Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Товары могут быть переработаны в пределах таможенной территории ЕАЭС. Такая процедура отличается рядом особенностей, о которых повествуется в статье.
Содержание
- Переработка на и вне таможенной территории
- Условия переработки на таможенной территории
- Срок переработки товаров на таможенной территории
- Уплата платежей при переработке на таможенной территории
- Завершение процедуры переработки на таможенной территории
Переработка на и вне таможенной территории
Таможенная процедура, целью которой является изменение свойств товара и получение из него новой продукции, может проводиться двумя способами:
1) в границах таможенной территории;
2) за пределами такой территории.
Правила проведения этой процедуры тем и другим способом установлены Таможенным кодексом ЕАЭС.
В статье 163 указанного кодифицированного закона раскрывается понятие и содержание процесса трансформации товара в пределах таможенной территории. В данной статье говорится о том, что такая переработка возможна применительно к товарам иностранного производства.
Процедура переработки внутри границ ЕАЭС осуществляется для того, чтобы получить из указанных товаров производные продукты, которые можно будет вывезти за пределы территории ЕАЭС, не уплачивая ввозных пошлин, налогов и не совершая иных подобных платежей.
При этом товары, которые подвергаются переработке, не утрачивают своего статуса иностранных товаров. А новые товары, являющиеся результатом переработки, получают аналогичный статус иностранных товаров.
Не все товары могут быть подвергнуты процедуре переработки. Исключения, то есть те товары, которые запрещено перерабатывать, вправе называть Евразийская экономическая комиссия.
О переработке товаров вне границ таможенного Союза говорится в ст. 176 ТК ЕАЭС. В рамках такой переработки совершается изменение свойств товаров, произведенных внутри Союза. В процессе осуществления рассматриваемой процедуры товары вывозятся за пределы таможенной территории, где из них получают продукты переработки. Впоследствии такие продукты можно ввести обратно в Союз, не уплачивая вывозных пошлин.
Особенность данной процедуры заключается в том, что товары, которые вывозятся для переработки, лишаются своего статуса произведенных в Союзе.
Рассматриваемому процессу можно подвергать следующие виды продукции:
1) продукцию, ранее подвергнутую процедуре выпуска с целью потребления внутри ЕАЭС с применением льготных тарифов на ввозные таможенные пошлины, налоги, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этой продукцией, если она имеет статус иностранной и ее вывозят для ремонта;
2) части продукции, описанной в предыдущем пункте;
3) товары, которые вывезли с территории Союза в рамках процедуры временного вывоза, для того, чтобы эту процедуру закончить;
4) транспортные средства, которые предназначены для международных перевозок и временно вывезены из Таможенного союза.
Как и в случае с продукцией, которая подлежит переработке в границах территории Союза, Евразийская экономическая комиссия вправе составлять список исключений, в котором перечислены товары, не подлежащие переработке вне рассматриваемой территории.
Условия переработки на таможенной территории
Применение переработки в границах таможни ЕАЭС допускается лишь при соблюдении определенных условий, указанных в ст. 164 ТК ЕАЭС.
Первое условие — получить специальный документ, в котором будут прописаны условия переработки. Этот документ выдается одним из государств — членов ЕАЭС. В нем должны быть указаны сведения, определенные п. 2 ст. 168 ТК ЕАЭС:
— информация о том, каким государственным органом выдан документ;
— сведения о лице, получившем бумагу;
— сведения о лицах, которые планируют совершать операции по переработке;
— данные о тех товарах, которые будут подвергнуты трансформации, а также о правах на них;
— нормы продуктов, которые должны получиться в результате планируемых операций;
— информация о том, какими способами будет осуществляться воздействие на первоначальный товар;
— сведения о том, по каким признакам можно убедиться, что переработанный товар действительно произошел от первоначального;
— данные о том, какие отходы и остатки должны остаться после процедуры;
— сколько по времени займет процесс;
— какими эквивалентными товарами будет производиться замена, если это допускается;
— можно ли в дальнейшем использовать отходы;
— сведения о том таможенном органе, в котором будет происходить переработка.
Второе условие — обеспечить таможенным органам возможность идентифицировать иностранные товары, подвергнутые рассматриваемой процедуре, в тех конечных продуктах, которые станут ее результатом. Исключение составляют случаи, когда предусмотрена замена таких товаров эквивалентными.
Правила идентификации содержатся в статье 167 ТК ЕАЭС.
Так, отличительные признаки товаров могут быть подтверждены проставлением печатей, штампов, цифровой маркировки и прочих отметок (к примеру, может использоваться специальный код). Кроме того, в наличии должно быть подробное описание товара. Идентификационные признаки также могут быть подтверждены пробами или образцами продукции.
Третье условие — соблюдение установленных законом запретов и ограничений. Они перечислены в ст. 7 ТК ЕАЭС.
Четвертое условие — таможенная процедура переработки должна уложиться в заранее определенный срок.
Пятое условие — соблюдение требований ст. 166 ТК ЕАЭС. Этой статьей определено, какие операции относятся к рассматриваемой таможенной процедуре, а какие — нет.
Так, переработкой считается:
— непосредственная обработка товара;
— изготовление новых предметов, их монтаж, сборка, разборка и подгонка;
— ремонт, предполагающий восстановление работоспособности, замену вышедших из строя частей, модернизацию;
— использование товаров, помогающих проводить рассматриваемую процедуру, даже если в ходе нее эти товары прекращают свое существование частично или полностью.
Не являются переработкой в соответствии с п. 2 ст. 166 ТК ЕАЭС следующие операции:
— направленные на то, чтобы сохранить изначальную целостность товара (упаковка, расфасовка, сортировка и прочие действия, в результате которых продукция не утрачивает свои индивидуальные характеристики);
— направленные на увеличение численности животных, их воспроизводство и откорм. Под животными в данном случае понимаются также птицы, рыбы, ракообразные и даже моллюски;
— предполагающие выращивание растений, в том числе деревьев;
— заключающиеся в создании копий материалов, аудиовоспроизведения, видеозаписей;
— предполагающие применение товаров заграничного производства не как основных, а как вспомогательных продуктов в процессе технологического преобразования;
— другие операции, разрешение на которые вправе утвердить комиссия.
Шестое условие — запрет передачи перерабатываемых товаров сторонним лицам, не указанным в документе, которым определяются условия переработки.
Срок переработки товаров на таможенной территории
В рамках осуществления рассматриваемого таможенного процесса нужно различать два срока:
1) в течение которого проводится непосредственная переработка товаров;
2) действия таможенной процедуры.
Первый срок может зависеть от множества факторов: количества товаров, их физических или химических свойств, а также от результата, который планируется достигнуть. Продолжительность этого периода указывается в документе, в котором фиксируют условия всей процедуры.
Второй срок ставится в зависимость от первого: срок действия таможенной процедуры длится столько, сколько времени необходимо на преобразование первоначальной продукции (ст. 165 ТК ЕАЭС). По истечении данного периода времени рассматриваемую процедуру проводить нельзя. Но в некоторых случаях установленный срок можно продлить. Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться к таможенникам с соответствующим заявлением.
При этом предусмотрено, что законами государств, входящих в состав ЕАЭС, может быть установлено ограничение в части того временного промежутка, когда можно продлить срок. Так, государство может определить, что продление таможенной процедуры может быть осуществлено лишь в течение 10 рабочих дней после ее истечения. При этом новый срок начнет течь с момента прекращения действия предыдущей процедуры (п. 3 ст. 165 ТК ЕАЭС).
Уплата платежей при переработке на таможенной территории
Статьей 175 ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура перерабатывания продукции сопровождается определенными налоговыми сборами и уплатой таможенных пошлин.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ к услугам и работам, связанным с преобразованием исходного товара в новый, применяется нулевая налоговая ставка.
Если образовавшиеся продукты планируется использовать для внутреннего потребления, следует заплатить ввозные пошлины в том же размере, в каком они уплачиваются за переработанные иностранные товары, в отношении которых применялся режим выпуска для потребления внутри территории, входящей в состав таможенного Союза (п. 1 ст. 175 ТК ЕАЭС).
При этом предполагается расчет по ставкам, действовавшим в день регистрации декларации, поданной с целью поместить товары под рассматриваемый таможенный режим. Если же выпуск товаров производился до подачи декларации, используют ставки, утвержденные в день регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
Таким же образом определяют и курс валют, если есть необходимость пересчитать цены из одной валюты в другую.
С сумм таможенных пошлин и налоговых сборов платят еще и проценты, как в случае отсрочки их уплаты со дня помещения товаров под соответствующую процедуру переработки и по день прекращения обязанности по уплате (ст. 60 ТК ЕАЭС).
Если таможенная процедура приостанавливалась, проценты за этот период не начисляют, платить их не нужно.
Завершение процедуры переработки на таможенной территории
Возможные варианты завершения описываемой процедуры изложены в ст. 173 ТК ЕЭАС.
Во-первых, процедура может завершиться, если истек срок переработки. Не позднее одного дня после этого нужно произвести вывоз получившихся продуктов с таможенной территории либо поместить ввезенные товары и то, что из них получилось в результате обработки, под другие таможенные режимы.
Если переработанные продукты вывозятся не одной партией, а несколькими партиями, окончательную сверку количества образовавшихся продуктов с тем количеством, которое было указано в разрешении, нужно производить периодически после вывоза, но в любом случае не реже одного раза в три месяца, и не позже, чем по истечении 30 дней со дня вывоза последней партии.
Иногда после сверки при несовпадении ожидаемых и полученных результатов приходится заплатить таможенные пошлины или налоги. Если успеть сделать это в течение 10 рабочих дней с того момента, как таможня вынесет решение о необходимости уплаты, пени на сумму не начислят. Решение таможни об уплате налогов и пошлин направляется не позднее следующего дня после его принятия.
Во-вторых, процедура может завершиться до заранее определенного срока. Это может произойти:
1) в связи с тем, что результаты переработки либо товары, изготовленные за рубежом, которые должны были быть переработаны, но так и не подверглись этому процессу, помещены под режим выпуска для последующего потребления внутри границ ЕАЭС или под иной режим, действие которого допускается в соответствии с законодательством, регулирующим таможенные отношения. Платить пошлины в отношении переработанной продукции при этом не нужно;
2) из-за того, что после приостановки заново вступила в силу таможенная процедура, предполагающая временный ввоз (допуск);
3) если таможня признала утрату или уничтожение продукции, получившейся в процессе переработки, или заграничных товаров, которые планировалось переработать, но это так и не произошло;
4) если определено, что отходы, образовавшихся при переработке товара, в дальнейшем невозможно использовать в коммерческой деятельности;
5) если таможня отнесла часть изначальной продукции к производственным потерям;
6) если наступили предусмотренные комиссией обстоятельства, выводящие товары из-под таможенного контроля.
Вы можете оставить первый комментарий