Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
В качестве антикризисных мер в 2022 году Кабмин РФ изменил правила обязательной маркировки некоторых видов продукции, а также порядок и сроки выполнения обязанностей участниками ее оборота. В статье рассмотрим, для каких категорий товаров ввели послабления и насколько отсрочено выполнение обязанностей по маркировке.
Обязательная маркировка товаров представляет собой целый комплекс технических, юридических и организационных мероприятий. Он направлен на проставление специальных уникальных кодов на товарах с целью обеспечения прослеживаемости их оборота в информационной системе. В целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте таких товаров создана система «Честный знак».
В настоящее время регулирование деятельности по обязательной маркировке продукции, а также координирование системы «Честный знак» возложено на Минпромторг России.
Вопросу о том, какие именно товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации, посвящена наша статья «Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке». В частности, маркировка введена для табачной продукции, духов и туалетной воды, шин и покрышек, обуви, товаров легкой промышленности: одежды и домашнего текстиля, фотовспышек и ламп-вспышек, ювелирных изделий, продукции из молока, лекарственных препаратов, бутилированной воды. В то же время она не касается тех товаров, которые в связи со своим ограниченным функциональным использованием не предполагают введения в гражданский оборот. К примеру, обязательная маркировка не требуется для проб и образцов товаров в количестве, которое необходимо для их использования, для тех изделий, которые ввозятся для участия в выставках либо представляют собой международную гуманитарную помощь, и в иных подобных случаях, указанных в п. 3 правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515.
Процедура маркировки начинается с регистрации участника оборота продукции в системе «Честный знак». Если фирма готовит к розничной продаже товар, подлежащий обязательной маркировке, она должна зарегистрироваться в системе, подав оператору заявку по ссылке https://честныйзнак.рф/business/, получить усиленную квалифицированную подпись, зарегистрировать личный кабинет и следовать инструкциям. Затем она должна направить оператору заявку на получение кодов маркировки, указав в ней сведения о коде товара и количестве кодов маркировки. С оператором системы необходимо будет заключить договор типовой формы, предметом которого является оказание услуг по предоставлению кодов маркировки и устройств регистрации эмиссии, а также об их обслуживании.
Используемые коды маркировки состоят из кода:
- идентификации, который определяет соответствующий товар в каталоге. Он включает в себя код товара и индивидуальный серийный номер;
- проверки, получаемого в результате криптографического преобразования кода идентификации. При помощи кода проверки можно установить факты фальсификации товара.
Все заявки предприниматель должен направлять оператору через устройства регистрации эмиссии, которые можно получить у него либо также через него открыть к ним удаленный доступ. Коды маркировки необходимо наносить непосредственно на товары, упаковку или другой материальный носитель. Это будет необходимо делать в месте производства, упаковки, переупаковки или хранения соответствующих товаров. После нанесения маркировки на товары предприниматель обязан направить сведения оператору системы «Честный знак», который отражает их в информационной системе.
Отдельными нормативными актами могут устанавливаться особенности маркировки конкретных видов продукции.
За невыполнение обязанностей по маркировке товаров производителей и иных участников оборота будут привлекать к административной ответственности в соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ, которая предусматривает несколько видов нарушений. К их числу относятся производство продукции без маркировки или ее нанесение с нарушением установленных требований, продажа, хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта. Причем в отдельный состав выделены те же деяния, связанные с производством и оборотом алкогольной и табачной продукции.
Санкция за административные правонарушения предусматривает такие меры наказаний, как штрафы и конфискация.
Например, за оборот товаров без нанесения на них средств маркировки предусмотрен штраф для юридических лиц в размере от 50 до 300 тыс. рублей с конфискацией.
Кроме того, отдельной статьей КоАП предусмотрена ответственность за нарушения оборота лекарств. Так, согласно части 1 ст. 6.34 КоАП производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения без маркировки, либо с нарушением порядка ее нанесения может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. Часть 2 той же статьи предусматривает ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга или внесение в нее недостоверных данных. Такое правонарушение грозит должностным лицам штрафом в размере от 5 до 10 тыс. рублей, на юрлиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Помимо административной, закон устанавливает также уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации в случае, если они обязательны (ст. 171.1 УК РФ). Санкция за данные преступления различается в зависимости от наличия или отсутствия отягчающих признаков — предварительный сговор, совершение преступления в составе группы лиц, в крупном или особо крупном размере — и включает в себя такие меры наказания, как штраф, принудительные работы или лишение свободы.
Крупным и особо крупным размерами признается стоимость немаркированных продовольственных товаров более 400 тыс. рублей и 1 500 тыс. рублей соответственно, а для табачных изделий и алкогольной продукции — более 100 тыс. рублей и 1 500 тыс. рублей.
Из-за непростой экономической ситуации в нашей стране, сложившейся на фоне санкционной политики недружественных государств, кабмин в качестве поддержки бизнеса перенес сроки начала передачи данных о розничной продаже молочной продукции и упакованной воды. Данные изменения были введены Постановлением от 26.03.2022 № 477, вступившим в действие с 30 марта 2022 года.
С целью маркировки молочной продукции было выделено несколько этапов. Для производителей сыра и мороженого маркировка стала обязательной с 1 июня 2021 года, молочных продуктов сроком хранения более 40 суток — с 1 сентября 2021 года, менее 40 суток — с 1 декабря прошлого года. Маркировка фермерской продукции должна была стать обязательной с 1 декабря 2022 года.
В настоящее время в качестве послаблений бизнесу многие сроки, касающиеся обязательной маркировки продукции из молока средствами идентификации, были сдвинуты Постановлением Кабмина РФ от 26.03.2022 № 477.
На первое сентября перенесли срок начала передачи данных о розничной продаже:
— мороженого с коротким сроком хранения (прежний срок — 20 января);
— молочной продукции с длительным сроком хранения (прежний срок — 1 июня);
— молочной продукции с коротким сроком хранения (прежний срок — 31 марта).
Предполагается, что данное решение позволит снизить риски сбоев при поставках на внутренний рынок молочной продукции и снять с бизнеса лишнюю административную нагрузку в непростой текущий период.
Кроме того, фермерским хозяйствами на год продлили отсрочку перехода на маркировку молочной продукции, то есть до 1 декабря 2023 года.
Также отложена обязанность отправлять информацию в систему мониторинга маркировки организациям, закупающим молочную продукцию для собственных нужд или производства: ресторанам, кондитерским, образовательным учреждениям, детским садам, больницам. Если компания продает молочную продукцию юрлицам или предпринимателям не для последующей реализации, то может выводить такие товары из оборота. Соответственно, в дальнейшем покупатель уже не обязан передавать данные в систему «Честный знак». Правило действует до 30 ноября будущего года.
Тем же Постановлением Кабмина РФ от 26.03.2022 № 477 с 1 сентября 2022 года на 1 марта 2023 года перенесли срок, с которого необходимо передавать в систему маркировки данные о розничной продаже упакованной воды.
Так же, как и для молочной продукции, изменены для бутилированной воды сроки передачи сведений о выводе из оборота в целях, не связанных с последующей реализацией. До 30 ноября 2023 года включительно разрешено не представлять данную информацию.
Вы можете оставить первый комментарий