Учреждения — это некоммерческие организации (НКО), которые не являются собственниками своего имущества. Для них законами предусмотрен особый порядок учета и управления имуществом, находящимся у них на балансе. О том, что такое ОЦДИ, каким образом объекты относят к категории особо ценных и ведут их бухучет, расскажем далее.
Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Чапис Елена
Содержание
- Особо ценное имущество
- Имущество, которое должно быть в перечне ОЦДИ
- Утверждение перечня особо ценного движимого имущества
- Внесение изменений в перечень
- Учет особо ценного движимого имущества
- Распоряжение особо ценным движимым имуществом
- Списание особо ценного движимого имущества
- Перечень ОЦДИ автономного учреждения
Особо ценное имущество
Бюджетное учреждение, помимо основной, вправе вести иную деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (закон № 7-ФЗ).
Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, так как это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (закон № 174-ФЗ).
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) — это имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Одновременно с принятием решения о закреплении имущества за учреждением или о выделении средств на его приобретение учредитель принимает решение об отнесении имущества к ОЦДИ.
В бюджетных (БУ) и автономных учреждениях (АУ) к ОЦДИ могут быть отнесены следующие виды нефинансовых активов:
а) основные средства;
б) НМА;
в) материальные запасы.
К ОЦДИ не относятся;
а) деньги (письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3517);
б) исключительные права на РИД. Вне зависимости от балансовой стоимости, исключительные права на РИД не могут быть определены в качестве особо ценного объекта, поскольку не являются движимым имуществом (письмо Минобрнауки РФ от 07.11.2019 № МН-15/583-ЮС).
К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, не предназначенное для осуществления основной деятельности БУ или АУ, а также имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от совершаемой в соответствии с уставом деятельности.
Имущество, которое должно быть в перечне ОЦДИ
При отнесении объектов к особо ценным главным критерием является балансовая стоимость.
Конкретный порядок включения имущества в состав ОЦДИ и критерии отнесения объектов к категории ценного движимого имущества определяются с учетом Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. Этот документ устанавливает интервалы, в которых может быть определен на соответствующем уровне нижний порог балансовой стоимости ОЦДИ:
а) от 200 до 500 тыс. рублей — для федеральных БУ, АУ;
б) от 50 до 500 тыс. рублей — для региональных БУ, АУ;
в) от 50 до 200 тыс. рублей — для местных БУ, АУ.
С учетом указанных критериев учредители для своих подведомственных БУ и АУ определяют перечни ОЦДИ.
Реестры ОЦДИ установлены:
а) органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя — для федеральных БУ и АУ;
б) в порядке, производимом высшим исполнительным органом госвласти региона и местной администрацией — для региональных и муниципальных АУ;
в) органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя — для региональных и муниципальных учреждений.
В перечни включены:
а) объекты установленной балансовой стоимости, стоимость которых, к примеру, превышает 500 тыс. рублей;
б) активы, без которых ведение основной деятельности существенно затруднено;
в) объекты, отчуждение которых осуществляется в специальном порядке, установленном законами. Это музейные коллекции и предметы, находящиеся в собственности учреждений культуры, объекты, включенные в состав госчасти Музейного фонда, а также документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда.
Балансовая стоимость актива может быть ниже установленной. Однако если без такого объекта ведение основной деятельности БУ или АУ существенно затрудняется, такие объекты попадут в реестр ОЦДИ. К таким активам могут относиться:
а) транспортные средства,
б) компьютеры, оргтехника и серверное оборудование,
в) аудио-, фото- и видеоаппаратура,
г) средства коммуникации и связи,
д) прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь.
В перечне ОЦДИ отражается информация как об объектах, которым учреждение распоряжается самостоятельно, так и об объектах, которым оно распоряжаться самостоятельно не вправе.
В связи с этим, по мнению Минфина, при обособлении ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно, при ведении перечня ОЦДИ возможно вести обособленно два раздела:
а) ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно;
б) ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Такое мнение Минфин РФ высказал в письме от 31.08.2017 № 02-06-10/56069.
Утверждение перечня особо ценного движимого имущества
Бюджетное (автономное) учреждение обязано вести реестр особо ценных объектов в силу специального статуса такого имущества.
Ведение перечня ОЦДИ осуществляется учреждением на основании:
а) сведений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к ОЦДИ;
б) балансовой стоимости;
в) об инвентарном номере.
Перечни ОЦДИ и изменения, вносимые в них, утверждаются учредителем.
Внесение изменений в перечень
Изменения в содержание перечня ОЦДИ учреждений вносятся в случаях:
а) выбытия объекта ДИ, относящегося к категории особо ценного, в связи с его списанием, продажей, безвозмездной передачей и на иных основаниях;
б) приобретения объекта ДИ, относящегося к категории особо ценного;
в) изменения данных по объектам, включенным в перечень ОЦДИ;
г) изменения видов ОЦДИ.
Для внесения изменений учреждение представляет учредителю проект перечня с периодичностью, которую определил орган, утверждающий перечень.
Внесение изменений в перечень осуществляется путем его утверждения в новой редакции.
Учет особо ценного движимого имущества
ОЦДИ бюджетного (автономного) учреждения учитывается на соответствующих счетах 100 00 «Нефинансовые активы» Единого плана счетов по аналитической группе синтетического счета объекта учета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» (инструкция, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). К ним относятся следующие счета:
а) 0 101 20 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
б) 0 102 20 000 «Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
в) 0 104 20 000 «Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения»;
г) 0 105 20 000 «Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
д) 0 106 20 000 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения»;
е) 0 107 20 000 «Особо ценное движимое имущество учреждения в пути».
В бюджетных и автономных учреждениях, осуществляющих приносящую доход деятельность, может быть имущество, приобретенное за счет заработанных средств и соответствующее критериям, установленным для ОЦДИ. Такие НФА отражают на счетах, предназначенных для особо ценных объектов.
При этом формировать расчеты по ним с учредителем не нужно (письмо Минфина РФ от 13.01.2020 № 02-07-10/668).
Распоряжение особо ценным движимым имуществом
По общему правилу бюджетное (автономное) учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться ОЦДИ (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
К объектам, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, относятся активы:
а) закрепленное за БУ или АУ, собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения;
б) приобретенное БУ или АУ за счет средств, выделенных собственником имущества. При этом к ним не относятся средства, полученные учреждением в рамках приносящей доход деятельности.
Остальными объектами, которые находятся у учреждений на праве оперативного управления, они вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетные и автономные учреждения вправе самостоятельно осуществлять списание, продажу, передачу в аренду или безвозмездное пользование ОЦДИ, приобретенного ими за счет внебюджетных средств, а также объектов, не отнесенных к особо ценным, вне зависимости от источников их приобретения.
Продажа особо ценного ДИ, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями и приобретенного за счет приносящей доход деятельности, осуществляется самостоятельно путем проведения торгов.
Заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении объектов, закрепленных на праве оперативного управления, может быть осуществлено только путем проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В случае сдачи в аренду с согласия собственника недвижимого имущества и ОЦДИ финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Списание особо ценного движимого имущества
Решение о списании имущества принимает его собственник, учреждение не вправе принимать такое решение.
Учреждения вправе осуществлять списание самостоятельно:
а) ОЦДИ, если оно приобретено за счет внебюджетных средств;
б) актива, которое не относится к ОЦДИ, — вне зависимости от источников его приобретения.
Вопросы списания имущества государственных БУ и АУ регламентированы положением об особенностях списания федерального имущества (утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834).
Списание госимущества — это комплекс действий, связанных с признанием его непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению. Необходимость списания актива может возникнуть, к примеру, ввиду физического или морального износа объекта.
Списание возможно в отношении активов, выбывших из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения либо если невозможно установить их местонахождение.
Выбытие ОЦДИ подразумевает ликвидацию объекта (разборку, демонтаж, уничтожение, утилизацию и т.п.). Поэтому возможность его дальнейшей реализации не предусмотрена и будет являться нарушением.
Перечень ОЦДИ автономного учреждения
Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Перечни ОЦДИ в силу части 3.1 статьи 3 закона № 174-ФЗ определяются в отношении автономного учреждения:
а) сформированного на базе имущества из федеральной собственности, — федеральными госорганами, обладающими функциями учредителя;
б) созданного на базе объектов региональной собственности регионов, — в порядке, установленном высшим органом госвласти региона;
в) на базе имущества, принадлежащего муниципалитету, — в порядке, установленном местной администрацией;
г) на базе имущества, в отношении которого полномочия собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории — в порядке, установленном органами публичной власти федеральной территории.
Такая градация призвана обеспечить более детальный подход к определению перечня ОЦДИ, исходя из сферы деятельности, к которой относится автономное учреждение.
Вы можете оставить первый комментарий