Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

В статье рассмотрено, что собой представляет предостережение, которое выносится в рамках государственного или муниципального контроля. Повествуется о том, в каких ситуациях его могут получить подконтрольные лица, придется ли на него отвечать и исполнять его, а также  когда предостережение может объявить прокурор.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Что означает «организации объявлено предостережение»
  2. В каких случаях выносится предостережение
  3. Кто выносит предостережение
  4. Форма предостережения
  5. Ответ на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
  6. Срок ответа на предостережение
  7. Возражение на предостережение
  8. Исполнение предостережения
  9. Уведомление об исполнении предостережения
  10. Ответственность за неисполнение предостережения
  11. Предостережение прокуратуры

Что означает «организации объявлено предостережение»

Поправки, обязавшие контролеров применять профилактические мероприятия, первоначально были внесены в Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2017 года. Особенность этих мероприятий состоит в том, что они осуществляются по желанию подконтрольных лиц, а госорганы не имеют возможности задействовать механизм принуждения. Впоследствии аналогичные нормы были приняты и в Законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Одно из таких профилактических мероприятий предоставляет контролирующим структурам право выносить предостережение о недопустимости невыполнения обязательных требований. При этом подконтрольному лицу направляют документ, предупреждающий о нарушении закона. Он включает в себя указание на то, какие именно действия субъекта либо его бездействие могут повлечь или уже повлекли отступление от установленных правил, а также предложение осуществить меры по выполнению обязательных требований. При этом данный документ не может содержать требование о представления подконтрольным субъектом информации или документов (ч. 2 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Полученное лицом предостережение не грозит ему мерами ответственности. Такое профилактическое мероприятие направлено на устранение причин, которые могут привести к нарушениям обязательных требований в дальнейшем.

В каких случаях выносится предостережение

Государственные структуры могут объявить предостережение о недопустимости несоблюдения установленных правил и предложить реализовать меры по их выполнению в следующих случаях:

  • имеется информация о готовящихся нарушениях закона;
  • есть признаки отступления от обязательных требований;
  • нет подтвержденной информации о том, что из-за невыполнения обязательных требований нанесен вред ценностям, находящимся под охраной закона, или появилась угроза нанесения ущерба таким ценностям (ч. 1 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Если по определенному виду контроля в числе применяемых профилактических мероприятий значится самообследование, то вместе с объявлением предостережения субъекту предложат пройти эту процедуру. Для этого госорган направит подконтрольному лицу адрес интернет-сайта, где компания или коммерсант смогут осуществить такое самообследование (ч. 3 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Предостережение готовят в электронном виде и подписывают усиленной квалифицированной цифровой подписью (УКЭП). До 31.12.2025 такой документ может составляться на бумаге, если иное не установлено правительством или положением о конкретном виде контроля (ч. 1 ст. 21, ч. 9.1 ст. 98 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

До 31.12.2025 подконтрольному субъекту могут прислать предостережение в бумажном виде с использованием почтовой связи (ч. 9 ст. 98 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):

  • если невозможно проинформировать компанию или коммерсанта в электронном виде;
  • по запросу самого лица. В этом случае предпринимателю или юрлицу направят предостережение на бумаге в срок, не больше 10 рабочих дней с момента поступления такого запроса.

Контролеры доводят информацию об объявлении предостережения до подконтрольного лица с помощью внесения соответствующих сведений в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, а также через информационные системы, включая единый или региональный портал госуслуг. Надлежащим информированием также считается направление документа по электронной почте субъекта, в том числе указанной в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП (ч. 4, 5 ст. 21, ч. 2 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Сведения об объявлении предостережения будут видны в указанном реестре при авторизации компании или предпринимателя на едином или региональном портале госуслуг и в личном кабинете ведомственной информационной системы (п. 23 правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604).

Кто выносит предостережение

Вынести предостережение о недопустимости несоблюдения установленных правил могут должностные лица контролирующей структуры. Обычно это руководитель соответствующего госоргана или его зам., а иногда — другое уполномоченное должностное лицо.

В зависимости от сферы, в которой нарушается закон, предостережение может поступить подконтрольному субъекту от ГИТ, Россельхознадзора, МЧС, прокуратуры. Данное профилактическое мероприятие проводится также в сфере природопользования, налогообложения.

Форма предостережения

Типовая форма предостережения установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 151. Подконтрольный субъект, получив документ, должен удостовериться, что предостережение соответствует указанной типовой форме.

В предостережении должны быть зафиксированы (ч. 2 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):

  • соответствующие обязательные требования и нормативно-правовой акт, в котором они прописаны;
  • информация о том, какие именно действия субъекта или его бездействие могут повлечь или повлекли несоблюдение закона;
  • предложение о реализации мер, направленных на выполнение обязательных требований, а также при необходимости сроки принятия таких мер.

В предостережении не могут требовать от подконтрольного субъекта представления сведений или документов (ч. 2 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Если в числе применяемых мер профилактики по конкретному виду контроля значится самообследование, то вместе с предостережением компании или коммерсанту направят адрес сайта, где можно пройти эту процедуру (ч. 3 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Ответ на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ не включает в себя положений, которые обязывали бы подконтрольное лицо направлять в адрес госоргана ответ на предостережение.

Но если у лица нет согласия с вынесенным предостережением, то после его получения оно может подать возражение касательно указанного документа. Порядок направления и рассмотрения возражения относительно предостережения определяется положением о конкретном виде контроля (ч. 4 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Сведения о направлении возражения на предостережение включаются в единый реестр контрольных мероприятий на протяжении 20 рабочих дней с момента получения такого возражения контролерами (п. 13 подраздела «Объявление предостережения» раздела I приложения к правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604).

Срок ответа на предостережение

Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ не устанавливает единого срока для подачи ответа на предостережение. Его регламентация может быть приведена в положении о конкретном виде контроля.

Так, если компания или предприниматель не согласны с предостережением о нарушении трудового законодательства, то на протяжении 10 дней со дня его получения они вправе подать в инспекцию труда свое возражение (п. 23 положения, установленного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230).

Возражение на предостережение

Порядок, в котором подается и рассматривается возражение на предостережение, прописан в положении о конкретном виде контроля (ч. 4 ст. 49 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Так, возражение, направляемое в ГИТ, должно содержать информацию, указанную в п. 23 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230. Форма документа может быть произвольной, поскольку нормативно установленной формы нет.

В таком возражении нужно указать:

  • название субъекта и сведения о месте его нахождения. Физическое лицо прописывает Ф.И.О., сведения о местожительстве. Также нужно отразить номер контактного телефона, имейл и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
  • сведения о предостережении и должностном лице, направившем такой документ;
  • доводы, на основании которых лицо не согласно с предостережением о недопустимости несоблюдения обязательных требований.

Если это возможно, то к возражению нужно приложить подтверждающие бумаги.

Инспекция труда направит ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения (п. 23 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230). Срок ответа других госорганов может быть установлен положением о виде контроля.

Образец возражения находится здесь.

Исполнение предостережения

Если у подконтрольного субъекта нет возражений по фактам, указанным в предостережении госоргана, он должен учесть в работе все прописанные в документе замечания. При этом Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ не обязывает направлять в адрес контролеров сведения об исполнении предостережения.

Вместе с тем Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ содержит положение, согласно которому порядок уведомления об исполнении предостережения устанавливается Правительством РФ. Так, правила относительно подачи такого уведомления содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 № 166. Согласно пункту 4 этого документа юрлица и предприниматели должны направить уведомления об исполнении предостережения в срок, зафиксированный в этом документе, который не может быть меньше 60 дней с момента его направления.

При этом нужно учитывать, что Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ в настоящее время применяется с особенностями, установленными его ст. 26.3. В приведенной норме говорится, что положения закона действуют при осуществлении лишь некоторых видов госконтроля: за оборотом наркотиков, в сфере миграции, за соблюдением антимонопольного законодательства и в некоторых других ситуациях.

Однако если действие Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ на конкретный случай не распространяется, то возникает вопрос о применении к нему правил, установленных в Постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 относительно порядка направления уведомления. Для разрешения возникшей неопределенности в правовом регулировании подконтрольный субъект может обратиться за разъяснениями к контролерам.

Уведомление об исполнении предостережения

Уведомление о том, что предостережение исполнено, нужно подготовить в произвольной форме, поскольку нормативно установленной формы для этого не разработано. Обычно его оформляют на бланке компании. В уведомлении прописывают:

  • название субъекта и сведения о месте его нахождения. Физическое лицо прописывает Ф.И.О., сведения о местожительстве;
  • сведения о предостережении и должностном лице, направившем такой документ;
  • информацию о том, какие меры были предприняты, чтобы гарантировать соблюдение обязательных требований, указанных в предостережении.

Можно также приложить к уведомлению бумаги, которые смогут подтвердить исполнение предостережения.

Ответственность за неисполнение предостережения

Объявление предостережения подконтрольному лицу фактически ни к чему его не обязывает. Оно не влечет за собой мер ответственности за то, что требования предостережения не исполнены предприятием или коммерсантом. Однако ответственность может возникнуть в будущем за нарушение законодательства, о недопустимости которого компания или предприниматель были предостережены.

Предостережение прокуратуры

Предостережение прокуратуры — это предупредительный акт прокурорского реагирования (п. 2 ст. 22, ст. 25.1 Закона от 17.01.1992 № 2202-1, Определение ВС РФ от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Предостережение выносится должностным лицам, в том числе в отношении руководителей и других сотрудников коммерческих и некоммерческих юрлиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Но оно не может быть вынесено в отношении самой компании (п. 1.4 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7).

Цель предостережения — предупреждение правонарушений с помощью официального указания на необходимость корректировки модели своей деятельности (Определение ВС РФ от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

В отличие от представления прокурора, которое направлено на устранение нарушений закона, предостережение выносится прокурором в ситуации, когда правонарушение еще не произошло.

Предостережение выносится прокурором при одновременном выполнении следующих условий (ст. 25.1 Закона от 17.01.1992 № 2202-1, пп. 1.2, 2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7):

  • есть достоверная информация о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность;
  • проведена полная проверка такой информации с истребованием от должностных лиц письменных объяснений.
эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь