Над статьей работали:
Автор: Чапис Елена
Любая компания может получить от банка запрос на подтверждение своей деловой репутации. В этой статье мы расскажем о том, при каких обстоятельствах кредитные организации вправе интересоваться мнениями о вас или вашем контрагенте, а также представим пример ответа.
Обязанность банков идентифицировать клиентов и их представителей установлена главным антиотмывочным регламентом (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, п. 2 ст. 7, далее — закон № 115-ФЗ). Порядок проведения мероприятия установлен подзаконными актами.
Исходя из пункта 1.1 Положения ЦБ РФ от 15.10.2015 № 499-П (далее — положение № 499-П) идентификация позволяет банку отнести клиента к соответствующей группе риска с определенными для нее ПОД/ФТ-способами взаимодействия.
Положение содержит перечни информации, получаемой в целях идентификации клиентов. Среди таких данных (п. 2.8 положения № 499-П) указаны и сведения о деловой репутации юрлица. В качестве их основного источника выступает отзыв от контрагента компании, работающего с этим же банком. Также письмо может быть составлено другим банком, обслуживающим предприятие.
Сбор идентифицирующей информации кредитная организация должна произвести до приема фирмы на обслуживание и затем ежегодно актуализировать ее при условии использования фирмой счета в дальнейшем (п. 1.1, 1.6 положения № 499-П, пп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Также идентификация проводится при появлении сомнений в правдивости ранее полученных данных в течение 7 рабочих дней с момента их возникновения.
За неисполнение вышеназванных требований банк может быть привлечен к ответственности (ст. 15.27 КоАП РФ) в виде крупного штрафа или приостановления деятельности на срок до трех месяцев.
Отзывы о деловой репутации банки запрашивают у клиента. Далее компания должна самостоятельно собрать письменные рекомендации от своих контрагентов и передать их в банк. Однако не всегда у партнеров есть время, желание и кадры для подготовки развернутой характеристики, и они могут отказаться делать это своими силами. Тогда фирма должна самостоятельно составить хвалебное письмо от лица благодарного клиента, предоставив последнему шаблон на согласование. Образец пригодится и в том случае, когда отзыв потребуется контрагенту вашей компании.
Если письмо предоставляет другой банк, где у фирмы открыт счет, у него будут для этого свои шаблоны. Чаще всего такие письма содержат информацию о количестве контрагентов и оборотах фирмы.
Форма отзыва свободная. Лучше всего, если он будет распечатан на фирменном бланке контрагента, что сделает письмо более представительным. В любом случае оно должно быть составлено от лица партнера, а не от имени оцениваемой компании.
Обязательные составляющие письма
Отзыв является официальным документом, поэтому должен содержать следующие обязательные реквизиты:
— сведения о компании-контрагенте, предоставляющей отзыв (наименование, ИНН, КПП, ОГРН);
— наименование банка, которому предоставляется отзыв (если отзыв дает партнер, у него должен быть открыт счет в этом банке. Письмо от иных юрлиц, если это не предусмотрено правилами внутреннего контроля кредитной организации, не будет соответствовать антиотмывочным правилам проверки клиентов);
— наименование документа;
— реквизиты компании, в отношении которой дается отзыв;
— оценка деловых качеств компании;
— подпись руководителя или иного уполномоченного лица, должность, расшифровка подписи;
— печать контрагента при наличии.
Критерии оценки
Основная часть отзыва может и должна содержать в каждом отдельно взятом письме индивидуальные оценки сотрудничества с компанией. Положительные отзывы от контрагентов, написанные как под копирку, могут возыметь обратный эффект и вызвать недоверие со стороны сотрудников банка.
Разнообразить содержание рекомендательных писем можно, включая в них различные комбинации следующих сведений:
— длительность сотрудничества с контрагентом;
— количество исполненных сторонами договоров;
— средние суммы по договорам или примерный общий объем исполненных по ним обязательств;
— продолжительность обслуживания контрагента банком (легко проверяется сотрудниками кредитной организации);
— оценка своевременности исполнения обязательств: оплаты, поставки, подписания документов;
— оценка соблюдения достигнутых договоренностей;
— сведения о готовности продолжать сотрудничество с контрагентом;
— сведения о договорах, заключение и исполнение которых запланировано контрагентами на будущее, соглашениях о намерениях;
— сведения об используемой системе расчетов (авансирование, постоплата);
— оценка качества оказанных услуг, отгруженных товаров;
— сведения о сложности выполняемых работ, особенностях ассортимента продукции;
— оценка уровня квалификации специалистов;
— оценка качества обслуживания клиентов;
— сведения о судебный спорах между контрагентами (проверяются в открытых источниках).
Самооценка компании
Если среди контрагентов не нашлось партнеров выбранного банка и счет ранее в банках не открывался, автором отзыва о себе может выступать сама компания. Банк может принять такой документ, если это предусмотрено его правилами внутреннего контроля в качестве альтернативы письму от контрагента.
В таком письме должны содержаться гарантии успешного сотрудничества и сведения, подлежащие проверке из открытых источников. Например:
— сведения об активах компании;
— данные об основных контрагентах;
— сведения о допуске к госзакупкам;
— оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (можно проверить по данным бухотчетности);
— сведение о размере штата компании;
— данные о привлечении в качестве ответчика на судебные процессы;
— количество филиалов и география их расположения;
— сведения о появлениях записи о компании в черных списках ФНС РФ.