Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Проверка кассовой дисциплины

Кассовая дисциплина – это соблюдение компаниями и индивидуальными предпринимателями правил по ведению наличных денежных расчетов. Кто и в каком порядке ее проверяет, изложено в статье.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Кто проверяет кассовую дисциплину
  2. За какой период могут проверить кассовую дисциплину
  3. Сроки проведения проверки
  4. Порядок проверки кассовой дисциплины
  5. Какие документы могут потребовать
  6. Штрафы за непредоставление документов
  7. Оформление результатов проверки
  8. Что делать в случае несогласия с результатами проверки

Кто проверяет кассовую дисциплину

Кассовую дисциплину проверяют налоговые органы. Мораторий на налоговые проверки для большинства организаций (ИП) не установлен. Исключение составляют аккредитованные IT-компании. В отношении них ограничены выездные налоговые проверки. По общему правилу налоговые органы до 3 марта 2025 года включительно не назначают и не проводят выездные проверки аккредитованных IT-компаний. Однако есть случай, когда этот запрет не применяется.

Налоговики вправе прийти с проверкой полноты учета выручки в любое время, поскольку плановые проверки не проводятся, а о внеплановых не уведомляют (п. 17 положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272, пп. 1, 2.2 ст. 7 Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В 2024 году могут провести внеплановое контрольное мероприятие в виде документарной проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС при условии согласования его с органами прокуратуры, а также контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. Если при таком выездном обследовании выявят нарушения обязательных требований, могут незамедлительно провести контрольную закупку (пп. «а» п. 3, п. 10 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»).

Основанием для проведения внеплановой налоговой проверки может стать, например:

• выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований;
• угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
• угроза обороне страны и безопасности государства;
• риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Кроме налоговых органов проверить кассовую дисциплину учреждений могут органы внутреннего или внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в пределах своих полномочий. Например, контрольно-счетный орган или орган Федерального казначейства (орган исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования), осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Если выявят нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, могут привлечь к административной ответственности (ч. 1 ст. 15.1, ч. 1.1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.7, ч. 1 ст. 23.7.1, п. 3 ч. 5, ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ).

Банки не наделены полномочиями проверять соблюдение кассовой дисциплины.

За какой период могут проверить кассовую дисциплину

Налоговые органы могут проверить любой период, поскольку нормативных ограничений нет. Однако срок давности по нарушениям в сфере кассовой дисциплины составляет 60 календарных дней со дня совершения правонарушения (ч. 1, 1.1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому привлечь к ответственности за нарушение, совершенное за пределами этого срока, они не могут. Например, если в ходе проверки обнаружат превышение лимита остатка денег в кассе, но с момента превышения прошло более 60 календарных дней, компанию не оштрафуют.

Сроки проведения проверки

Срок документарной и выездной проверок не должен превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, пп. 24, 28 положения № 272).

Порядок проверки кассовой дисциплины

Перед тем как начать проверку, проверяющие должны (ч. 7 ст. 65 закона № 248-ФЗ):

• предъявить служебное удостоверение;
• предъявить электронное решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписанное квалифицированной электронной подписью, либо бумажную копию, заверенную печатью. Решение с определенными сведениями составляется по типовым формам;
• сообщить учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

В ходе проведения проверки инспекторы имеют право (ч. 2 ст. 29 закона № 248-ФЗ):

• знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований;
• требовать дачи письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
• требовать представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
• знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.

Помимо изучения документов проверяющие могут:

• провести проверку наличных денежных средств в ящиках ККТ и в кассе организации;
• получать информацию из автоматизированной системы о выпущенных бланках строгой отчетности;
• получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки.

По окончании контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения оформляют акт.

Какие документы могут потребовать

Перечень документов, которые могут запросить проверяющие, не установлен. Инспекторы могут запросить, например:

• документы, связанные с использованием ККТ, в том числе автоматизированной системы для бланков строгой отчетности, – если используется ККТ;
• документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату, – если не используется ККТ и вместо кассовых чеков выдаются иные документы;
• документы, связанные с учетом наличных денег (приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги, авансовые отчеты и так далее).

В общем случае истребуемые документы направляются в электронной форме в порядке, установленном ст. 21 закона № 248-ФЗ (ч. 6 ст. 21, ч. 2 ст. 80 закона № 248-ФЗ).

В отдельных ситуациях могут запросить документы на бумажном носителе — при необходимости. В этом случае нужно предоставить подлинники или заверенные копии документов лично или через представителя либо направить их по почте заказным письмом. По завершении проверки подлинники вернут. Если предоставлены копии, проверяющие вправе ознакомиться с подлинниками (ч. 2, 3 ст. 80 закона № 248-ФЗ).

Заверять документы у нотариуса не надо (ч. 2 ст. 80 закона № 248-ФЗ).

Налоговые инспекторы не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. Это касается также документов и сведений, которые могут быть получены от иных органов (ч. 6 ст. 72 закона № 248-ФЗ).

Если у инспекторов есть сомнения в достоверности сведений, содержащихся в документах, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований, они потребуют представить иные документы, необходимые для проверки. Срок предоставления документов — 10 рабочих дней со дня получения требования (ч. 4 ст. 72 закона № 248-ФЗ).

