № 20;
– проверку порядка ведения и хранения трудовых книжек, а также формирования сведений о трудовой деятельности проведут по чек-листу из приложения № 5 к приказу Роструда № 20;
– для проверки соблюдения требований по установлению режима и продолжительности рабочего времени используют чек-лист из приложения № 6 к приказу Роструда № 20;
– как соблюдают требования по установлению и выплате заработной платы, проверят с помощью чек-листа из приложения № 8 к приказу Роструда № 20.
В ходе проверки представитель ГИТ может задавать только те вопросы, которые чек-лист относит к предмету проверки. Каких-либо других вопросов, которые не относятся к тематике проверки, инспектор по труду спрашивать не вправе.
Чек-листы, указанные в решении о проведении контрольного мероприятия, инспектор заполняет в электронной форме и заверяет УКЭП (ч. 4 ст. 53 закона № 248-ФЗ).
Внеплановый контроль могут проводить в форме:
– инспекционного визита;
– рейдового осмотра;
– документарной проверки;
– выездной проверки.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
– получение сведений о причинении или угрозе причинения вреда;
– поручение президента или правительства;
– требование прокурора;
– истечение срока исполнения решения по предыдущей проверке;
– наступление события, указанного в программе проверок;
– нарушение установленных индикаторов риска.
Когда принимают решение о проведении и выборе вида внепланового контроля, также проводят оценку риска. Содействие в этом оказывают индикаторы риска нарушений, разработанные органом контроля. Для надзора за соблюдением требований трудового законодательства такие индикаторы риска приняты Приказом Минтруда РФ от 30.11.2021 № 838н.
При проведении контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства используются такие индикаторы риска, как:
– принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, если количество его работников равняется или превышает 50 человек, в том числе совместителей;
– проведение двух и более раз в течение 6 месяцев одним лицом и (или) одним средством измерения, имеющим идентификационные признаки, измерений в целях специальной оценки условий труда у работодателя, находящегося в другом регионе, в течение суток.
В рамках внеплановой проверки инспекторы ГИТ проверят:
– соблюдение работодателем требований трудового законодательства, в том числе охраны труда и условий труда инвалидов;
– выполнение предписаний трудовой инспекции;
– меры по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Если основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение, то инспекторы ГИТ должны проанализировать факты, которые стали его причиной.
Внеплановый контроль, за исключением документарной проверки, проводится по согласованию с органами прокуратуры.
О проведении внепланового контрольного мероприятия работодателя уведомляют за 24 часа только в случае, если ее проводят в форме выездной проверки. Внеплановые проверки, проводимые в форме инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, проводятся без предварительного уведомления работодателя (ч. 6 ст. 73 закона № 248-ФЗ).
Инспекционный визит – это форма внепланового контроля, проводимого при взаимодействии с проверяемым работодателем по его местонахождению и его обособленных подразделений или объекта контроля.
В ходе инспекционного визита представители ГИТ вправе:
– проводить осмотры и опросы;
– получать письменные объяснения;
– проводить инструментальное обследование;
– истребовать документы.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя. Срок его проведения не может превышать одного рабочего дня в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории).
Рейдовый осмотр – это форма внепланового контроля, в рамках которого проверяют соблюдение обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц либо которые работают на определенной территории.
В ходе рейдового осмотра инспекторы по труду могут проводить осмотры, досмотры, опросы, испытания, эксперименты, экспертизу.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним проверяемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать одного рабочего дня.
В случае если в результате рейдового осмотра выявят нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составит акт контрольного мероприятия.
Документарную проверку проводят по месту расположения трудовой инспекции.
Перед началом документарной проверки в ГИТ изучат документы о работодателе, которые есть в наличии. Это могут быть акты предыдущих проверок, предписания и т.д.
Только в случае, если имеющихся сведений не хватает, инспектор направит работодателю письменное требование предоставить недостающие документы, объяснения или информацию. Одновременно с ним инспектор направит копию решения руководителя ГИТ о проведении проверки.
Срок ответа работодателя на запрос ГИТ – 10 рабочих дней со дня его поступления.
Для документарной проверки получать согласие прокураторы не нужно (ч. 9 ст. 72 закона № 248-ФЗ).
Документарную проверку могут проводить не более 10 рабочих дней. В ее ходе инспектор вправе запрашивать нужные документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу (ст. 72 закона № 248-ФЗ).
Если представленных документов недостаточно либо инспектор не может оценить нарушение правил трудового законодательства без выезда на место, он проведет выездную проверку.
Внеплановая выездная проверка – это форма контроля, который проводят, в отличие от плановой проверки, не по ежегодному плану проверок, а на основе распоряжения или приказа должностного лица Роструда.
Выездную проверку назначают, если:
– инспектор ГИТ не может убедиться в полноте и достоверности представленных работодателем сведений и документах;
– невозможно оценить нарушение без выезда на территорию работодателя.
Внеплановую выездную проверку должны проводить не более 10 рабочих дней. Если у работодателя есть обособленные подразделения в разных регионах, для каждого из них срок проверки установят отдельно.
Общее время проверки малого бизнеса ограничено – не более 15 часов для микропредприятий и не более 50 часов для остальных.
По окончании внеплановой проверки, предусматривающей взаимодействие с работодателем, составляется акт. По общему правилу его оформят на месте проведения проверки в день ее окончания.
Если нарушений законодательства не выявят, сведения об этом внесут в единый реестр проверок.
Если при проверке выявят нарушения, в акте укажут, какое обязательное требование нарушено. В этом случае работодателю выдадут еще предписание об устранении допущенных ошибок.
Решения, принятые ГИТ по итогам внеплановой проверки, можно обжаловать в том же порядке, что и документы, оформленные в результате плановой выездной проверки.
Чтобы подготовиться к проверкам ГИТ, работодатель может:
– проверить правильность оформления документов, которые инспекторы затребуют в ходе документарной или выездной проверки работодателя;
– пройти самоконтроль по чек-листам Роструда.
Роструд рекомендует работодателям проводить самоконтроль:
– создав службу внутреннего контроля либо назначив контролера;
– используя сервис «Электронный инспектор» на сайте Роструда.
Порядок проведения внутреннего контроля нужно отразить в локальном акте (методические рекомендации для работодателей, направленные письмом Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ).
Служба внутреннего контроля может включать два подразделения:
– отдел по контролю за соблюдением требований охраны труда. За надзор могут отвечать инженеры по охране труда;
– отдел по контролю соблюдений требований трудового законодательства, в который входят внутренние контролеры-инспекторы.
При работе с сервисом «Электронный инспектор» компания заполняет проверочные листы по типовым трудовым ситуациям, перечисляющим критерии, по которым работодатель самостоятельно оценивает соответствие своей деятельности требованиям трудового законодательства.
По окончании проверки сервисом «Электронный инспектор» формируется акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства. Если в результате самоконтроля сервис выявит нарушения, он даст работодателю рекомендации по их устранению.
Нанимателям, прошедшим самопроверку, рекомендуют проинформировать Роструд о результатах проведенной оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений.
С десятого марта и до конца 2022 года отменено проведение любых плановых проверок, в том числе проверок ГИТ.
Запрет установлен в отношении всех компаний и предпринимателей, независимо от вида осуществляемой ими деятельности либо факта включения в реестр МСП (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).
При этом есть случаи, когда действуют исключения. Так, плановые проверки по-прежнему возможны в ходе санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, пожарного контроля и надзора в области промышленной безопасности и только касательно некоторых объектов. Например, дошкольного, начального и общего образования, по организации отдыха, оздоровления и общественного питания детей, детских лагерей на время каникул, а также роддомов и перинатальных центров.
Кроме того, в 2022 году отдельный запрет на проведение проверок ввели в отношении работодателей:
– которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Для таких компаний мораторий на проверки продлится до 31 декабря 2022 года (пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520).
Мораторий не затронет, например, работодателей, если в течение предыдущих 3 лет их уже наказывали по КоАП за грубые нарушения, приостанавливали деятельность или лицензии;
– ИТ-сферы. Запрет на проверки касается организаций, которые аккредитованы в Минцифры и включены в специальный реестр. Таких работодателей освободили от плановых проверок на период с 25 марта 2022 года до конца 2024 года (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448).
Если проверка началась до введения моратория, проверяющие должны ее закончить в течение 5 рабочих дней со дня начала действия запрета. Для этого они составляют акт о проведении проверки и вносят сведения в единый реестр проверок.
Но если компания до объявления моратория получила предписание, срок его исполнения продлится на 90 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).
Кроме того, в 2022 году сократили перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Они возможны только по согласованию с органами прокуратуры и только в случаях угрозы:
– жизни и причинения тяжкого вреда здоровью;
– обороны страны и безопасности государства;
– возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Непосредственной угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью могут посчитать несоблюдение требований охраны труда, невыдачу СИЗ, допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи или медосмотры.
Вы можете оставить первый комментарий