Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Приватизация муниципального имущества

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

В нашей статье рассмотрим порядок возмездного отчуждения имущества, принадлежащего муниципалитету, в собственность физических и (или) юридических лиц, в соответствии с Законом от 21.12.2001 № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178).

Содержание

  1. Способы приватизации муниципального имущества
  2. Объекты приватизации муниципального имущества
  3. Условия приватизации муниципального имущества
  4. Порядок приватизации муниципального имущества

Способы приватизации муниципального имущества

Нормативно предусмотрены следующие способы отчуждения имущества муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц:

• Продажа муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона № 178). Такой способ избирается, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Приобретателем становится тот, кто предложит в ходе торгов наиболее высокую цену. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. Если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с этим лицом по начальной цене аукциона. Если такой участник отказывается заключать договор, аукцион признаётся несостоявшимся.

• Продажа муниципального имущества на конкурсе (ст. 20 Закона № 178). Закон определяет перечень объектов, передача которых осуществляется исключительно в порядке проведения конкурса. К ним относятся, в частности, объекты культурного наследия, сети газораспределения, если они находятся в неудовлетворительном состоянии. В отличии от аукциона от участника конкурса требуется соблюдение определённых условий. Так, если покупатель приобретает здание — памятник истории и архитектуры, организатором торгов может быть предусмотрено требование о проведении работ по сохранению и реставрации такого здания.

• Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения либо по минимально допустимой цене (ст. 23, 24 Закона № 178).

Указанные способы применяются, если передача имущества на аукционе не состоялась.

• Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19 Закона № 178). Специализированным аукционом признается способ отчуждения акций на открытых по составу участников торгах. Все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию с точностью до копейки. Если в аукционе изъявил желание участвовать один человек, аукцион считается несостоявшимся.

• Продажа акций акционерных обществ в доверительное управление (ст. 26 Закона № 178). Доверительный управляющий осуществляет в отношении имущества правомочия собственника в определенных законом и договором рамках, хотя право собственности к нему не переходит. Доход от управления имуществом принадлежит собственнику имущества или иному выгодоприобретателю. При этом доверительный управляющий выгодоприобретателем быть не может (п. 2 ст. 1012, п. 3 ст. 1015, п. 2 ст. 1020 ГК РФ).

Передача муниципального имущества в доверительное управление осуществляется по результатам конкурса. Если доверительным управляющим будут соблюдены все условия договора, она вправе приобрести имущество в собственность. В качестве примера приведём ситуацию: компания выиграла торги и приобрело у муниципалитета в доверительное управление пакет акций АО «Фабрика – Прачечная». Условиями договора доверительного управления предусматривалось повышение доходности акций и контроль за прибыльным режимом работы. Компания условия выполнила, нарушений не допустила и получила право приобрести акции в собственность.

• Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью (глава 7 Закона № 178). В результате создания акционерного общества в результате такой реорганизации орган местного самоуправления становится собственником 100 процентов пакета акций.
Преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью отличается от создания акционерного общества тем, что муниципалитет становится владельцем не 100 процентов акций, а всеми долями в уставном капитале.

После создания АО или ООО муниципалитет вправе произвести отчуждение в собственность физических или юридических лиц акций либо долей в уставном капитале на аукционе.

• Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ (ст. 25 Закона № 178). Такой способ избирается в целях участия муниципального образования в деятельности акционерного общества. Муниципальное имущество может быть внесено в уставной капитал акционерного общества при его создании. Иным возможным вариантом участия является оплата дополнительно размещённых акций при увеличении уставных капиталов акционерных обществ.

Не некоторых из указанных способах более подробно остановимся при описании порядка приватизации.

Объекты приватизации муниципального имущества

В порядке, установленном Законом № 178, из муниципальной собственности в собственность физических или юридических лиц могут отчуждаться здания, помещения, сооружения при условии, если они не переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение. Совместно с указанными объектами могут отчуждаться занятые ими земельные участки. Могут быть отчуждены акции и доли муниципалитета в уставных капиталах хозяйственных обществ, движимое имущество. Отдельным видом имущества, подлежащим передаче в собственности граждан или юридических лиц, являются муниципальные унитарные предприятия.

