Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Признание юрлица иноагентом

Включение компании в реестр иноагентов влечет для нее массу запретов и ограничений. Например, нельзя участвовать в госзакупках и обучать несовершеннолетних. В статье изложено, в каком порядке и при наличии каких оснований юрлицо могут признать иностранным агентом.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Закон об иноагентах
  2. Условия признания юрлица иноагентом
  3. Порядок признания юрлица иноагентом
  4. Последствия признания иноагентом

Закон об иноагентах

Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ, так называемый Закон об иногентах вступил в силу 1 декабря 2022 года. Однако сам термин «иностранный агент» был введен еще 2012 году законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» от 20.07.2012 № 121-ФЗ. Как видно из названия, иноагентами первоначально признавались исключительно некоммерческие организации. В 2017 году было введено понятие «СМИ – «иностранный агент». В последующем в качестве иноагентов стали признавать физических лиц, незарегистрированные общественные объединения, российские и иностранные компании, которые участвовали в осуществлении политической либо информационной деятельности и получали денежные средства и имущество от иностранных источников.

Названные виды иностранных агентов предусматривались разными федеральными законами, реестры велись отдельно. При этом критерии, по которым лиц включали в реестры, были схожи и влекли практически одинаковые последствия.

Поэтому в целях систематизации и упрощения всей правовой базы принят закон № 255-ФЗ. Полный список иноагентов можно найти на официальном сайте Минюста РФ  (https://minjust.gov.ru/).

Условия признания юрлица иноагентом

Для признания иностранным агентом в России юридическое лицо должно (ч. 1 ст. 1 закона № 255-ФЗ):

• получать поддержку от иностранного источника и (или) находиться под иностранным влиянием в других формах;
• осуществлять виды деятельности, указанные в ст. 4 закона № 255-ФЗ.

Под иностранным влиянием следует понимать предоставление иностранным источником юридическому лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Поддержка – предоставление компании иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание ей организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах (ст. 2 закона № 255-ФЗ).

Иностранными источниками признаются (ст. 3 закона № 255-ФЗ):

• иностранные государства;
• органы публичной власти зарубежных стран;
• международные и иностранные организации;
• иностранные граждане;
• лица без гражданства;
• иностранные структуры без образования юридического лица;
• лица, уполномоченные вышеуказанными источниками;
• граждане РФ и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных выше источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества. Исключение – ОАО с государственным участием и их дочерние общества;
• российские компании, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
• лица, находящиеся под влиянием указанных выше источников.

К видам деятельности, при осуществлении которых юридическое лицо может быть признано иностранным агентом, относятся (ч. 1, 2, 6 ст. 4 закона № 255-ФЗ):

• целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ (если отсутствуют признаки таких уголовно наказуемых деяний, как шпионаж и государственная измена). Перечень таких сведений утвержден Приказом ФСБ России от 04.11.2022 № 547;
• распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) участие в создании таких сообщений и материалов;
• финансирование вышеуказанной деятельности;
• политическая деятельность, под которой понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.

Предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, включая (ч. 3 ст. 1 закона № 255-ФЗ):

• органы публичной власти РФ, лиц, подконтрольных РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственные компании, государственные корпорации, а также лиц, подконтрольных им, органы управления государственными внебюджетными фондами;
• религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
• политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
• объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Порядок признания юрлица иноагентом

Юридическое лицо приобретает статус иностранного агента со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте Минюста РФ сведений о нем в реестре иностранных агентов (ч. 4 ст. 1 закона № 255-ФЗ, п. 24 порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 307).

Подлежат включению в реестр иностранных агентов сведения о юрлицах, которые на день вступления в силу закона № 255-ФЗ (01.12.2022) были включены в реестры, предусмотренные (ч. 1, 2 ст. 14 закона № 255-ФЗ, пп. «е» п. 1 приказа Минюста РФ № 307):

• ч. 5 ст. 6 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1;
• п. 10 ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Основанием для включения в реестр является распоряжение Минюста России, которое издается на основании (п. 9  приказа Минюста РФ № 307):

• заявления о включении в реестр;
• уведомления иностранного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 4 закона № 255-ФЗ, об учреждении российского юридического лица, осуществляющего распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов иностранного агента;
• документа, подтверждающего учреждение иностранным агентом российского юридического лица (в том числе до приобретения статуса иностранного агента), поступившего от органов публичной власти;
• результатов проведения Минюстом РФ внеплановой проверки компании, действующей в качестве иностранного агента, которая не подала заявление о включении в реестр;
• результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представляемых в соответствии с законом № 255-ФЗ, а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием сети Интернет), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.

Если организация намерена действовать в качестве иноагента, то она не позднее чем за месяц до начала своих действий обязана подать в Минюст заявление о включении в реестр иностранных агентов (ч. 1 ст. 7 закона от № 255-ФЗ, п. 1 порядка подачи заявления лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента, о включении его в реестр иностранных агентов (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 305).

Заявление подается по форме, содержащейся в приложении № 3 к приказу № 305. Обратиться с ним вправе руководитель российского или иностранного юрлица или лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени компании (абз. 3 п. 2  № приказа Минюста РФ № 305).

Документ подается в прошитом виде лично либо почтовым отправлением (с описью вложения). Датой подачи документа считается дата его принятия Минюстом, если документы представлены лично, либо дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы были направлены почтой (пп. 3, 4 приказа Минюста РФ № 305).
Распоряжение о включении иностранного агента в реестр издается Минюстом не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления заявления (ч. 3 ст. 7 закона № 255-ФЗ, п. 11 приказа Минюста РФ № 307).

В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало соответствующее заявление, Минюст РФ принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня выявления. О принятом решении такое лицо уведомляется в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7 ст. 7 закона № 255-ФЗ).

Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице принимается Минюстом РФ по согласованию с МИД РФ. Минюст не позднее трех рабочих дней со дня поступления в отношении иностранного юридического лица документов направляет в МИД РФ проект распоряжения о включении такого лица в реестр и копии документов, являющихся основанием для подготовки данного распоряжения. МИД РФ в срок, исключающий возможность нарушения установленных ч. 3 ст. 7 закона № 255-ФЗ сроков, официально информирует Минюст РФ о согласовании (об отказе в согласовании) проекта распоряжения о включении иностранного юридического лица в реестр (п. 10 приказа Минюста РФ № 307).

Департамент организации и контроля Минюста РФ не позднее одного рабочего дня со дня издания распоряжения о включении в реестр передает его копию в Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста РФ (п. 21 приказа Минюста РФ № 307).

Минюст не позднее чем через 5 рабочих дней со дня включения в реестр уведомляет юридическое лицо об этом путем направления уведомления, подписанного директором Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста РФ и содержащего сведения об основании и дате включения в реестр (ч. 3, 7 ст. 7 закона № 255-ФЗ, п. 22 приказа Минюста РФ № 307).

Внесение сведений в реестр на электронных носителях осуществляет Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста РФ не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о включении в реестр (п. 23 приказа Минюста РФ № 307).

Должностное лицо Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста в день получения копии распоряжения о включении в реестр направляет сведения, обязательные к размещению, в Департамент законопроектной работы и коммуникаций Минюста РФ для размещения их на официальном сайте Минюста. Департамент законопроектной работы и коммуникаций Минюста РФ не позднее 3 рабочих дней со дня получения сведений, содержащихся в реестре, размещает на официальном сайте Минюста сведения, обязательные к размещению (пп. 25, 26  приказа Минюста РФ № 307).

Последствия признания иноагентом

Признание организации иностранным агентом возлагает для нее обязанности и накладывает ограничения (ст. 9, 11 закона № 255-ФЗ).

В частности, такое юрлицо обязано сообщать о наличии статуса иноагента при осуществлении вида деятельности, указанного в ст. 4 закона № 255-ФЗ. В том числе, если в ходе осуществления такой деятельности направляет обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и учреждения (ч. 1 ст. 9 закона № 255-ФЗ).

Материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст. 4 закона № 255-ФЗ, в том числе через СМИ и (или) с использованием сети Интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента (ч. 3 ст. 9 закона № 255-ФЗ).

Также необходимо сообщать о наличии статуса иноагента своим учредителям, бенефициарам и работникам (ч. 2 ст. 9 закона № 255-ФЗ).

Признанная иностранным агентом организация обязана представлять в Минюст РФ или его территориальный орган:

1) отчет о своей деятельности один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
2) сведения об учредителях (о членах, об участниках), персональном составе руководящих органов и работников один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
3) сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября) (пп. 1, 2, 3 ч. 8, пп. 2, 3 ч. 10 ст. 9 закона № 255-ФЗ, абз. 2, 3, 4 п. 1 порядка представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 304).

Российские компании, включенные в реестр и получившие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность таких лиц подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом (ч. 6, 7 ст. 9 закона № 255-ФЗ).

Организациям, признанным иностранными агентами, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума (ч. 6 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Им также запрещено организовывать публичные мероприятия, в том числе перечислять денежные средства, передавать иное имущество в целях проведения публичного мероприятия (ч. 7 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Иностранные агенты не могут делать пожертвования политической партии и ее региональным отделениям, заключать сделки с политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением (ч. 8 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Юридическое лицо — иноагент не вправе осуществлять просветительскую и образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить для них информационную продукцию (ч. 9, 10 ст. 11 закона № 255-ФЗ, ч. 1.1 ст. 12.2, ч. 3 ст. 21 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Иностранный агент не вправе принимать участие (ч. 11 ст. 11 закона № 255-ФЗ):

• в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ;
• в отборе исполнителей услуг в соответствии с Законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13.07.2020 № 189-ФЗ.

Обладающая статусом иностранного агента организация лишена возможности получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности (ч. 12 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

В отношении организаций — иностранных агентов предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок (ч. 4 ст. 10 закона № 255-ФЗ).

Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные компаниями — иностранными агентами или в их пользу (ч. 13 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 15 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ч. 16 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Кроме того, такие компании не вправе (ч. 11—19 ст. 11 закона № 255-ФЗ):

• осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению их безопасности;
• участвовать в организации и проведении государственной экологической экспертизы, в том числе в качестве эксперта;
• осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды.

На иноагентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ч. 20 ст. 11 закона № 255-ФЗ). В частности, не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента (ч. 10.5 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Запрещена реклама в средствах массовой информации, в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов (ч. 10 ст. 4 закона № 38-ФЗ).

Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в ст. 11 закона № 255-ФЗ. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства РФ об иностранных агентах (ч. 5 ст. 1 закона № 255-ФЗ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь