Включение компании в реестр иноагентов влечет для нее массу запретов и ограничений. Например, нельзя участвовать в госзакупках и обучать несовершеннолетних. В статье изложено, в каком порядке и при наличии каких оснований юрлицо могут признать иностранным агентом.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Закон об иноагентах
- Условия признания юрлица иноагентом
- Порядок признания юрлица иноагентом
- Последствия признания иноагентом
Закон об иноагентах
Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ, так называемый Закон об иногентах вступил в силу 1 декабря 2022 года. Однако сам термин «иностранный агент» был введен еще 2012 году законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» от 20.07.2012 № 121-ФЗ. Как видно из названия, иноагентами первоначально признавались исключительно некоммерческие организации. В 2017 году было введено понятие «СМИ – «иностранный агент». В последующем в качестве иноагентов стали признавать физических лиц, незарегистрированные общественные объединения, российские и иностранные компании, которые участвовали в осуществлении политической либо информационной деятельности и получали денежные средства и имущество от иностранных источников.
Названные виды иностранных агентов предусматривались разными федеральными законами, реестры велись отдельно. При этом критерии, по которым лиц включали в реестры, были схожи и влекли практически одинаковые последствия.
Поэтому в целях систематизации и упрощения всей правовой базы принят закон № 255-ФЗ. Полный список иноагентов можно найти на официальном сайте Минюста РФ (https://minjust.gov.ru/).
Условия признания юрлица иноагентом
Для признания иностранным агентом в России юридическое лицо должно (ч. 1 ст. 1 закона № 255-ФЗ):
• получать поддержку от иностранного источника и (или) находиться под иностранным влиянием в других формах;
• осуществлять виды деятельности, указанные в ст. 4 закона № 255-ФЗ.
Под иностранным влиянием следует понимать предоставление иностранным источником юридическому лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Поддержка – предоставление компании иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание ей организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах (ст. 2 закона № 255-ФЗ).
Иностранными источниками признаются (ст. 3 закона № 255-ФЗ):
• иностранные государства;
• органы публичной власти зарубежных стран;
• международные и иностранные организации;
• иностранные граждане;
• лица без гражданства;
• иностранные структуры без образования юридического лица;
• лица, уполномоченные вышеуказанными источниками;
• граждане РФ и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных выше источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества. Исключение – ОАО с государственным участием и их дочерние общества;
• российские компании, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
• лица, находящиеся под влиянием указанных выше источников.
К видам деятельности, при осуществлении которых юридическое лицо может быть признано иностранным агентом, относятся (ч. 1, 2, 6 ст. 4 закона № 255-ФЗ):
• целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ (если отсутствуют признаки таких уголовно наказуемых деяний, как шпионаж и государственная измена). Перечень таких сведений утвержден Приказом ФСБ России от 04.11.2022 № 547;
• распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) участие в создании таких сообщений и материалов;
• финансирование вышеуказанной деятельности;
• политическая деятельность, под которой понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, включая (ч. 3 ст. 1 закона № 255-ФЗ):
• органы публичной власти РФ, лиц, подконтрольных РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственные компании, государственные корпорации, а также лиц, подконтрольных им, органы управления государственными внебюджетными фондами;
• религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
• политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
• объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Порядок признания юрлица иноагентом
Юридическое лицо приобретает статус иностранного агента со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте Минюста РФ сведений о нем в реестре иностранных агентов (ч. 4 ст. 1 закона № 255-ФЗ, п. 24 порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 307).
Подлежат включению в реестр иностранных агентов сведения о юрлицах, которые на день вступления в силу закона № 255-ФЗ (01.12.2022) были включены в реестры, предусмотренные (ч. 1, 2 ст. 14 закона № 255-ФЗ, пп. «е» п. 1 приказа Минюста РФ № 307):
• ч. 5 ст. 6 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1;
• п. 10 ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Основанием для включения в реестр является распоряжение Минюста России, которое издается на основании (п. 9 приказа Минюста РФ № 307):
• заявления о включении в реестр;
• уведомления иностранного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 4 закона № 255-ФЗ, об учреждении российского юридического лица, осуществляющего распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов иностранного агента;
• документа, подтверждающего учреждение иностранным агентом российского юридического лица (в том числе до приобретения статуса иностранного агента), поступившего от органов публичной власти;
• результатов проведения Минюстом РФ внеплановой проверки компании, действующей в качестве иностранного агента, которая не подала заявление о включении в реестр;
• результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представляемых в соответствии с законом № 255-ФЗ, а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием сети Интернет), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
Если организация намерена действовать в качестве иноагента, то она не позднее чем за месяц до начала своих действий обязана подать в Минюст заявление о включении в реестр иностранных агентов (ч. 1 ст. 7 закона от № 255-ФЗ, п. 1 порядка подачи заявления лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента, о включении его в реестр иностранных агентов (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 305).
Заявление подается по форме, содержащейся в приложении № 3 к приказу № 305. Обратиться с ним вправе руководитель российского или иностранного юрлица или лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени компании (абз. 3 п. 2 № приказа Минюста РФ № 305).
Документ подается в прошитом виде лично либо почтовым отправлением (с описью вложения). Датой подачи документа считается дата его принятия Минюстом, если документы представлены лично, либо дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы были направлены почтой (пп. 3, 4 приказа Минюста РФ № 305).
Распоряжение о включении иностранного агента в реестр издается Минюстом не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления заявления (ч. 3 ст. 7 закона № 255-ФЗ, п. 11 приказа Минюста РФ № 307).
В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало соответствующее заявление, Минюст РФ принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня выявления. О принятом решении такое лицо уведомляется в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7 ст. 7 закона № 255-ФЗ).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице принимается Минюстом РФ по согласованию с МИД РФ. Минюст не позднее трех рабочих дней со дня поступления в отношении иностранного юридического лица документов направляет в МИД РФ проект распоряжения о включении такого лица в реестр и копии документов, являющихся основанием для подготовки данного распоряжения. МИД РФ в срок, исключающий возможность нарушения установленных ч. 3 ст. 7 закона № 255-ФЗ сроков, официально информирует Минюст РФ о согласовании (об отказе в согласовании) проекта распоряжения о включении иностранного юридического лица в реестр (п. 10 приказа Минюста РФ № 307).
Департамент организации и контроля Минюста РФ не позднее одного рабочего дня со дня издания распоряжения о включении в реестр передает его копию в Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста РФ (п. 21 приказа Минюста РФ № 307).
Минюст не позднее чем через 5 рабочих дней со дня включения в реестр уведомляет юридическое лицо об этом путем направления уведомления, подписанного директором Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста РФ и содержащего сведения об основании и дате включения в реестр (ч. 3, 7 ст. 7 закона № 255-ФЗ, п. 22 приказа Минюста РФ № 307).
Внесение сведений в реестр на электронных носителях осуществляет Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста РФ не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о включении в реестр (п. 23 приказа Минюста РФ № 307).
Должностное лицо Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста в день получения копии распоряжения о включении в реестр направляет сведения, обязательные к размещению, в Департамент законопроектной работы и коммуникаций Минюста РФ для размещения их на официальном сайте Минюста. Департамент законопроектной работы и коммуникаций Минюста РФ не позднее 3 рабочих дней со дня получения сведений, содержащихся в реестре, размещает на официальном сайте Минюста сведения, обязательные к размещению (пп. 25, 26 приказа Минюста РФ № 307).
Последствия признания иноагентом
Признание организации иностранным агентом возлагает для нее обязанности и накладывает ограничения (ст. 9, 11 закона № 255-ФЗ).
В частности, такое юрлицо обязано сообщать о наличии статуса иноагента при осуществлении вида деятельности, указанного в ст. 4 закона № 255-ФЗ. В том числе, если в ходе осуществления такой деятельности направляет обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и учреждения (ч. 1 ст. 9 закона № 255-ФЗ).
Материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст. 4 закона № 255-ФЗ, в том числе через СМИ и (или) с использованием сети Интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента (ч. 3 ст. 9 закона № 255-ФЗ).
Также необходимо сообщать о наличии статуса иноагента своим учредителям, бенефициарам и работникам (ч. 2 ст. 9 закона № 255-ФЗ).
Признанная иностранным агентом организация обязана представлять в Минюст РФ или его территориальный орган:
1) отчет о своей деятельности один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
2) сведения об учредителях (о членах, об участниках), персональном составе руководящих органов и работников один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
3) сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября) (пп. 1, 2, 3 ч. 8, пп. 2, 3 ч. 10 ст. 9 закона № 255-ФЗ, абз. 2, 3, 4 п. 1 порядка представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 304).
Российские компании, включенные в реестр и получившие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность таких лиц подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом (ч. 6, 7 ст. 9 закона № 255-ФЗ).
Организациям, признанным иностранными агентами, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума (ч. 6 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Им также запрещено организовывать публичные мероприятия, в том числе перечислять денежные средства, передавать иное имущество в целях проведения публичного мероприятия (ч. 7 ст. 11 закона № 255-ФЗ).
Иностранные агенты не могут делать пожертвования политической партии и ее региональным отделениям, заключать сделки с политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением (ч. 8 ст. 11 закона № 255-ФЗ).
Юридическое лицо — иноагент не вправе осуществлять просветительскую и образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить для них информационную продукцию (ч. 9, 10 ст. 11 закона № 255-ФЗ, ч. 1.1 ст. 12.2, ч. 3 ст. 21 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Иностранный агент не вправе принимать участие (ч. 11 ст. 11 закона № 255-ФЗ):
• в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ;
• в отборе исполнителей услуг в соответствии с Законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13.07.2020 № 189-ФЗ.
Обладающая статусом иностранного агента организация лишена возможности получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности (ч. 12 ст. 11 закона № 255-ФЗ).
В отношении организаций — иностранных агентов предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок (ч. 4 ст. 10 закона № 255-ФЗ).
Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные компаниями — иностранными агентами или в их пользу (ч. 13 ст. 11 закона № 255-ФЗ).
Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 15 ст. 11 закона № 255-ФЗ).
На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ч. 16 ст. 11 закона № 255-ФЗ).
Кроме того, такие компании не вправе (ч. 11—19 ст. 11 закона № 255-ФЗ):
• осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению их безопасности;
• участвовать в организации и проведении государственной экологической экспертизы, в том числе в качестве эксперта;
• осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды.
На иноагентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ч. 20 ст. 11 закона № 255-ФЗ). В частности, не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента (ч. 10.5 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Запрещена реклама в средствах массовой информации, в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов (ч. 10 ст. 4 закона № 38-ФЗ).
Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в ст. 11 закона № 255-ФЗ. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства РФ об иностранных агентах (ч. 5 ст. 1 закона № 255-ФЗ).
Вы можете оставить первый комментарий