Над статьей работали:
Автор: Райс Валентин
Если где-то есть деньги, то рядом с ними всегда есть злоумышленники. Они не упустят своего шанса, поживиться за счет какой-нибудь кормушки. Поэтому сфера кредитования для них вполне благоприятная среда. Для таких случаев законодательство предусматривает меры ответственности. О том, что грозит мошенникам за подобные преступления, мы сегодня и поговорим.
Данному понятию посвящена статья 159.1 УК РФ. Такой вид мошенничества представляет собой хищение заемщиком денег путем представления кредитору заведомо ложных и недостоверных сведений. Зачастую таким кредитором выступает банк, но могут быть и другие лица.
Статья появилась относительно недавно. Ранее любые подобные действия квалифицировались по статье 159 УК РФ. Сейчас при трудностях определения ответственности принято использовать специальную норму, а не общую.
Такое деяние подразумевает обман или злоупотребление доверием банка (иного кредитного учреждения). Также его отличие от других составов заключается в том, что преступление имеет место только при кредитных отношениях. Если речь идет о других услугах кредитной организации, указанный состав применяться уже не будет.
Ответственность по статье 159.1 Уголовного кодекса.
Виды ответственности по части 1:
— штраф в размере до 120 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до одного года;
— либо обязательные работы до 360 часов;
— исправительные работы на срок до 1 года;
— ограничение свободы до 2 лет;
— принудительные работы до 2 лет;
— арест до 4 месяцев.
Часть 2. Применяется, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору:
— штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) до двух лет;
— обязательные работы до 480 часов;
— исправительные работы до двух лет;
— принудительные работы до 5 лет с ограничением свободы до года или без такового;
— лишение свободы до 4 лет с ограничением свободы до года или без такового.
Часть 3. Применяется, если деяния совершены частями первой и второй настоящей статьи, с использованием служебного положения. Учитывается крупный размер:
— штраф от 100 до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) от 1 года до 3 лет;
— принудительные работы до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового;
— лишение свободы до 6 лет со штрафом до 80 тыс. рублей или иного дохода за период до 6 месяцев или без такового. С ограничением свободы сроком до 1,5 лет или без этого.
Часть 4. Применяется, если нарушения были по частям 1 и 3, притом что действовала организованная группа и в особо крупном размере;
— лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей или в размере зарплаты (другого дохода) за период до 3 лет или без этого;
— ограничение свободы на срок до 2 лет или без такового.
Крупным размером в нашей ситуации считается имущество, стоимость которого превышает 1 500 тыс. рублей. При особо крупном размере — 6 млн рублей.
У данного вида мошенничества существуют свои особенности:
— субъектом преступления может выступать только заемщик;
— преступление выражается в представлении банку ложных и (или) недостоверных сведений;
— обман происходит с целью присвоения себе (третьим лицам) денежных средств. То есть подразумевается безвозмездность и отсутствие намерения возвращать деньги в рамках условий договора;
— для признания указанного вида мошенничества совершенным обязательно должно иметь место намеренное представление неверных сведений. Под ними подразумевается информация об обстоятельствах, которые необходимы для получения кредита;
— деяние будет квалифицировано по статье 159, если нарушитель представляется другим лицом. Для квалификации по статье 159.1 нужно чтобы виновник выступал заемщиком;
— случаи, когда компания создается с целью хищения кредитов, без фактического ведения предпринимательской деятельности, тоже квалифицируются по ст. 159.
В Уголовном кодексе также есть статья 176, которая предусмотрена за незаконное получение кредита. Наличие данного состава создает трудности в правильности квалификации преступления. Для того чтобы правильно определить состав содеянного, нужно понимать разницу. Заключается она в следующем:
— субъект преступления. В ситуации с мошенничеством в сфере кредитования нет конкретики, кто должен быть таким субъектом. Кредит может получить любое лицо, будь то обычный физик или представитель организации. В статье 176 конкретно указан индивидуальный предприниматель или руководитель организации;
— умысел. Мошенничество изначально подразумевает хищение денежных средств. То есть кредит возвращать никто не собирается. При незаконном же получении кредита умысел направлен на предоставление кредита, а не на хищение денег. В этом случае сообщают ложные сведения о хозяйственном положении или финансовом состоянии. Делается это, чтобы был одобрен заем. При этом у заемщика нет намерения похищать данные средства, кредит им выплачивается;
— в первом составе ответственность подразумевается за хищение денежных средств. Во втором она наступает за незаконное получение кредитных средств, а также за получение условий льготного кредитования.
Стоит также учесть, что если злоумышленник хотя бы иногда делал платежи по кредиту, применяться ст. 159.1 уже не будет.
Некоторые юристы приводят такой пример правильной квалификации преступления.
Генеральный директор обращается в банк за получением кредита для своей организации. Но сведения, которые он предоставляет, являются ложными (недостоверными). Это могут быть, например учредительные документы или документы, искажающие данные о финансовом состоянии.
Банк не нашел подвоха и предоставил заем в размере 15 млн рублей. Однако деньги заемщик так и не вернул. После этого кредитное учреждение проанализировало ситуацию и обратилось в правоохранительные органы. Совершенное деяние ими будет квалифицировано по ч. 4 ст. 159.1 УК РФ. Ключевые показатели такой квалификации:
— представлены недостоверные сведения, установлен умысел;
— преступление совершено в сфере кредитования;
— действовала группа лиц по сговору;
— лицо использовало служебное положение, имел место особо крупный размер.
Если же ложные сведения были связаны, например, с финансово-хозяйственной деятельностью, а целью было получение кредита, то была бы другая статья. В этом случае виновник бы не уклонялся от выплаты кредита. Поэтому действия квалифицировались бы по статье 176 УК РФ.
Под составом преступления понимается система объективных и субъективных признаков, которые характеризуют общественно опасное деяние как преступление. Такая система включает в себя объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Объект. Это то, на что направлено посягательство. То есть это та ценность, которой причиняется вред вследствие преступления.
Объективная сторона. Это то, как преступление проявляет себя внешне, в реальной действительности. Говоря по-другому, это те признаки, которые возможно наблюдать и изучать.
Субъект. Под ним следует понимать лицо, которое совершило преступление. Такое лицо осуществляет воздействие на объект правовой охраны. Такие лица должны нести ответственность за содеянное.
Субъективная сторона. Подразумевается отношение преступника к совершаемому общественно опасному деянию. Иными словами, это его психическое состояние по отношению к содеянному. Здесь есть отличие от субъективной стороны. Заключается оно в том, что наблюдать признаки невозможно. Они не имеют такого же внешнего проявления, как у объективной стороны. Установить их можно только с помощью показаний, которые дал субъект.
В нашем случае субъектами могут быть:
— обычный гражданин;
— гражданин или группа лиц, которые выступает от лица организации.
Указанные лица получают кредит с целью хищения. Кроме них в деле могут фигурировать сотрудники кредитного учреждения. Такие лица иногда способствуют в совершении преступления.
Чтобы преступление было квалифицировано по указанной статье:
— должно иметь место предоставление сотрудниками банка ложных (недостоверных) сведений;
— похищены деньги, выданные именно в качестве кредитных средств.
Привлечь к ответственности можно только физических лиц, которые достигли определенного возраста (16 лет). Также должен быть установлен умысел, признаками которого могут быть:
— отсутствие необходимого для оплаты кредита дохода;
— непредставление информации о наличии других займов;
— сомнения в подлинности представленных документов.
Преступление будет признано завершенным при поступлении денег на счет заемщика.
В некотором смысле банк бывает виновным в том, что случилось. Ведь сотрудники банка могут быть недобросовестными лицами. Или же учреждение не потрудилось должным образом проверить представленные документы.
Принимать участие в незаконной операции вполне могут сотрудники банка. Заемщики в таких случаях вступают с ними в сговор. Причем бывает, что это не просто рядовые сотрудники. Нередко в преступной схеме могут быть замечены руководители, акционеры и прочие лица, которые имеют влияние на банк.
Наличие банковских работников в сговоре с мошенниками свидетельствует об умысле в совершении преступления. То есть такие обстоятельства, очевидно, говорят о том, что злоумышленники не собирались возвращать деньги.
При расследовании стоит учитывать, что не всегда ключевым лицом является заемщик. Документы могут быть оформлены на подставное лицо. Фактически полученными средствами будут пользоваться совершенно другие люди.
Для того чтобы выявить, в чем дело, нужно проверить различные факторы:
— является ли организация искусственно созданной. То есть создавалась ли она только с целью хищения кредитных денег;
— имело ли место намеренное искажение сведений. Злоумышленники могут понимать, как проходит проверка заемщика и тем самым подготовиться, исказив свои данные;
— были ли подделаны представленные документы. Это может быть удостоверение личности, трудовая книжка, справки и прочие бумаги;
— использовалось ли банкротство с целью уйти от долговых обязательств;
— действует ли группа лиц. При проверке учитывается также наличие сотрудников банка в данной группе. Если такой работник есть, проверят его причастность к содеянному;
— иные факторы в зависимости от конкретной ситуации.
Такая проверка нужна, чтобы установить наличие умысла в совершенном деянии. Часто этим занимаются уже сотрудники органов дознания или следствия.
Иногда расследование начинает проводиться еще до момента совершения преступления. Заметив сомнительные действия злоумышленников, служба безопасности банка начинает принимать меры заранее. В итоге преступника могут поймать с поличным.
Также при расследовании проверяется наличие обмана или злоупотребления доверием. Указанные факторы свидетельствуют об умышленности.
Кроме того, проверяют следующие данные:
— предметы залога. Такое имущество может вовсе не принадлежать заемщику. Более того, возможно, что оно вообще не существует;
— бухгалтерский баланс. Документ может содержать искаженные показатели. Из них может казаться, что организация имеет благополучное финансовое состояние;
— предоставление залога, которые не имеет ценности. То есть это может быть имущество, которым невозможно пользоваться в установленных для него целях.
Обычно расследование происходит следующим образом:
— устанавливается, какие обстоятельства подлежат расследованию;
— расставляют приоритеты. То есть определяют, что нужно сделать в первую очередь и какие действия не требуют отлагательства. Возможно, нужно в срочном порядке изъять документы у злоумышленников, провести обыск и так далее;
— определяют, что имеет ключевое значения для уголовного дела;
— устанавливают, какие факты подлежат доказыванию в рамках расследования.
Расследование основывается на информации, полученной из следующих источников:
— допрос подозреваемых и других лиц, имеющих к ним отношение. Допрос третьих лиц;
— информация, полученная в результате обследования помещений злоумышленника;
— консультирование со специалистами в сфере кредитования;
— данные, полученные в ходе проверки предметов залога;
— инвентаризационные и ревизионные акты;
— сведения, полученные при проверке всей документации;
— информация из разных госструктур, имеющая отношение к делу;
— экспертиза, если такая проводилась;
— другие всевозможные источники.
Какие факты могут говорить о незаконности деяния:
— несоответствие данным об организации, полученным из органов налоговой службы;
— несоответствие документов тем, что указаны в ИФНС;
— фактическое отсутствие активов, которые числятся на балансе организации;
— взаимодействие сотрудников банка с подозреваемыми;
— наличие серой или черной бухгалтерии;
— наличие поддельных печатей;
— другие факты в зависимости от ситуации.
1. Виновницу привлекли по части 4 статьи 159.1 и ч. 1 ст. 176 Уголовного кодекса РФ. Было установлено, что подсудимая при получении кредитов руководствовалась корыстными мотивами. Хотела извлечь личную материальную выгоду и похитить средства в особо крупном размере. Для этих целей она вступила в сговор с другими лицами. Помимо этого, она знала, как предоставляет кредиты соответствующий банк и обладала познаниями в области юриспруденции и бухучета. Это позволило ей сфабриковать документы, содержащие ложные сведения о финансовых показателях заемщиков. Суд также установил, что виновница изначально не собиралась исполнять взятые на себя обязательства по кредитным договорам.
Кроме того, определением Арбитражного суда была признана недействительной цепочка сделок. В указанном ниже постановлении подсудимая хотела отменить данное определение о признании ее сделок недействительными.
Суд, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, в удовлетворении требований отказал. Определение было оставлено без изменения (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 № 16АП-3380/2021 по делу № А63-13588/2020).
2. Виновник был осужден по части 1 статьи 159.1 УК РФ. В кассационной жалобе осужденный хотел применить положения ч. 6 ст. 15 УК РФ и ст. 64 УК РФ. Также ссылался на п. 6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ. Перечисленные нормы указывают на возможность назначения более мягкого наказания.
Суд апелляционной инстанции отказал в применении указанных статей. Невозможность применения данных положений была им юридически обоснована. С такой позицией согласился Кассационный суд. Дело в том, что преступление, совершенное по части 1 ст. 159.1 УК РФ относится к категории небольшой тяжести. В силу данных обстоятельств доводы осужденного о применении таких положений рассмотрению не подлежат (Кассационное постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2023 № 77-513/2023).
3. Было привлечение по части 4 статьи 159.1 УК РФ. В этом случае действовала организованная группа людей, хищение было в особо крупном размере. Также использовали служебное положение. Была установлена:
— устойчивость соучастников;
— сплоченность,
— четкое распределение между ними ролей;
— согласованные действия, направленные на достижение преступного результата.
Служебные полномочия были использованы лицом, назначенным генеральным директором организации. Данное лицо обладало организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Используя эти возможности, она представила интересы компании в банке, в которой являлась директором. В частности, гендиректор оформила и подписала документы, где заемщиком выступала организация. Документы содержали недостоверные и заведомо ложные сведения.
Суд согласился с данной оценкой и выводами суда первой инстанции. При этом в некоторых аспектах вынесенный приговор был изменен. Фигурантам уголовного дела установили условные сроки (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2022 по делу № 10-16105/2022).
Вы можете оставить первый комментарий