Документы, которые истребуются в ходе проверки, должны быть представлены в срок, указанный в требовании. Если нет возможности предоставить документы в требуемый срок, необходимо подать письменное ходатайство о продлении срока подачи документов (ч. 4 ст. 80 закона № 248-ФЗ).

Штрафы за непредоставление документов

За непредставление документов может быть наложен штраф (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ):

• на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. рублей;
• руководителя или ИП — от 2 до 4 тыс. рублей.

Если же в результате действий или бездействия должностных лиц проверяемой компании проведение проверки или ее завершение стало невозможным, штраф может увеличиться (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ):

• для юридических лиц — от 20 до 50 тыс. рублей;
• руководителя или ИП — от 5 до 10 тыс. рублей.
Административный штраф заменят предупреждением, если правонарушение совершено впервые и соблюдены иные необходимые условия замены (ч. 2, 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговые инспекторы составят акт проверки независимо от того, обнаружены ли какие-то нарушения (п. 36 положения № 272). Если выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно требование нарушено, какой нормой нормативно-правового акта оно установлено. Если нарушение устранено до окончания проверки, это отражается в акте. К акту приобщают документы, другие материалы, доказывающие нарушение обязательных требований. Акт оформляют на месте проведения проверки в день ее окончания. Проверяемое лицо должно подписать акт тем же способом, которым он изготовлен. При отказе в документе будет сделана соответствующая отметка (ч. 2, 3 ст. 87, ч. 3 ст. 88 закона № 248-ФЗ). Акты проверок должны составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 21 закона № 248-ФЗ).

Если инспекторы выявят нарушение, то после оформления акта выдадут предписание с указанием сроков их устранения (п. 40 положения № 272). Кроме того, составят протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). После того как руководитель (ИП) подпишет протокол, ему вручат под расписку копию протокола (ч. 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Затем инспекция вынесет постановление о назначении административного наказания — штрафа по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.5, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Нарушение кассовой дисциплины может выражаться в следующем (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

• осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
• неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
• несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
• накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Штрафы составляют (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

• для должностного лица — от 4 до 5 тыс. рублей;
• организации — от 40 до 50 тыс. рублей.

ИП несут ответственность за нарушение кассовой дисциплины как должностные лица (ч. 1 ст. 15.1, прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).

Административный штраф налоговые органы заменят предупреждением, если правонарушение совершено впервые и соблюдены иные необходимые условия замены, перечисленные в ст. 4.1.1 КоАП РФ (ч. 2, 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1 письма ФНС РФ от 15.02.2022 № АБ-4-20/1791@). Если несколько правонарушений выявлены одномоментно, это не свидетельствует о том, что они совершены неоднократно. Следовательно, при назначении административного наказания допустимо применять ст. 4.1.1 КоАП РФ (п. 2 письма ФНС РФ от 15.02.2022 № АБ-4-20/1791@).

Вместе с тем нарушение считается совершенным впервые, если на момент его совершения прошел годичный срок со дня исполнения постановления за совершение предыдущего однородного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ, письмо ФНС РФ от 08.12.2016 № ОА-4-17/23483@).

Существует и другая позиция: при рассмотрении вопроса о возможности такой замены должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными (п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018).

Что делать в случае несогласия с результатами проверки

Если проверяемое лицо не согласно с фактами и выводами, изложенными в акте, оно может направить жалобу в порядке, предусмотренном ст. 39–43, 89 закона № 248-ФЗ. Возможно, приведенные в ней возражения помогут избежать штрафа. Можно воспользоваться рекомендуемой ФНС формой или самостоятельно разработанной. Обязательных требований к письменным возражениям нет. Как правило, документ включает в себя:

• вводную часть. В ней указывают сведения об ИФНС, о проверяемой организации (ИП), приводят реквизиты акта налоговой проверки;
• описательную часть. Здесь прописывают факты и выводы из акта проверки, с которыми проверяемое лицо не согласно и на которые пишутся возражения. В ней нужно обосновать причины несогласия и привести ссылки на нормативно-правовые акты, официальные разъяснения, судебную практику, можно перечислить и смягчающие обстоятельства. К возражениям необходимо приложить подтверждающие документы (их заверенные копии).

Возражения должен подписать руководитель организации (ИП) или уполномоченный представитель, приложив доверенность.

Если поданные возражения не помогли, то постановление о штрафе можно обжаловать как в арбитражном суде, так и в налоговом органе (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). Для обжалования отведено 10 суток (включая выходные и праздничные дни) со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Что касается решений налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц, то их можно обжаловать в суде только после их досудебного обжалования (ч. 2 ст. 39 закона № 248-ФЗ). Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц подается через Единый портал госуслуг (п. 41 положения № 272, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 закона № 248-ФЗ). Требования к ее оформлению приведены в статье 41 закона № 248-ФЗ. Срок обжалования решения — 30 календарных дней со дня, когда проверяемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Срок обжалования предписания — 10 рабочих дней с момента его получения (ч. 5, 6 ст. 40 закона № 248-ФЗ).
Жалобу рассматривает руководитель (заместитель руководителя) налоговой либо вышестоящий орган ФНС (в порядке подчиненности). Общий срок рассмотрения жалобы — 20 рабочих дней со дня ее регистрации (пп. 42, 43 положения № 272, п. 1 ч. 2 ст. 40, ч. 2, 3 ст. 43 закона № 248-ФЗ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь