Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Признание физлица иноагентом

Признание физлица иностранным агентом влечет для него массу негативных последствий. Например, запрещено распространять рекламу с использованием его информационного ресурса. При наличии каких оснований физлицо признается иноагентом и какие дополнительные обязанности и ограничения на него накладывает наличие данного статуса, расскажем в нашей статье.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. За что дают статус иноагента физлицу
  2. Заявление о включении в реестр иноагентов
  3. Последствия включения в реестр иноагентов

За что дают статус иноагента физлицу

Иностранным агентом может быть признано физическое лицо, независимо от его гражданства или при отсутствии такового, осуществляющее определенные виды деятельности и получившее от иностранного источника поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, например, при оказании на него воздействия путем принуждения (ч. 1, 2 ст. 1, ст. 2 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ).

Поддержка – это предоставление физлицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание ему организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах (ст. 2 закона № 255-ФЗ).

Иностранными источниками признаются (ст. 3 закона № 255-ФЗ):

• иностранные государства;
• органы публичной власти зарубежных стран;
• международные и иностранные организации;
• иностранные граждане;
• лица без гражданства;
• иностранные структуры без образования юрлица;
• лица, уполномоченные вышеуказанными источниками;
• граждане РФ и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных выше источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества. Исключение – ОАО с государственным участием и их дочерние общества;
• российские компании, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
• лица, находящиеся под влиянием указанных выше источников.

К видам деятельности, осуществляемым физлицом при признании его иностранным агентом, относят (ч. 1, 6 ст. 4 закона № 255-ФЗ, ст. 275, 276 УК РФ):

1) целенаправленный сбор определенных сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ (при отсутствии признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж);
2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов и (или) участие в их создании;
3) финансирование указанных выше видов деятельности;
4) политическую деятельность.

Актуальный реестр физлиц иноагентов можно найти на сайте Минюста РФ в Сети (https://minjust.gov.ru/). Статус иностранного агента физлицо приобретает со дня, следующего за днем размещения сведений о нем в реестре иностранных агентов, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра (ч. 4 ст. 1 закона № 255-ФЗ, пп. 2 п. 2 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2023 № 10, пп. 1, 24 приложения № 1 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 307).

Заявление о включении в реестр иноагентов

Физлицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано не позднее чем за месяц до начала своей деятельности в качестве иноагента подать в Минюст заявление о включении его в реестр. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, постоянно проживающее за пределами РФ и намеревающееся после прибытия в РФ действовать в качестве иностранного агента, обязано заявить об этом в Минюст РФ не позднее чем за месяц до дня въезда в Россию (ч. 1, 2 ст. 7 закона № 255-ФЗ, п. 1 приложения № 1, п. 1 приложения № 2 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 305).

От обязанности подавать такое заявление освобождаются, в частности, аккредитованные в РФ иностранные журналисты. Однако в случае осуществления ими соответствующей деятельности, не относящейся к профессиональной деятельности журналиста, их включают в реестр (п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 7 закона № 255-ФЗ).

Минюст России принимает решение о включении в реестр сведений о лице в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня выявления лица, действующего в качестве иноагента и не подавшего заявление. После принятия решения уведомляет об этом соответствующее лицо в течение 5 рабочих дней. Решение о включении в реестр может быть обжаловано в суде (ч. 3, 7, 9 ст. 7 закона № 255-ФЗ).

Непредставление или несвоевременное представление заявления о включении в реестр иноагентов может повлечь административную и уголовную ответственность (ч. 2, 9 ст. 19.34 КоАП РФ, ч. 3 ст. 330.1 УК РФ).

В случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для включения лица в реестр, и (или) прекращения получения от иностранных источников денежных средств (иного имущества), организационно-методической, научно-технической или иной помощи такое лицо вправе подать в Минюст РФ заявление об исключении его из реестра (ч. 3 ст. 8 закона № 255-ФЗ).

Последствия включения в реестр иноагентов

Включенное в реестр физлицо обязано указывать при осуществлении деятельности в качестве иностранного агента о наличии этого статуса, в том числе при обращении в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы. Материалы (информация), производимые и (или) распространяемые таким лицом, в том числе через СМИ и (или) Интернет, также должны сопровождаться соответствующим указанием (ч. 1, 3 ст. 9 закона № 255-ФЗ).

Неисполнение физлицом обязанности по указанию своего статуса как иностранного агента может повлечь административную ответственность (ч. 3, 9 ст. 19.34 КоАП РФ).
Не допускаются распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента и реклама такого информационного ресурса (ч. 10.5 ст. 5,ч. 10 ст. 4 Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Включение человека в реестр влечет наложение него ряда ограничений. Например, он не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии и комиссии референдума. Кроме того, такому лицу может быть отказано в допуске к государственной тайне.

Полномочия лиц, которые на 15.05.2024 были включены в реестр иностранных агентов и замещают должности в органах публичной власти, прекращаются досрочно, если в течение 180 дней с указанной даты они не будут исключены из реестра (ч. 1, 2, 20 ст. 11 закона № 255-ФЗ, ч. 1, 3 ст. 11 Закона от 15.05.2024 № 99-ФЗ, ч. 1 ст. 22 Закона от 21.07.1993 № 5485-1, ч. 10.5 ст. 5, п. 12 ст. 7 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, ч. 10 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1).

Физлицо-иноагент должно не реже одного раза в полгода размещать в Интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности, а также регулярно предоставлять в Минюст РФ или его территориальный орган определенные сведения. Например, информацию об иностранных источниках и полученных от них денежных средствах и ином имуществе предоставляются ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября) (п. 3 ч. 8, п. 3 ч. 10, ч. 12 ст. 9 закона № 255-ФЗ, п. 1 приложения № 1, п. 1 приложения № 2 к Приказу Минюста РФ от 29.11.2022 № 304).

Непредставление (несвоевременное представление) отчета и сведений может повлечь административную и уголовную ответственность. За невыполнение в срок предписания (предупреждения) Минюста об устранении нарушений также предусмотрена административная ответственность (ч. 42 ст. 19.5, ч. 2, 6, 9 ст. 19.34 КоАП РФ, ч. 3 ст. 330.1 УК РФ, п. п. 5, 6 ч. 9 ст. 10 закона № 255-ФЗ).

Физлицам-иноагентам запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума (ч. 6 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Они не могут делать пожертвования политической партии и ее региональным отделениям (ч. 8 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Иностранный агент не вправе осуществлять педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях (ч. 9 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Он не имеют право получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности (ч. 12 ст. 11 pакона № 255-ФЗ).

Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физлица независимо от их гражданства при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в ст. 11 закона № 255-ФЗ. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства РФ об иностранных агентах (ч. 5 ст. 1 закона № 255-ФЗ).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь