Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Александр Чепенко
Таможенное оформление осуществляется в различных режимах. Некоторые из них помогают участникам ВЭД экономить. С процедурой переработки вне таможенной территории и на таможенной территории можно сэкономить на платежах, если правильно определить нужный режим и соблюсти все установленные для него требования.
Содержание
- Примеры переработки вне таможенной территории
- Условия переработки на таможенной территории
- Срок переработки товаров на таможенной территории
- Уплата платежей при переработке на таможенной территории
- Завершение процедуры переработки на таможенной территории
Примеры переработки вне таможенной территории
Осуществление операций перерабатывания за пределами таможни и на таможенной территории предусмотрено:
а) Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 289-ФЗ);
б) ТК ЕАЭС.
Законодательные акты выделяют два режима для работы с товарами: переработка за пределами таможенной территории (ППВТТ) и переработка на территории (ППНТТ). Каждый из них имеет свои особенности и цели применения.
Режим ППВТТ распространяется на товары, происходящие из стран ЕАЭС. Участник внешнеэкономической деятельности обязан завершить эту процедуру, вернув продукцию через реимпорт. Он становится обязательным, если товар был отправлен за границу для бесплатного или гарантийного ремонта.
Что касается режима ППНТТ, он используется для импортных товаров. Эти грузы сохраняют статус иностранных, а после обработки их необходимо отправить за пределы ЕАЭС в режиме реэкспорта.
Процедура ППВТТ помогает участникам ВЭД экономить на таможенных платежах по сравнению с обычным экспортом или импортом. Этот режим особенно полезен, когда требуется провести ремонт, модернизацию, изготовление или обработку товаров у зарубежного производителя или поставщика с последующим возвратом продукции обратно.
Применение ППВТТ оправданно в следующих случаях:
— нужно использовать технологии, которых нет в России или их внедрение экономически невыгодно;
— для ремонта оборудования, включая гарантийный, с возможностью замены на аналогичный товар;
— производства новых изделий из материалов, вывезенных за пределы ЕАЭС.
— модернизации техники или оборудования.
Например, в России отсутствуют технологии для ремонта сложной импортной электроники или дорогостоящего специализированного агрегата. В таких случаях неисправная техника отправляется к производителю в рамках режима переработки за рубежом. Там проводится диагностика и ремонт, после чего устройство возвращается уже в исправном состоянии.
Главное преимущество этого режима заключается в том, что участник ВЭД избегает повторной уплаты таможенных сборов. Поскольку НДС и пошлины уже были уплачены при первом ввозе товара, дополнительные платежи не требуются, опять же в рамках первой сделки.
Правила уплаты таможенных пошлин, сборов и НДС зависят от того, каким был ремонт товара. Если производитель проводит ремонт бесплатно, например, по гарантии, то пошлины и НДС не начисляются. В такой ситуации товар возвращается через режим реимпорта, где требуется оплатить только базовый таможенный сбор.
Если же ремонт был платным, товар оформляется как импорт. В этом случае необходимо уплатить НДС, пошлины и дополнительные сборы. Однако расчет происходит не от общей стоимости товара, а исключительно на основе цены выполненного ремонта. Сумма НДС, уплаченная за ремонт оборудования, может быть принята к вычету, если эти расходы связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию России в рамках различных таможенных процедур, включая переработку вне таможенной территории, подлежат вычету. Таким образом, НДС, уплаченный за ремонт оборудования, можно полностью вернуть.
Подтверждение вычета осуществляется документально: необходимо предоставить бумаги, подтверждающие уплату НДС, а также первичные документы, связанные с учетом выполненных работ.
Согласно пункту 1 статьи 186 ТК ЕАЭС при помещении продукции под процедуру выпуска для внутреннего рынка ввозные таможенные пошлины рассчитываются исходя из стоимости операций по переработке или ремонту за пределами ЕАЭС. Пункт 2 статьи 186 уточняет, что к таким затратам относятся:
— расходы на ремонт или переработку;
— стоимость импортных материалов, использованных при ремонте, если они не включены в основные расходы на работы.
Статья 179 ТК ЕАЭС описывает режим переработки вне территории ЕАЭС. Он включает следующие виды действий:
— обработку или модификацию товаров,
— изготовление, монтаж, сборку, разборку или подгонку,
— ремонт, включая восстановление, замену частей или модернизацию.
Итогом работы в режиме переработки за пределами ЕАЭС становится получение улучшенной продукции.
Таким образом, при ввозе товаров, вывезенных ранее для ремонта или замены частей, их таможенная стоимость определяется из цены выполненных работ. Это отражает экономическую ценность изменений, внесенных в товар.
Данная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.01.2023 № 305-ЭС22-17673. Это отметили судьи Пятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 20.06.2024 № 05АП-2834/2024.
При применении ППВТТ нужно учитывать, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 177 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под эту процедуру является соблюдение установленных запретов и ограничений.
Постановлениями Правительства РФ от 09.03.2022 № 311 и от 09.03.2022 № 313 до конца 2025 года включительно введен запрет на вывоз за пределы территории РФ товаров по установленному списку.
Меры по ограничению экспорта из РФ отдельных видов товаров иностранного производства, установленные постановлениями правительства, были приняты во исполнение Указа от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности».
Попытка вывоза с территории РФ товара, на который постановлениями правительства установлен запрет, образуют событие административного правонарушения по ст. 16.3 КоАП (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2023 № Ф05-33013/2022).
На порядок применения ППВТТ в последнее время влияет международная ситуация.
Участники ВЭД, которые вывозили грузы в режиме ППВТТ, столкнулись с ситуацией, когда их ввоз становится невозможным вследствие введения экономических санкций. В связи с этим они не могут получить обратно отремонтированное оборудование.
Таможенники в этом случае настаивают на обязанности завершения процедуры путем помещения товара под экспорт и привлекают компании к административной ответственности.
Однако суды приходят к мнению, что оформление процедуры экспорта не соответствует реальным целям вывоза товара. Поскольку действительное намерение компании заключается в осуществлении вывоза оборудования с целью проведения гарантийного ремонта, а не с целью экспорта.
Они отмечают, что изменение таможенной процедуры предусматривает другие условия, подразумевающие увеличение расходов и, как следствие, несение убытков, что не согласуется с целями осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, для привлечения компании к ответственности по КоАП нужно установить ее вину, которой в таком случае нет.
Суды встают на сторону участников ВЭД, отмечая, что таможенная процедура не была завершена по обстоятельствам, не зависящим от воли юрлица, и освобождают его от административной ответственности (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.07.2024 № Ф09-3864/24).
Условия переработки на таможенной территории
Условия, которым должна отвечать процедура переработки товаров за рубежом, определены в пп. 1, 2 ст. 177 ТК ЕАЭС. Прежде всего необходимо получить разрешение на выполнение такой операции. В некоторых случаях, например, при ремонте, можно обойтись декларацией на товар.
Товары и результаты их обработки должны оставаться узнаваемыми для проверяющих органов.
Исключение составляют случаи, когда происходит замена продуктов на аналогичные импортные изделия. Также важно обеспечить гарантию оплаты вывозных пошлин, если это необходимо.
Нужно учитывать временные рамки: вся процедура должна завершиться в течение двух лет (п. 3 ст. 181 ТК ЕАЭС). Кроме того, соблюдение экспортных запретов и ограничений обязательно, как и в других процедурах. Все действия с товарами должны соответствовать правилам ЕАЭС.
После завершения работ товары могут быть возвращены в Россию через процедуру реимпорта. При этом отсутствует необходимость платить таможенные сборы (п. 1 ст. 184, п. 1, пп. 2, п. 2 ст. 235 ТК ЕАЭС).
Чтобы оформить реимпорт, нужно также соблюдать некоторые условия: предоставить данные о том, как товар покинул территорию ЕАЭС, а также о проведенных за рубежом работах. Эти данные подтверждают документы или сведения о них. Возвращение товаров должно произойти до окончания срока действия процедуры (пп. 1, 6 ст. 236 ТК ЕАЭС).
Срок переработки товаров на таможенной территории
Ранее говорилось о необходимости получения разрешение на переработку. В нем прописывают временные рамки, которые согласуют с таможенными органами при подаче заявки (п. 1 ст. 178, ст. 181 ТК ЕАЭС). Лицо, получившее разрешение, самостоятельно определяет сроки, но они не могут превышать два года. При необходимости период можно продлить, но не более чем на общий установленный лимит, то есть еще на два года (пп. 3, 6 ст. 181 ТК ЕАЭС).
Несоблюдение требований к срокам влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ. Количество дел зависит от числа поданных деклараций: каждая зарегистрированная декларация считается отдельным помещением товаров под процедуру, даже если речь идет об однотипных операциях (п. 3 ст. 105, п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС). Таможенный процесс начинается с подачи декларации и заканчивается выпуском товаров (п. 2 ст. 128 ТК ЕАЭС).
Иными словами, каждая декларация создает юридические последствия. Например, при оформлении двух документов на одну партию товаров нарушение сроков может привести к двум отдельным административным делам. Своевременное выполнение условий разрешения помогает избежать штрафов и сложностей при таможенном оформлении.
Уплата платежей при переработке на таможенной территории
Компании, отправляющие продукцию на переработку за пределы Союза, обычно обязаны вносить обеспечение для покрытия вывозных пошлин (пп. 3 п. 1 ст. 177 ТК ЕАЭС). Однако российское законодательство предусматривает исключения из этого правила.
Освобождение от внесения гарантий возможно, если организация-декларант соответствует строгим критериям. Во-первых, за последние три года она должна уплатить федеральные налоги и таможенные сборы на общую сумму не менее 7 млрд рублей. Во-вторых, стоимость ее активов по итогам прошлого года должна превышать требуемый размер обеспечения в десять раз. Кроме того, у компании не должно быть неисполненных решений по административным делам, связанным с таможней, а также задолженностей по уплате платежей, включая антидемпинговые и компенсационные пошлины (ч. 11 ст. 55 закона № 289-ФЗ).
Важно учитывать, что отказ в освобождении от обеспечения напрямую связан с расчетными показателями. Если критерии не соблюдены, компании придется подтвердить платежеспособность через иные механизмы, предусмотренные законом.
Что касается НДС «при возвращении», то налоговая база определяется как стоимость переработки (п. 2 ст. 160 НК РФ). Как было сказано выше, если переработка была бесплатной (например, при гарантийном ремонте), НДС не будет.
Завершение процедуры переработки на таможенной территории
Как упоминалось ранее, процедура переработки за границей ЕАЭС действует не более двух лет (п. 3 ст. 181 ТК ЕАЭС). По истечении этого срока продукты обработки переводят под режим выпуска для внутреннего рынка или реимпорта, если речь идет о товарах, вывезенных для гарантийного ремонта (п. 1 ст. 184 ТК ЕАЭС). Эти правила распространяются только на результаты переработки, а не на исходные вывезенные товары. Если работы (например, ремонт) не проводились, такие продукты считаются отсутствующими.
Согласно статье 145 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, товары, которые не подверглись обработке, можно оформить тремя способами: вернуть в ЕАЭС без платежей (реимпорт), выпустить на внутренний рынок с уплатой пошлин или окончательно вывезти за пределы Союза (экспорт). Выбор второго варианта экономически нерационален из-за необходимости платить таможенные сборы (п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС).
При реимпорте ранее вывезенные товары возвращаются в ЕАЭС без дополнительных платежей (п. 1 ст. 235 ТК ЕАЭС). Это касается и товаров, помещенных под процедуру переработки за рубежом, но не обработанных (пп. 1 п. 2 ст. 184, пп. 2 п. 2 ст. 235 ТК ЕАЭС). Для этого должны соблюдаться следующие условия: отсутствие нарушений запретов, предоставление документов о вывозе (например, декларации), возврат в срок действия процедуры и сохранение исходного состояния товаров, кроме естественных изменений.
Экспорт позволяет окончательно вывезти товары за пределы ЕАЭС (п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС). Он также применим к товарам, не прошедшим обработку за границей (пп. 1 п. 3 ст. 139, пп. 1 п. 2 ст. 184 ТК ЕАЭС).
Вы можете оставить первый комментарий