В статье 3 Закона № 178 содержится обширный перечень объектов ,на которые не распространяется действие указанного нормативного акта. В их числе указан муниципальный жилищный фонд. В этой связи, стоит обратить внимание на то, что под приватизацией жилищного фонда понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений. Такое отчуждение осуществляется в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и в настоящей статье не рассматривается.

Отчуждению в частную собственность, ни при каких обстоятельствах, не подлежит имущество, изъятое из оборота, а также те объекты недвижимости, которые могут находиться только в муниципальной собственности. В этот перечень, в частности входят:

– земельные участки, зараженные опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; а также земельные участки общего пользования общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
– объекты гражданской обороны (бомбоубежища);
– объекты социальной инфраструктуры для детей (школы, детские сады);
– объекты здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения (поликлиники, амбулатории).

Условия приватизации муниципального имущества

В порядке, установленном Законом № 178, из муниципальной собственности в собственность физических или юридических лиц могут отчуждаться здания, помещения, сооружения при условии, если они не переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение. Совместно с указанными объектами могут отчуждаться занятые ими земельные участки. Могут быть отчуждены акции и доли муниципалитета в уставных капиталах хозяйственных обществ, движимое имущество. Отдельным видом имущества, подлежащим передаче в собственности граждан или юридических лиц, являются муниципальные унитарные предприятия.

В статье 3 Закона № 178 содержится обширный перечень объектов ,на которые не распространяется действие указанного нормативного акта. В их числе указан муниципальный жилищный фонд. В этой связи, стоит обратить внимание на то, что под приватизацией жилищного фонда понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений. Такое отчуждение осуществляется в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и в настоящей статье не рассматривается.

Отчуждению в частную собственность, ни при каких обстоятельствах, не подлежит имущество, изъятое из оборота, а также те объекты недвижимости, которые могут находиться только в муниципальной собственности. В этот перечень, в частности входят:

– земельные участки, зараженные опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; а также земельные участки общего пользования общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
– объекты гражданской обороны (бомбоубежища);
– объекты социальной инфраструктуры для детей (школы, детские сады);
– объекты здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения (поликлиники, амбулатории).

Порядок приватизации муниципального имущества

На этапе планирования муниципалитетом осуществляется разработка и утверждение прогнозных планов (программ) на плановый период. В зависимости от принятого органом местного самоуправления решения плановый период может составлять от 1 года 3 лет. В программе указывается перечень муниципального имущества, которое планируется передать в собственность физических и юридических лиц, и прогноз объёмов поступлений в местный бюджет (постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806).

В соответствии с программой органом местного самоуправления в отношении имущества, планируемого к передаче, принимается решение об условиях приватизации. В документе, в частности, указываются наименование имущества, способ приватизации и начальная цена.

Итак, прогнозный план утверждён, решение об условиях передачи принято, способ отчуждения выбран. Органом местного самоуправления добросовестно предприняты все необходимые меры по информированию всех заинтересованных лиц, начинается непосредственно процедура отчуждения имущества.

Порядок действий по приватизации определяется избранным способом его отчуждения. Как обещали, остановимся на некоторых из них более подробно.

Процедура продажи муниципального имущества в электронной форме подробно прописана в постановлении Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

Если мы говорим об аукционе или конкурсе по приобретению муниципального имущества такая процедура состоит из последовательного совершения следующих действий:

1) определение первоначальной цены и шага повышения;
2) приём заявок на участие в торгах;
3) определение претендентов на участие;
4) внесение претендентами задатка в качестве гарантии своей платежеспособности;
5) проведение аукциона или конкурса;
6) подведение итогов. Определение победителя или признания торгов несостоявшимся;
7) подписание с победителем договора купли-продажи, государственная регистрация перехода права собственности, если предметом аукциона является недвижимое имущество.

Если аукцион не состоялся (не было ни одной заявки на участие в нём), начинается следующий этап – публичное предложение (глава 5 постановления, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860).

Устанавливается цена первоначального публичного предложения, которая не может быть ниже цены, выставленной на аукцион. Также определяется шаг снижения и минимум за который может быть продано имущество (50 процентов от первоначальной цены). К примеру, здание выставлялось на аукцион за 1 млн. рублей. Для продажи посредством публичного предложения установлен шаг снижения в размере 100 000 рублей и минимальная цена 500 000 рублей.

В соответствии с установленной процедурой начальная цена держится 1 час. Если предложений не поступило, начинается снижение. Каждые 10 минут на 1 шаг (на 100 000 рублей) до предельного минимума 500 000 рублей.
Победителем признается участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников.

Если муниципальное имущество по-прежнему оказалось не востребовано, имущество продаётся по минимально допустимой цене (ст. 24 Закона № 178). При продаже по минимально допустимой цене такая цена, по общему правилу, устанавливается в размере 5 процентов от цены первоначального предложения. Для нашего здания это будет 50 000 рублей.

Процедура специализированного аукциона отличается от обычного. Расскажем о ней на основе конкретной ситуации (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2015 № Ф03-83/2015 по делу № А51-16274/2014).

Администрации г. Уссурийска на праве собственности принадлежит 100% акций ОАО «ЦентрОптика». Муниципалитет принял решение о приватизации общества посредством продажи акций на специализированном аукционе.

При этом организатор объявил, что акций всего 3626 штук. Цена одной акции составляет 3 135,14 рублей. Итоговая цена продажи акций составляет 11 368 017,64 руб (3626 * 3135, 14 р = 11 368 017, 64 руб).

В соответствии с установленным порядком участники аукциона должны заполнить бланки заявок и указать произвольную сумма денежных средств, направляемых в оплату акций. Они не знают, сколько акций за неё получат. Для них это будет сюрприз. Таковы правили специализированного аукциона.

Для нашего аукциона представлены 3 заявки, в которых претенденты выразили намерение купить акции по любой единой цене продажи. В этих целях они направили организатору:

Гражданин А . – сумму 10 000 рублей;
ООО «Садал» — 11 400 000 рублей;
Гражданин Б — 11 510 000 рублей.

С учётом поступивших сумм организатору стоит определить единую стоимость одной акции. Всего тремя участниками направлено 22 920 000 руб. Мы помним, что количество размещаемых акций 3 626 штук. Значит определяем цену за одну акцию: 22 920 000 руб/3626 = 6321 руб. Единая цена продажи акции должна была составить 6 321,01 руб. за одну акцию.

Победителями аукциона в указанном случае являются все претенденты, так как они направили в оплату акций сумму денежных средств, превышающую единую цену продажи (все больше 6321 руб).

Далее, чтобы определить, сколько акций может приобрести каждый участник, мы должны разделить сумму, выделенную ими, на единую цену одной акции. И получилось, что гражданин А может приобрести 1 акцию, ООО «Садал» — 1 804 акции, Гражданин «Б» — 1 821 акции.

В заключение остановимся на таком способе приватизации, как преобразование муниципального предприятия в акционерное общество. Указанный способ несколько обособлен от иных. Здесь нет предусмотренной Законом № 178 передачи денежных средств за имущество. Возмездность заключается в том, что муниципалитет передаёт в уставной капитал своё имущество, а взамен получает акции.

Данный вариант приватизации часто вызывает неодобрение и опасения граждан. Однако в большинстве случаев преобразование МУПов является вынужденной мерой.

В связи с изменением законодательства оказалось, что в собственности муниципалитетов могут быть только отдельные виды предприятий. Это те, которые работают в сфере культуры и искусства либо субъекты естественных монополий. Остальные предприятия подлежат либо преобразованию, либо ликвидации. Часто это МУПы, оказывающие услуги транспорта, водоснабжения и теплообеспечения. На сегодняшний день они работают не за бюджетные деньги, а за средства граждан (плата за проезд, коммунальные услуги).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь